Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Внутренняя политика Николая I
Николай был третьим сыном Павла I. К роли самодержавного правителя России его никто не готовил, так как вступление на престол при двух старших братьях для него было маловероятным. Николая готовили к военной карьере. Династический кризис и восстание 14 декабря 1825 г. наложили серьезный отпечаток на все его царствование, заставили предпринять шаги по упрочению самодержавного строя. В отличие от Александра I, Николай стремился сам решать не только важнейшие, но даже незначительные вопросы. Для личного контроля над делами министерств и ведомств он расширил функции Собственной его императорского величества канцелярии, которая начала доминировать в делах государственного управления и во многом подменять Кабинет министров. В январе 1826 г. царь создает II Отделение своей канцелярии во главе с возвращенным из ссылки М. М. Сперанским. Главной его задачей должна была стать подготовка единого Свода законов страны. Прежде эта работа велась десятилетиями и успеха не принесла. Сперанскому удалось выполнить ее всего за пять лет. В 1832 г. было опубликовано первое Полное собрание законов Российской империи (в 45 томах), а в 1833 г. - Свод действующих законов государства. Болышое внимание Николай I уделял укреплению дворянского сословия. Его беспокоило продолжение начавшегося еще перед Отечественной войной обнищания части дворянства. Для укрепления материальной базы дворянства был изменен порядок наследования крупных имений (включавших не менее 400 крестьянских дворов). Теперь они не могли быть раздроблены между наследниками или проданы, а передавались в порядке наследования старшему представителю рода. Николай прекрасно понимал, что главным продолжает оставаться крестьянский вопрос. К тому времени даже среди крупнейших помещиков никто не оспаривал положения о том, что жизнь и быт крестьян следует улучшить. Так была запрещена продажа крепостных с аукционов за долги, запрещалась «розничная» продажа членов одной семьи. В 1842 г. был принят указ об обязанных крестьянах, по которому помещики могли заключать с крестьянами договор о предоставлении им земельных участков в наследственное владение (этим своим «правом» помещики так и не воспользовались). Было дано разрешение помещикам освобождать крепостных без земли, в 1847 г. крепостные получили право выкупа на свободу в том случае, если поместье их владельца выставляется на продажу за долги. Наконец, в 1848 г. им было предоставлено право выкупать незаселенные земли и строения. Однако, несмотря на все нововведения, крепостное право в России продолжало сохраняться. Одним из важнейших направлений царствования Николая I стала борьба с любыми проявлениями несогласия и оппозиционности царизму. После восстания декабристов, царь решил по-новому организовать деятельность политической полиции и поставить ее под свой личный контроль. Указом 3 июля 1826 г. было создано IIIОтделение императорской канцелярии, которому были поручены все политические дела и контроль за умонастроениями. «Филиалы» этой организации были созданы и на местах для наведения порядка. В распоряжении шефа IIIОтделения находилась вооруженная сила корпуса жандармов (шефом обоих этих подразделений стал отличавшийся жестокостью и облеченный особым доверием царя генерал А. Х. Бенкендорф). Для обуздания «распустившейся печати» Николай поставил ее под жесткий цензурный контроль (цензурный устав 1826 г. был метко назван «чугунным»). Таким образом, главным направлением внутренней политики Николая I стало укрепление дворянской империи и борьба против революционной угрозы. Даже разработка проектов реформ осуществлялась исключительно в этих целях.
|