Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Марксистская икритическаяантропология






Карл Маркс основывал свои политическиеубеждения на изучении общества и механизмов социальных изменений.Маркс многое почерпнул из антропологических исследований, особенноевлияние уже к концу его жизни на него оказали работы Л. Моргана. Идеи К. Маркса развил Ф. Энгельс в книге «Происхождение семьи, частной собственности и государства». В основе марксистского подхода лежит идея о том, что человечество проходит через несколько стадий развития: от первобытного коммунизма, через рабовладельческий строй, феодализм, капитализм к коммунизму, и переход от одной стадии к другойявляется систематической трансформацией множества факторов.

Начиная с 1960-х, в марксистской антропологии стали развиваться двавесьма различных подхода. Первый базируется на работах Л.Альтюссера, повлиявшего на многих антропологов, включая Е. Террэй (1972), а такжена работах М. Годелье (1977), который сочетал идеи Маркса с идеямиЛеви-Строса, создав то, что иногда называют «структуральным марксизмом». Обе школы стремятся использовать для изучениянекапиталистических обществ те методы анализа, которые Маркс применял к капиталистическому обществу. Эти авторы уделяют особое внимание понятию «способ производства», которое использовалось Марксом дляизучения взаимосвязанного социального целого, организующего производство и воспроизводство в обществе. Следуя Марксу, упомянутые авторы сделали акцент на том, как путем эксплуатации одного класса другиморганизован труд. В терминахспособа производства здесь изучается, каким образом различные факторыпозволяют системе воспроизводиться и при каких условиях эта система рушится.

В направлении «критическая антропология» представлен сплав дисциплин, в котором ученые разных теоретических позиций осуществляют анализ способа жизни конкретного народа и влияния на него политико-экономической деятельности государств-наций и других «систем контроля».

Критическая антропология происходит из марксизма, литературной критики и постструктуралистской философии, а также из антропологии.

Критическая антропология принимает, признает, уважает и стремитсяосветитьвнутреннююинтегрированость культурной системы –структуры –не полагая, что такая система должна быть гомогенной, функциональной, сохранением прошлого, результатом маргинальности или созданиядоминантной системы.

Критическая антропология признает культурное, этническое и индивидуальное разнообразие как основу человеческой природы. Она стремится ставить новые вопросы об обществе и культуре, отвечая на них так, чтобы развивать понимание разнообразных народов мира, вносить вклад в живую и трансформирующуюся гуманитарную и естественно-научную область антропологии, преодолевать несправедливость и стереотипы, существующие в государствах-нациях, промышленности и других доминирующих политико-экономических формациях, поддерживать общую целостность в сохранении достоинства тех культур, которые становятсяпредметом ее исследования.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал