Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
На орбиту без учета сопротивления атмосферы .
Орбита, на которую выводится ИСЗ с течением времени изменяется, это связано с тем, что на спутник действуют: § хотя и небольшие, но в течении длительного времени аэродинамические силы; § переменное с течением времени гравитационное поле, обусловленное влиянием других небесных тел (кроме Земли) и в первую очередь Луны. Эти обстоятельства необходимо учитывать при определении: § времени существования спутника на орбите; § географического положения спутника по отношению к поверхности Земли в каждый момент времени; § и т.д.
Задача точного расчета движения спутника является кропотливой и сложной. Если необходимо исследовать движение спутника на небольшом интервале времени (после запуска), то действительное движение можно заменить на более простое, сводя задачу к движению двух тел. Задача будет более простой, если исходить из Кеплерового центрального поля тяготения и не учитывать сплюснутость Земли и ее суточные вращения. Траектория полета ИСЗ при этих допущениях представляет собой эллипс, в одном из фокусов которого находится центр Земного шара. Частным случаем эллиптической траектории спутника является окружность с центром в центре Земного шара. При выводе ИСЗ на ту или иную орбиту главный интерес представляют такие законы управления полетом ракеты-носителя, которые обеспечивают наименьшие энергетические затраты. Пример: наименьший расход топлива необходимый для вывода ИСЗ на заданную орбиту. Решение получается достаточно просто, если не принимать во внимание аэродинамические силы, действующие РН во время ее полета в плотных слоях атмосферы. Для спутника запущенного с поверхности Земли, такое решение будет иметь приближенный характер, а для спутника с Луны такое решение будет очень близко к действительному. Однако и для спутника с Земли такая постановка имеет смысл, т.к. позволяет сделать некоторые общие заключения. Пренебрегая аэродинамическими силами будем считать, что на РН действует только сила тяги двигателей и сила тяжести Земли. В момент вывода ИСЗ на орбиту, кривизной Земли и ее суточным вращением пренебрегаем, а ускорение силы тяжести считаем постоянным для всех высот полета. Задача заключается в отыскании такого закона и изменения силы тяги функции времени (по величине и направлению), чтобы на заданной конечной высоте полета (Нк ) вертикальная составляющая скорости ИСЗ (Vку), была равна нулю, а горизонтальная – (Vкх) имела максимальное значение.
Запишем уравнение движения ИСЗ в проекциях на оси координат OXY: φ – угол между осью ОХ (земной системы координат) и осью двигателя (если двигатель соединен неподвижно с ракетой, то φ тождественен углу тангажа Θ).
|