Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационное моделирование и системология
Компьютерное моделирование — одна из центральных и наиболее универсальных информационных технологий. Глубина изучения соответствующей темы в значительной мере определяет теоретический уровень курса информатики, служит реализации его общеобразовательного потенциала. Отметим, что ГОС-2004 выделяет как одну из целей изучения информатики на базовом уровне «овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии»; раздел «Информационные системы и модели» выделен в нем как самостоятельный. Мы подчеркиваем это потому, что при технологическом и программистском уклонах, иногда свойственных реализуемым в школе курсам информатики, этой теме уделяется недостаточно внимания. В обсуждаемом курсе этой теме может быть посвящено 10 ч и более, что позволяет достаточно глубоко проникнуть в суть обсуждаемых понятий. Методика введения понятий «информационная модель», «информационное моделирование» в должной мере раскрыта в основном курсе; повторять сказанное там не будем. Из рассмотренных в этой главе трех уровней изучения вопросов формализации и моделирования для многих учащихся второй и для большинства третий уровни в реальности именно те, которые должны быть реализованы в старшей школе. Учебник Семакина содержит достаточный для этого материал. Как сказано ранее на наиболее высоком уровне базового курса (а применительно к старшей школе — на стандартном уровне обучения) в явном виде прослеживается связь между моделированием и системологией и преследуется цель выработки навыков активного использования методов системного анализа. В Семакине содержится специальный параграф, посвященный основным понятиям системологии, иллюстрированный примерами из ряда наук и видов практической деятельности. Отдельный параграф посвящен описанию естественных и искусственных систем и систем управления, т.е. элементарному введению в кибернетику. После рассмотрения понятий информационного моделирования и системологии курс должен обеспечить изучение следующих, базирующихся на указанных понятиях, вопросов: · графы и сети; · иерархические структуры и деревья; · табличная организация данных. Изучение такого набора вопросов преследует, как минимум, две цели: теоретическую и практическую. В теоретическом плане важно усвоить, что предметом науки может быть не всякое описание, а лишь прошедшее ту или иную формализацию, т.е. описание «по правилам». В практическом плане учащиеся готовятся к изучению другой важной темы: информационные системы и базы данных. Из формализованных информационных моделей уместно рассмотреть вначале информационные модели на графах. Вводим понятие «граф» и связанные с ним понятия «вершина», «ребро» и т.д. Опираясь на литературные и исторические факты, строим неориентированные связные графы - деревья, ориентированные графы, отображаем в виде графов элементы биологической классификации и т.д. Основная цель этого — выработать представление о простейших информационных моделях и сформировать элементарные навыки их построения. Далее уместно перейти к изучению информационных моделей, которые составляют основу современных баз данных, т.е. табличных, иерархических и сетевых моделей представления данных. Табличные информационные модели изучаются в базовом курсе информатики. Они наиболее просты (иди, по крайней мере, привычны благодаря обыденности использования различных прямоугольных таблиц). Напоминаем учащимся, как в целом устроены таблицы и какие виды информационных связей в них заложены. Рассказываем о типизации таблиц и приводим примеры таблиц типа «объект —свойство» и типа «объект —объект». Поскольку изучаемый курс базируется на уже знакомом учащимся материале (из базового курса информатики), то естественно ожидать от него не только знакомства с табличной формой представления информационной модели, но и выработки навыков самостоятельного структурирования информации, расположенной «кучей», организованной в таблицу, причем разными способами, в некотором осмысленном порядке. Кроме того, желательно освоить более сложные типы таблиц. Например, если описываются пары объектов и свойств у пары объектов несколько, то возникает таблица типа «объекты — объекты — много». Она графически выглядит существенно сложнее: колонки разбиты на полколонки, имеющие (наряду с колонками) собственные названия, родственные названиям основных колонок, и т.д. Что же касается содержательного материала, то его в данном случае естественно базировать на исторической или литературной основе. В базовом курсе информатики основной школы, как правило, не рассматривают иерархические и сетевые модели представления данных. Тем не менее они часто возникают естественным образом из содержательной стороны задания по структурированию информации. Для введения в иерархические модели представления данных полезно привести примеры иерархических отношений: родители — дети, учителя — учащиеся и т.д. Если надо информацию о подчиненных объектах расположить так, чтобы эта подчиненность была очевидной, то естественно сделать это в графической форме (рис. ниже). При этом каждая запись является структурированной, т.е. состоит из нескольких полей, аналогичных строке таблицы. Существенно донести до учащихся следующее: информацию, структурированную в иерархической форме, чаще всего можно структурировать и в табличной. Например, в таблице можно предусмотреть поле (колонку), в которую заносятся сведения об иерархическом соотношении информации в разных строках. Вопрос о способе структурирования решается чаще всего исходя из назначения информационной модели. Ведь мало просто как-то расположить информацию: потом последуют операции поиска по некоторому признаку (ключу) и именно в этот момент и проявятся достоинства и недостатки избранного способа структурирования. Изображенная схема иерархического соотношения данных является простейшей. Если у подчиненных объектов, изображенных на ней, есть свои подчиненные объекты, то возникает дерево. Иерархия в этом случае задается уровнями дерева. Далее ставится вопрос: а как строить информационную модель в случае, когда объекты связаны друг с другом системой отношений, не сводимых к иерархии или неудобных для оформления в таблице (в силу сложности и многочисленности отношений)? Приводим пример: отобразить наглядно связи, существующие между учителями и учащимися школы, чтобы было видно, какой учитель работает с какими учащимися и, наоборот, какие учителя у каждого учащегося. При таком задании естественным образом возникает сетевая модель со сложной структурой. Впрочем, это же задание можно свести к совокупности деревьев, т.е. иерархических структур. Заметим, что хотя с формальных позиций все три вида моделей равно интересны, наибольшее практическое значение в данном курсе играет реляционная форма представления отношений между данными, хотя бы в силу того, что наиболее популярные СУБД, без которых компьютерная реализация таких моделей затруднительна, нацелены на создание и обработку именно реляционных баз данных. Для проведения занятий по этой теме могут быть весьма полезны материалы задачника-практикума. Дополнительный материал по этой теме может быть связан с изучением представления знаний в системах искусственного интеллекта и введением в экспертные системы. Содержание практической работы при изучении этой темы целесообразно свести к следующим действиям: · работа с таблицами в Word, построение табличных информационных моделей; · использование графических возможностей Word, внедрение графических объектов в документы Word; · построение графовых моделей средствами текстовых и графических редакторов. В результате обучения учащиеся должны: · знать (понимать): назначение и виды табличных, иерархических, сетевых информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы; · уметь: строить информационные модели на графах; использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования; оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью компьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами; распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и технических системах; · использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для развития основ системного видения мира, комплексного освоения возможностей информационного моделирования.
|