Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие общества






Понятия «общество», «общественный», «социальный» чрезвычайно распространены, хотя их смысл часто оказывается весьма многозначным. Прежде всего, необходимо различать термины «общность» и «общество». Общность определяется как форма совместного бытия или взаимодействия людей, связанных общим происхождением, языком, судьбой и взглядами (таковы, например, семья и народ).

Общество – это продукт целенаправленной и разумно организованной совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе совместных интересов и договоре. Общество рассматривается как совокупная деятельность людей, направленная на производство, поддержание и воспроизводство их жизни.

Еще в XIX в. возникла наука социология, предметом исследования которой стало общество, ее основоположником был Огюст Конт, считавший социологию «социальной физикой» и «позитивной моралью», способной стать новой религией всего человечества. Латинский глагол «социо» означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Отсюда первоначальное значение понятия «общества» - общность, союз, сотрудничество.

Смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей индивидов в единое целое. Выбор того или иного объяснения способа связи зависит от исходной мировоззренческой установки, в связи с чем исследование общества – это как бы другая сторона исследования человека. Человек – носитель любой формы социальности, от простейшей общности до современных цивилизационных и политических суперсистем.

Выясним характер закономерностей, объединяющих людей в некое целое, в общественный организм.

Выделяют три основных модели к объяснению этих связей и закономерностей.

Первый поход – натуралистический. Суть его в том, что человеческое общество рассматривается как естественное продолжение закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге – Космоса. С этих позиций тип общественного устройства и ход истории определяется:

а) ритмами солнечной активности и космических излучений (А. Чижевский, Л. Гумилев);

б) особенностями географической среды и природно-климатическими условиями (Монтескье, Л. Мечников);

в) спецификой человека как природного существа, его генетическими, расовыми и половыми особенностями (сторонники социобиологии – Э. Уилсон, Р. Докинс и др.).

Общество предстает здесь как своеобразное продолжение природы, ее высшее, но далеко не самое удачное и устойчивое образование. Этот «эксперимент» природы ввиду явного несовершенства человека и тяжести нерешенных глобальных проблем может привести к самоубийству человечества.

Второй подход может быть назван идеалистическим. Здесь сущность связей, объединяющих людей в общество усматривается в комплексе идей, верований, тех или иных мифов. История знает немало примеров существования теократических (от «теос» - бог) государств, где единство обеспечивается одной верой, которая становится государственной религией.Многие тоталитарные режимы основывались на единой государственной идеологии, которая в этом смысле выполняла (и выполняет) роль скелета общественного устройства. Рупором этой идеи выступал обычно религиозный лидер или вождь нации и народа, а те или иные исторические действия (войны, реформы и т. д.) зависели от воли этого человека, которая опиралась на данную идеологическую или религиозную систему. Практика показывает, что пока идея жива в сердцах миллионов людей, такие общества развиваются и процветают. В случае устаревания или выявлении ложности идеи, что обязательно сопровождается революциями, бунтами, расколами (религиозными, партийными и т. д.) и другими проявлениями «активного несогласия» идеологических противников, из системы выпадает несущий стержень, и она начинает деградировать.

Третий подход – материалистический. Здесь объяснение общественного устройства связано с анализом межчеловеческих связей и отношений, которые возникают в определенных климатических условиях и при наличии тех или иных верований, но имеют самодавлеющий характер. Этот подход связан с деятельность К. Маркса. К. Маркс разработал концепцию материалистического понимания истории, суть которой составляет положение о способе производства, который складывается объективно, то есть независимо от воли и сознания людей.Согласно этому подходу, связывает людей в общество не общая идея или общий Бог, а производительные силы и производственные отношения, видоизменения которых составляют основу общественно – экономических формаций как этапов мировой истории.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал