![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Социальная информатика
Развитие новых информационных технологий, их глубокое проникновение во все сферы жизни общества и изменения, происходящие под их влиянием, требуют ознакомления с соответствующим кругом вопросов уже на уровне школьного образования. Соответствующее направление в современной информатике — социальная информатика — охватывает следующий круг проблем: · информационные ресурсы как фактор социально-экономического и культурного развития общества; · закономерности и проблемы становления информационного общества; · развитие личности в информационном обществе; · информационная культура; · информационная безопасность, а также другие проблемы, примыкающие к указанным. В государственном образовательном стандарте основной школы в содержании образования по информатике предусмотрен раздел «Информационные процессы в обществе» со следующим содержанием: информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы. Личная информация, информационная безопасность, информационные этика и право. Стандарт полного среднего образования предусматривает на базовом уровне раздел «Основы социальной информатики», включающий в себя проблематику: «Основные этапы становления информационного общества. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека». При планировании соответствующей части учебного курса следует иметь в виду, что если сама информатика — наука относительно молодая, то данный раздел — самый молодой в этой науке. Многие его позиции являются объектами дискуссий, факты (и в особенности статистические данные), на которые эти позиции опираются, меняются очень быстро. В силу этих и иных причин в курсе информатики основной школы соответствующие вопросы обсуждаются нечасто, в лучшем случае на уровне деклараций, без привлечения фактического материала. Базовый уровень изучения информатики в старшей школе является именно тем, на котором к проблемам социальной информатики можно подойти с научных позиций, привлекая и анализируя факты и концепции. В обсуждаемом учебном курсе отражены следующие вопросы социальной информатики: · национальные информационные ресурсы (включая информационные ресурсы России); · информационные революции и информационное общество; · проблемы информационной безопасности личности, общества и государства; · правовое регулирование проблем, связанных с информацией и компьютерами. Вопрос о методике изучения темы «национальные информационные ресурсы» обсуждался ранее в основной школе. Проблемы информационного общества являются центральными в социальной информатике. Их изучение позволяет отвлечься от отдельных проявлений информатизации и информационных технологий и попытаться увидеть «лес в целом» вместо совокупности отдельных деревьев. Начиная с 1980-х годов социологи, философы, экономисты, специалисты по иным сферам общественной жизни утверждают, что развитие и внедрение средств информатизации и информационных технологий во все виды жизни общества в целом и большинства его членов ведет к качественному переходу общества в новое состояние. Термин «информационное общество» определяет общество, в котором: · любой его член, группа членов, любая организация или учреждение в любое время могут получить доступ к информационным ресурсам, необходимым для профессиональной деятельности или в личных целях; · доступны современные информационные технологии и средства связи; · создана развитая информационная инфраструктура, позволяющая постоянно пополнять и обновлять информационные ресурсы в количествах, необходимых для решения задач социального, экономического и научно-технического развития. Эти положения для учащихся (даже старших классов) могут оказаться излишне абстрактными. Вокруг понятия «информационное общество» уместно провести дискуссию с привлечением доступных учащимся фактов. Учащиеся, их родители, ближайшее окружение — сами члены общества, и сформулированные ранее утверждения следует уточнить конкретными вопросами типа: у вас лично есть доступ к необходимым для учебы и досуга информационным ресурсам? у ваших родителей есть доступ к информационным ресурсам, необходимым им для работы? этот доступ как-то связан с информационными технологиями? как вы думаете, ваши ровесники 50 лет назад имели такой же доступ к информации? Эти и тому подобные вопросы позволяют завязать дискуссию, в ходе которой признаки информационного общества приобретают зримые черты, становятся не столь абстрактными. При обсуждении информационного общества важно выделить вопрос о продвижении к нему России. разумеется, современное российское общество далеко от информационного (и при этом требуется отметить, что ни одна страна в мире в настоящее время не находится в состоянии «завершенного» информационного общества). Важно проследить положительные тенденции происходящих в этой сфере перемен, тем более что они налицо: в кармане практически каждого — мобильный телефон, большинство школьников имеют возможность выхода в Интернет (если не дома, то в школе или компьютерном клубе), у многих дома несколько десятков телевизионных каналов и т.д. Конечно, приземляя таким образом сложное понятие «информационное общество», нельзя впадать в крайность. статистические данные о динамике процессов информатизации общества доступны, и их целесообразно привести. Анализируя закономерности информационного общества, важно подчеркнуть, что это понятие не связано напрямую с характером политической и экономической систем и что жизнь в информационном обществе не избавит человечество от разного рода противоречий, неравенства между людьми и т.д. голее того, по пути движения к информационному обществу нас ждут новые проблемы, одна из которых - проблема информационной безопасности. Учащиеся, как правило, наслышаны об информационной безопасности довольно односторонне: компьютерные вирусы, хакерство. В ходе изучения соответствующей темы следует сформировать у них более широкий взгляд на проблему, структурировав ее, объяснив на примерах, что проблемы информационной безопасности существуют не только у отдельных лиц и фирм, но и у государства в целом, что национальные интересы страны требуют решения этих проблем. Задача формирования у учащихся минимальных представлений о правовом регулировании проблем, связанных с информацией, является в нашем обществе более чем актуальной. Юридические проблемы в этой сфере велики, незавершенность законодательства имеет место, но понимание того, что неправомерный доступ к информации есть преступление, как и умышленная порча чужой информации, должно быть достигнуто. По каждому из указанных вопросов уместна разработка рефератов, проведение уроков в форме диспутов (разумеется, после предварительной подготовки к ним учащихся). Содержание практической работы при изучении этой темы сводится к подготовке рефератов и презентаций с использованием Word, Excel, Power Point и т.д. В результате обучения учащиеся должны: · знать (понимать): характерные черты информационного общества, понятие права собственности на информационный продукт, этические нормы информационной деятельности, методы защиты информации от информационных угроз; · уметь: сопоставлять уровни развития стран с позиции информатизации, приводить примеры информационных ресурсов и услуг, классифицировать информационные ресурсы и услуги; · использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: в целях соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией.
|