Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция № 8. Россия во второй половине XVIII века
Вопросы: 1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины Великой. 2. Реформы Екатерины II в пользу дворянства. 3. Крестьянское восстание под предводительством Е. И. Пугачева.Развитие самодержавия. 4. Реформы Павла I. 1. «Просвещенный абсолютизм» Екатерины Великой На внутреннюю политику Екатерины II оказывали влияние многие обстоятельства. С одной стороны, к моменту ее воцарения страна переживала упадок крестьянского хозяйства: отсутствовал рынок свободной рабочей силы для развития мануфактурного производства, не хватало денег в казне. Это требовало расширения свободы предпринимательской деятельности, ослабления государственного контроля над экономикой, вовлечения большего числа населения страны в свободную экономическую деятельность и в политическую жизнь. Такой подход был близок самой Екатерине, хорошо знакомой с трудами французских просветителей. Но, с другой стороны, нарастание народного недовольства, вылившегося в крестьянскую войну под предводительством Е. И. Пугачева, революционный взрыв во Франции, критика крепостнических порядков и пропаганда либеральных идей русскими просветителями Н.И. Новиковым и А.И. Радищевым требовали постеленности и осторожности в проведении реформ, а порой вели к ужесточению внутренней политики. Кроме того, Екатерина была вынуждена считаться с тем, что она пришла к власти, не имея законных прав на престол. Поэтому осторожность требовалась ей и для того, чтобы избежать нового дворцового переворота. Все это делало внутреннюю политику императрицы противоречивой: одни ее мероприятия были в духе «просвещенного абсолютизма», а другие направлены на усиление репрессивных мер. Идеи «просвещенного абсолютизма» были разрабетаны в сочинениях выдающихся французских мыслителей Вольтера, Монтескье, Дидро, д'Аламбера, Руссо. Основным мотивом у них была критика феодального общества со всеми его пороками. Они отстаивали мысль о том, что каждый человек рождается свободным, выступали за уничтожение средневековых форм эксплуатации и деспотического государственного управления. Согласно разработанной просветителями теории «общественного договора», народ делегирует часть своих полномочий, принадлежащих ему по «естественному праву», правителям, и таким образом в обществе обеспечивается разделение функций: одни занимаются производительным трудом, другие - обороной, третьи - управляют страной. Критике подвергалась и католическая церковь. Просветители предлагали лишить ее земельной собственности и права активно вмешиваться в политику. Екатерина II во многом разделяла эти идеи, но имела свое видение политики «просвещенного абсолютизма», которое изложила в «Наказе» Уложенной комиссии. Она отвергла идею «естественного права» и «общественного договора», считая, что в России главным способом организации общества может быть только неограниченная власть монарха (но «просвещенного монарха», «философа на троне»), который разработает идеальную систему законов. Помощь «просвещенному монарху» в управлении государством должны оказывать дворяне. Не критикуя места и роли православной церкви в обществе, императрица, вслед за французскими просветителями, выступила с идеей передачи в государственное управление монастырских и церковных земель (секуляризации). В 1764 г. был издан указ о секуляризации церковных земель и переводе двух миллионов монастырских крестьян в категорию государственных. Основными мероприятиями Екатерины в русле политики «просвещенного абсолютизма» стали: 1. Учреждение дворянского Вольного экономического общества (1765). 2. Упорядочение крестьянских повинностей в западных (прибалтийских) губерниях. 3. Предоставление права открытия предприятий без разрешения правительства (1775). 4. Секуляризация церковных владений на Украине (1786). 5. Разрешение всем желающим заниматься промыслами (1767). 6. Запрещение публичной продажи крепостных крестьян за долги помещиков (1771). 7. Разрешение создания вольных типографий (1783).. 8. Начало проведения школьной реформы (1786) и др.
|