Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Общественное и индивидуальное сознание
Общественное сознание – это совокупность теорий, гипотез, настроений, чувств общества на определенном этапе его развития. Общественное сознание выступает как необходимая сторона общественно-исторического процесса, как функция общества в целом. Конечно, самостоятельность общественного сознания не абсолютна. Речь идет о самостоятельности в рамках определяющего воздействия материального общественного бытия. Самостоятельность же проявляется в том, что, получая информацию извне, общественное сознание реагирует на нее и развивается по своим собственным внутренним законам. Следовательно, чтобы ответить на вопрос, в чем заключается относительная самостоятельность общественного сознания, надо предварительно ответить на другой вопрос: каковы внутренние законы его развития? Прежде всего, выделим отсутствие «жесткой связи» между общественным бытием и общественным сознанием. Правда, формулировки законов, как правило, фиксируют наличие каких-то связей, а не их отсутствие, но в данном случае негативность, заложенная в формулировку, довольно точно схватывает суть закона. В некоторых исторических ситуациях эта закономерность проявляется в тенденции отставания общественного сознания от общественного бытия. Говоря об относительной самостоятельности общественного сознания, необходимо выделить и закон преемственности его развития. Поясним его действие на примере эпохи европейского Возрождения. Можно ли духовное, в том числе философское, содержание Возрождения вывести из творчества Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Рафаэля, Микеланджело, Эразма Роттердамского? Несомненно, социальные сдвиги, которыми ознаменовалось начало развития капитализма, имели первостепенное значение для становления гигантов Возрождения. Однако само это становление было бы невозможно, если бы они не опирались на гуманистическое наследие своих предшественников, и в частности не возрождали традиции античной философии и культуры. Кроме того, функционирует и закон взаимодействия различных форм общественного сознания. Политическое, правовое, нравственное, философское, религиозное, художественное сознание оказывают влияние друг на друга. При этом одна из форм может даже выступать в качестве определяющей. Так, в тоталитарном обществе под давлением господствующего политического сознания находятся, по сути дела, все остальные формы. Из содержания нравственного сознания, например, выбрасываются общечеловеческие моральные ценности, и нравственным объявляется лишь то, что служит достижению поставленных данным политическим строем целей. Яркий пример тому, запечатленный в истории советского периода образ Павлика Морозова, предавшего родителей ради идей коллективизации. Еще один и, пожалуй, важнейший закон, характеризующий общественное сознание — закон активного обратного воздействия общественного сознания на общественное бытие. Термин «обратное воздействие» применяется здесь довольно условно, т. е. общественное бытие и общественное сознание в интересах анализа разводятся настолько, чтобы можно было их взаимодействие выразить в привычных понятиях кибернетики. В действительности же общественное бытие и общественное сознание не являются чем-то внешним по отношению друг к другу, поскольку общественное бытие реализует себя и функционирует посредством сознания. При этом необходимо учитывать два обстоятельства. Во-первых, сознание влияет на развитие общества не само по себе, а через деятельность людей, исходящих из определенных обыденных или теоретических взглядов. И, во-вторых, активное воздействие на общественное бытие оказывают как прогрессивные, так и консервативные и даже реакционные идеи. Это означает, что сознание может ускорять развитие общества, может его консервировать и может даже способствовать его повороту вспять. На первый взгляд, выделение наряду с общественным сознанием сознания индивидуального, их подразумевающееся противопоставление друг другу может показаться непонятным. Разве человек, индивид, не есть существо общественное, и поскольку это так, то разве его индивидуальное сознание не есть в то же время сознание общественное? Жить в обществе и быть свободным от общества нельзя, и в этом смысле сознание индивида, безусловно, носит общественный характер, поскольку его развитие, содержание и функционирование определяется теми социальными условиями, в которых он живет. Общественное бытие отражается в сознании индивида по преимуществу не непосредственно, а пропущенным через социокультурные ограничители (связанные с уровнем культуры общества в целом, в том числе с господствующей картиной мира) и идеологические ограничители (связанные с особенностями восприятия общественного бытия, присущими отдельным большим социальным группам). И все же сознание индивида далеко не тождественно ни сознанию общества в целом, ни сознанию доминантных для данного индивида больших групп. Индивидуальное сознание - это отражение общественного бытия отдельным человеком через призму конкретных условий его жизни и его психологических особенностей.Это означает, что в сознании индивида сосуществуют (в одних случаях гармонично сочетаясь друг с другом, а в других - находясь в антагонистических противоречиях) различные духовные пласты и элементы. Таким образом, индивидуальное сознание - своеобразный сплав общего, особенного и единичного в сознании личности.
|