![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Введение в информатику
Эта тема номинально присутствует в любом варианте базового курса основной школы и заслуживает углубленного изучения. Прежде всего, с позиций ранее полученных знаний обсуждаются различные точки зрения на то, что представляет собой современная информатика. В старшей школе вполне естественно разобраться в этом вопросе и преодолеть ограниченность взгляда на информатику как на совокупность прикладных технологий. Плюрализм в данном случае естественен, так как информатика молода и формирование ее продолжается. Следует обсудить предельно широкое толкование информатики как совокупности «компьютерных наук» (Computer Science) и теоретических компонентов, включая кибернетику, а также более узкие подходы. Подчеркнуть, что несмотря на наличие разных точек зрения, представление об информатике в основном сформировано. Важно также донести до учащихся то, что информатику не следует относить лишь к одной из категорий наук типа «естественные», «математические», «гуманитарные»; она является фундаментальной наукой, которой присуши черты каждой из перечисленных категорий. В своих приложениях информатика в равной мере необходима естественникам, гуманитариям, да и, наконец, просто людям практической деятельности, не имеющим отношения к науке. Еще одно важное обстоятельство, которое следует всячески подчеркивать, — переплетение в информатике науки и технологии. При описании содержания и структуры информатики за основу берется известная классификация, выделяющая в информатике четыре основных составляющих: теоретическая информатика, средства информатизации, информационные технологии и социальная информатика. В курсе информатики в старшей школе естественно пытаться сформировать, пусть в упрощенном виде, обобщенные представления о каждой из этих составляющих. По форме организации учебного процесса данная тема, скорее всего, является чисто лекционной и может сопровождаться в качестве отчетного мероприятия подготовкой и защитой реферата (к которому следует предъявить и высокие технические требования по оформлению в современном текстовом редакторе). В ходе указанной лекции учитель, опираясь на изображенную на странице раздаточного материала или проецируемую на экран схему, коротко комментирует основные ее разделы, добиваясь формирования целостного представления об информатике как науке и источнике новых (информационных) технологий. Глубина проникновения в каждый вопрос на лекции относительно невелика и в значительной мере определяется тем учебным временем, которое учитель может затратить на данную тему. Большая глубина изучения для учащихся, проявляющих интерес к общим вопросам информатики, может быть реализована при подготовке рефератов. Обсуждение вопросов теоретической информатики, естественно, начинается с углубления в понятие «информация». Понимание многоплановости этого понятия весьма важно. Обычно в базовом курсе основной школы главные усилия при обсуждении информации связаны с ее измерением. Это объяснимо, но порождает определенный математический и технический крен. В излагаемом курсе нужно сделать шаг в указанном направлении: обсуждаются философские проблемы понятия «информация», дается краткое введение в теорию информации, информационное моделирование, теорию алгоритмов, системы искусственного интеллекта, методы представления знаний. Для учащихся с более прагматичным складом интереснее будет написание рефератов по современным средствам информатизации или информационным технологиям. Учебник Семакина (10-11) включает в себя минимальный обзор по этим вопросам, позволяющий систематизировать соответствующий материал и дающий достаточно информации для короткой лекции. Источниками дополнительной информации для учителя в процессе подготовки указанной лекции могут быть вузовские курсы информатики, например, адресованное учителю информатики учебное пособие Могилев, Хеннер, Пак «Информатика»(МХП). Еще одна тема, присутствущюая в первом разделе курса, — «Информационные ресурсы» (включая параграф «Информационные ресурсы России») — помещена туда в силу значимости вопроса; тем не менее она может быть при реализации курса отнесена и к разделу «Социальная информатика». Основная задача учителя при ее изучении — показать многообразие информационных ресурсов, существующих в современном мире, масштабность задач по поиску, хранению и обработке информации и обосновать тем самым необходимость развития соответствующих информационных технологий. То обстоятельство, что информация стала общественным ресурсом, что социальные последствия информатизации определяют развитие техники, экономики, социальной сферы лучше всего раскрыть на многочисленных примерах, в большом числе присутствующих в учебной литературе. Обсуждение информационных ресурсов современного общества в целом и национальных информационных ресурсов нашей страны в данном контексте является уместным. В целях систематизации знаний в этой сфере может быть полезна схема, приведенная на ниже. По каждой ее позиции учащимся может быть предложено написание реферата или выполнение небольшого проекта с оформлением его результатов в виде таблиц, презентаций, баз данных и т.п. Это может быть реализовано как часть практикума или как большое домашнее задание (типа практикуемых в вузах курсовых работ). Поскольку кругозор учащихся в этой сфере невелик, а доступ к информации ограничен, то коллективный проект можно посвятить темам из «близкого круга», например: «Информационные ресурсы моей школы», «Информационные ресурсы моего досуга» и т.п. Дополнительный материал при подготовке к занятиям по данной теме учитель может почерпнуть в учебном пособии МХП и приведенном в нем списке литературы. Содержание практической работы при изучении темы «Введение в информатику» целесообразно свести к следующим действиям: · повторение (практическое) основных приемов работы в операционной системе и с текстовым редактором Word; · освоение дополнительных возможностей Word (особенности работы со шрифтами, объектами, таблицами и т.д.); · подготовка рефератов по теме главы с использованием Word. В результате обучения учащиеся должны: · знать (понимать): многоаспектное понятия «информация», структуру современной информатики; · уметь: иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий; · использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности, в том числе самообразовании.
|