![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Информационные ресурсы компьютерных сетей
Цель изучения данного подраздела – сформировать у учащихся представления о том, как устроены компьютерные сети, как происходит целенаправленный поиск информации в локальных сетях и в Интернете. С элементами работы в Интернете учащиеся, скорее всего, к данному моменту уже знакомы. Однако это, как правило, отрывочные сведения, сопровождаемые неразвитыми навыками поиска информации. Изучение целесообразно начать с лекции о назначении компьютерных сетей и основных принципах их построения. Познакомим учащихся с понятием «компьютерная сеть» и подразделением сетей на локальные и глобальные. Заметим, что с появлением технологии Интранет различие между теми и другими типами сетей с точки зрения пользователя поубавились, а функциональное сходство возросло. Если в школе есть медиацентр, то следует рассказать о его структуре и локальных информационных ресурсах, если нет - дать общее представление о таком центре. Вопросы стратегии обмена информацией в локальных сетях также представляют безусловный интерес. Как одна машина получает пакет (файл) от другой, если линия занята? как выстраиваются и обслуживаются очереди? Все это заслуживает обсуждения, пусть и в обзорном порядке. Затем следует переход к глобальным сетям, описание структуры и основных функций (электронная почта, телеконференции, работа с удаленными базами данных). Целесообразно уделить внимание аппаратной части обеспечения работы с глобальными сетями, рассказать о процессах модуляции-демодуляции и пояснить, почему они необходимы. Поясняем учащимся принципиальную разницу между режимами работы off-line и on-line и осваиваем первый из них. Для этого обучаем работе с почтовой программой (типа Outlook Express), рассказываем о принципах формирования персональных электронных адресов, показываем, как формировать и отправлять электронные письма и как стать участником телеконференции (объяснив предварительно разницу между коммерческими и некоммерческими телеконференциями). Доступ к информации и Интернете - важнейший с практической точки зрения вопрос данной темы. Несмотря на кажущуюся информированность об Интернете большинство учащихся не имеют истинных представлений о возможностях поиска. Следует рассказать о файловых архивах FTP и о том, как они устроены, о наличии и функциях «зеркал» и т.д. кроме того, описать основные команды работы с FTP-протоколом, обеспечивающие при-ем-передачу данных. Поскольку в настоящее время и в ближайшей перспективе в функциях поиска информации доминируют поисковые WWW-cepвера, то другие информационные системы в школьном курсе информации можно не рассматривать. Рассказ о «мировой паутине» и о специальном программном обеспечении — WWW-браузерах является в прагматическом смысле центральным. Объекты рассказа — организация HTTP-протоколов, конструкция URL-запросов, интерфейс одного из популярных браузеров (скорее всего, это будет не Internet Explorer). В познавательном плане учащиеся знакомятся также с принципами гипертекста и мультимедиа, используемыми в WWW. Научиться поиску информации по темам или ключевым словам с помощью поисковых машин типа Rambler и ей подобных — существенная часть практически ориентированной деятельности при изучении данной темы. Опыт показывает, что приобретение навыков осознанного поиска контекстно-зависимой информации требует определенных усилий, тем более что в различных поисковых машинах запросы строятся по разным синтаксическим правилам. В этой деятельности может быть полезным использование имитатора поисковых машин, который позволяет отрабатывать указанные навыки с помощью локализованной программы, без подключения к Интернету. В процессе обучения в данной теме чрезвычайно полезны лекционные демонстрационные устройства, позволяющие выводить изображения с экрана компьютера на большой демонстрационный экран. В качестве дополнительного материала естественно привлечь вопросы технологии создания веб-страниц. Хотя данный курс предполагается не программистским, элементы языка разметки гипертекстов HTML вызывают интерес у учащихся. Скорее всего, в данном небольшом курсе целесообразно ограничиться лишь простыми примерами создания веб-страниц. Создание максимально простой личной веб-страницы каждого учащегося было бы отличным завершением данного раздела. Кроме того, естественным продолжением темы является обсуждение того, какие новые проблемы создает Интернет перед человеческим сообществом. Проблемы эти глубоки и их обсуждение позволяет коснуться важных проблем этики, социологии, политики и т.д. Содержание практической работы при изучении этой темы целесообразно свести к следующим действиям: · работа с почтовой программой и веб-браузером; · работа с поисковыми серверами; · подбор материала в WWW по заданной теме; При этом поиск информации, подготовка демонстраций осуществляются, в первую очередь, на базе материалов школьных дисциплин. В результате обучения учащиеся должны: · знать (понимать): принципы построения локальных и глобальных компьютерных сетей, понятие файлового архива, принципы организации http- протокол о в, правила формирования URL-адреса информационного ресурса; правила общения по электронной почте, в чатах, телеконференциях; · уметы осуществлять поиск информационного ресурса по URL-адресу, рубрикатору, ключевым слотам; вести расширенный поиск; организовывать телеконференции и соблюдать этику общения; · использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для автоматизации коммуникационной деятельности.
|