Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структурализм
Возникновение структурализма как направления в антропологии относится к рубежу 50-60-х годов. Основой для структурализма послужила методология структурного анализа, применявшаяся с 20-х годов к разработкепроблем лингвистики и литературоведения. Применение структурного анализа к социальным явлениям, явлениям культуры находит широкое распространение к середине 1960-х годов в работах таких французских исследователей, как К. Леви-Строс, Ж. Лакан, Р. Барт, Фуко, Ж. Деррида, которые изучают этнографические, историко-научные, историко-культурные, эстетические образования как совокупности взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, смысл которых определяется не их собственнымсодержанием или внешними связями, но местом в социальной системе. Структурализм как общеметодологическое течение исходит из представления о преобладании, преимуществе структурного измерения в любых явлениях окружающего мира и, следовательно, из примата структурного анализа как метода познания природы и общества. В социальных феноменахструктурализм пытается отыскать нечто объективное, не подверженноесубъективным влияниям и изменениям. Такую объективность можнонайти в структурах: они не зависят от сознания, воплощают устойчивыймомент действительности и создают тем самым возможность научного исследования. Структурный анализ в социальных науках –это поиск аналогий со строением языка во всех сферах культуры и социума. Метод структурного анализа связан с методами структурной лингвистики, семиотики иописывающими их некоторыми разделами математики. Наиболее выдающимся структуралистом из нелингвистов, несомненно, является К. Леви-Строс, создавший школу структурной антропологии. Леви-Строс применил модель структурной лингвистики как основу понимания культуры и сознания человека. Он предложил понимать культурукак поверхностное выражение универсальной человеческой тенденцииупорядочивать и классифицировать явления и опыт. Большой важностью дляструктурной антропологии обладает принцип бинарных оппозиций (например: левое-правое, сырое-вареное, природа-культура, периферия-центр, женщина-мужчина). Таким образом, структурализм можно назвать рациональной теориейобщества, утверждающей, что разнообразные культурные формы, встречающиеся в реальности, отражают ряд когнитивных оппозиций (возможныхвариантов проявления первомодели), моделирующих (в более фундаментальном плане) структуру человеческого ума. Постструктурализм –критическое направление и идейное течение вкультурной жизни Запада. Благодаря течению постструктурализма возникает практика анализа художественного текста – «деконструкция». Деконструкция заключается в выявлении внутренней противоречивости текста, в обнаружении в нем скрытых и незамечаемых«остаточныхсмыслов», доставшихся в наследие от речевых, дискурсивных практик прошлого, закрепленных в языке в форме неосознаваемых мыслительных стереотипов, которые в свою очередь столь же бессознательно и независимо от авторатекста трансформируются под воздействием языковых клише его эпохи. Все это приводит к возникновению в тексте так называемых «неразрешимостей», т.е. внутренних логических тупиков, как бы изначально присущих природе языкового текста. Выявить эти «неразрешимости», сделать их предметом тщательного исследования и является задачей деконструктивистского критика. Здесь отрицается возможность единственно правильной интерпретации литературного текста, утверждается неизбежная ошибочность любогопрочтения. В самомобщемплане теория постструктурализма –это выражение философского релятивизма и скептицизма, «эпистемологического сомнения», являющегося посвоей сути теоретической реакцией на позитивистские представления оприроде человеческого знания. М. Фуко исследует дискурсивные формации в психиатрии, медицине, гуманитарных науках, т.е. изучает способы восприятия, классификации, распределения «здоровья», «знания» в социальном пространстве. Любоеразграничение здоровья –болезни, нормы-патологии, истины-лжи зависит, по Фуко, от распределения «символической собственности» или иначе –отправа различных социальных групп говорить, называть, высказываться очем-то. Именно эти возможности высказывания, сосредоточенные в различных «очагах власти», лежат в основе всякой теории и всякой практики –всего, что воспринимается и осознается в данный исторический период. Именно в рамках постструктурализма развивается качественная методология социально-антропологического и социологического исследования, основанная на анализе текстов глубинных интервью –нарративов, биографий, устных историй.
|