Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Русская культура во второй половине XIX века






Бурное развитие отечественной науки и культуры во второй половине XIX в. неразрывно связано с обшим направлением развития страны. Освобождение крес­тьян, политические реформы 1860-70-х годов, стремительные экономические преобразования, расширение границ империи не могли не сказаться положительно на науке, образовании, культуре, а также изменении духовной атмосферы в обществе.

Перемены в экономике страны активизировали развитие естественных наук и их прикладной направленности. Офор­милась петербургская школа математиков, яркими предста­вителями которой были П. Л. Чебышев и С. В. Ковалевская. Родоначальником московской школы физиков стал извест­ный специалист в области магнетизма и фотоэлектрических явлений А. Г. Столетов. Крупнейшие открытия в химии сде­лали Д. И. Менделеев (составивший периодическую систему химических элементов) и А. М. Бутлеров (разработавший те­орию строения вешества и ставший родоначальником совре­менной теории химических соединений). Основоположник отечественной физиологии И. М. Сеченов впервые предложил физиологическое объяснение психических явлений и чувств че­ловека. Физик А. С. Попов изобрел радиотелеграф. А. Ф. Мо­жайский сконструировал первый в мире самолет. С изобре­тением П. Н. Яблочковым И А. Н. Лодыгиным электрической лампочки началась революция в области энергетики.

Русские географические экспедиции под руководством П. П. Семенова-Тян-Шанского и Н. М. Пржевальского впер­вые исследовали и описали природно-географические особен­ности Средней Азии. Н. Н. Миклухо-Маклай первым из отече­ственных этнографов на протяжении долrotо времени изучал быт и обычаи населения островов Океании.

Выдающийся вклад в развитие исторической науки внесли С. М. Соловьев и В. О. Ключевский, подготовившие обобщаю­щие труды и курсы лекций по отечественной истории. Их лек­ции с успехом читались в Московском университете и Москов­ских высших женских курсах.

Особенностью развития отечественной литературы в эти годы стало обращение писателей к наиболее важным вопро­сам времени - проблемам борьбы нового со старым, вопросам ре­формирования общества, личных переживаний человека пере­ходной эпохи, утраты привычных ценностей и поиска нового нравственного идеала. Эти темы прошли красной нитью через романы Л. Н. Толстого: «Война и мир», «Анна Каренина», «Вос­кресение», и И. С. Тургенева: «Отцы и дети», «Накануне», «Новь», поэзию Н. А. Некрасова («Кому-на Руси жить хоро­шо», «Размышления у парадного подъезда»). Повышенным психологизмом отличались романы Ф. М. Достоевского («Пре­ступление и наказание», «Братья Карамазовы»), предсказы­вавшего страшные последствия революционного насилия для судеб России («Бесы»). Необычным явлением в литературе конца века стали пьесы, рассказы и повести А. П. Чехова («Чайка», «Скучная история» и др.), обращенные в основном к роли русского интеллигента в условиях меняющегося общест­ва. Пьесы А. Н. Островского («На всякого мудреца довольно простоты», «Гроза», «Доходное место» и др.) обличали пороки патриархального быта русского купечества.

Впервые за всю историю русской живописи ее главным ге­роем стал народ. По инициативе И. Н. Крамского в 1870 г. было образовано Товарищество художественных передвижных выставок, независимое от контроля властей. Вокруг Товарище­ства объединились наиболее передовые художники, основу ра­бот которых составлял реализм и обличение окружающей со­циальной действительности. Наиболее характерными в этом отношении стали произведения И. Н. Крамского («портрет Л. Н. Толстого), В. Г. Перова («Чаепитие в Мытищах», «Сель­ский крестный ход на Пасху», «Тройка»), И. Е. Репина («Бур­лаки на Волге», «Не ждали», «Запорожцы пишут письмо турец­кому султану»), В. И. Сурикова («Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», «Покорение Сибири Ермаком») и др.

Правда реальной жизни впервые нашла отражение в теат­ральных постановках. Драматические театры стали центрами кулылурной жизни. Высокое мастерство, раскрытие глубин че­ловеческого характера отличали творчество М. Н. Ермоловой, ставшей великой актрисой на сцене Малого театра. Хореогра­фическим мастерством выделялось творчество прославленной балерины М. Ф. Кшесинской, выступавшей на сцене Мариин­ского театра. Крупнейшим балетным постановщиком этого времени был М. И. Петипа.

Использованием народных мотивов и доступностью для широкой аудитории отличалось в эти годы музыкальное искус­ство. В 60-е гг. в Петербурге и Москве открылись первые рус­ские консерватории. Мотивы народной музыки наиболее ярко были представлены в операх А. С. Даргомыжского «Русалка», М. П. Мусоргского «Борис Годунов», Н. А. Римского-Корса­кова «Царская невеста», А. П. Бородина «Князь Игорь», составивших кружок музыкантов, известный как «Могучая кучка». Наиболее популярным в эти годы было творчество П. И. Чайковского, создавшего выдающиеся оперные произведения: «Евге­ний Онегин», «Пиковая дама», балеты «JIебединое озеро». «Щелкунчик» и др.

Творения русских мастеров XIX в. вошли в сокровищницу отечественной и мировой культуры и определили основные жа­нры и направления развития культуры в наступающем XX веке.

Сегодня всем известно, что мировую культуру невозможно представить без произведений великих российских писателей, художников, композиторов….


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал