Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Исследования повседневности
Социология повседневности задает теоретическую рамку социальнойантропологии современного общества. Основателем социологии повседневности является Альфред Шюц. Социология повседневностистремится теоретически осмыслить социальный мир в его сугубо человеческом бытии, в соотнесении с представлениями, идеями, целями и мотивами практически действующих социальных индивидов. Исследователи повседневности пытаются обнаружить формальные структуры общения, ускользающие от внимания ученых при объективистском подходе. Мир повседневности –это обычная, привычная, типичная, рутинная, естественная среда человеческого существования, контрастирующая сосредой, созданной исследователем при проведении психологических экспериментов и опросов. Люди ведут себя по-другому, когда знают, что ихизучают, особенно, когда исследователь явно и сильно манипулируетсредой. Теоретические основания исследования повседневной жизни представлены феноменологической социологией Альфреда Шютца. Ключевыми понятиями социологии повседневности выступают «жизненный мир» (Lebenswelt) по Э.Гуссерлю, или «мир опыта» по У.Джемсу, или «конечная смысловая сфера» по А.Шюцу. Это некоторая совокупностьданных нашего опыта, если все они демонстрируют определенный когнитивный стиль и являются - по отношению к этому стилю - в себе непротиворечивыми и совместимыми друг с другом. Иными словами, это совокупность всех возможных или действительных горизонтов опыта человеческой жизни, как совокупность интерсубъективно разделяемого опыта повседневной жизни, в том числе, восприятие природных объектов, другихлюдей, материальных и символических продуктов человеческой деятельности. Каждый из «жизненных миров» (например, мир религии, мир науки, мир работы, сна, фантазий, душевной болезни и так далее) внутренне непротиворечив, так как обладает собственной «логикой», собственным стилем восприятия и мышления. В рамках социологии повседневности основной целью исследователяявляется изучение формальных и неформальных правил взаимодействия вопределенном сообществе или организации. Наблюдая взаимодействиеучастников практического действия, исследователь выявляет механизмыконструирования изучаемой реальности, открывает формальные свойстваповседневных, практических, основанных на здравом смысле действия. Для исследователя важно понять, что в ходе каждодневных взаимодействий вырабатывается повседневное знание, которое люди разделяют другс другом в привычной самоочевидной обыденности повседневной жизни. Метод проведения исследований связан с проблематизацией повседневности: чтобы открыть правила повседневного взаимодействия, «увидеть» их, необходимо стать чужаком в отношении обычного характера повседневных сцен, то есть отстраниться. При этом исследователь, становящийся участником, должен стремиться ненарушать естественный ход событий, не вмешиваться в процессы, происходящие в жизни сообщества.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Расскажите об основных идеях эволюционистского направления вантропологии. 2. Как понимается термин «функционализм» в социальнойантропологии? Расскажите об основных представителях функционализма иих идеях. 3. В чем состоят сильные и слабые стороны функционализма? 4. Расскажите о марксистском подходе к антропологическим исследованиям. 5. В чем состоит критическая перспектива социальной антропологии? 6. Что такое структурализм? Каково его применение в антропологии? 7. Расскажите об интерпретативной антропологии. 8. Как изучается повседневность в социальной антропологии?
|