Организация работы с обращениями граждан в органах прокуратуры
Работу по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб, иных об- ращений граждан и приему посетителей организует, контролирует про- курор-руководитель районной, областной и им равных прокуратур, а также начальники структурных подразделений прокуратуры. Прокурор- руководитель обязан организовать работу так, чтобы обеспечивалось правильное и своевременное рассмотрение и разрешение обращений граждан, проводилась тщательная проверка содержащейся в них ин- формации о нарушении законов, полностью восстанавливались нару- шенные права и свободы граждан, привлекались к ответственности ли- ца, допустившие эти нарушения, устанавливались причины нарушений и принимались меры к их устранению. Прокуроры-руководители систе- матически проверяют работу прокуроров и следователей по рассмотре- нию и разрешению заявлений, жалоб, иных обращений, принимают ме- ры к оперативному устранению имеющихся недостатков, регулярно обсуждают на заседаниях коллегий, оперативных совещаниях состояние этой работы, а в отдельных случаях и факты проявления оперативными работниками недобросовестного отношения к этому участку работы.
В составе Генеральной прокуратуры РФ имеется отдел писем и прием- ная; в прокуратурах субъектов Российской Федерации — отделы, группы или старшие помощники (помощники) по рассмотрению писем и приему граждан. На них возложены непосредственная организация работы по рас- смотрению и разрешению обращений граждан, оказание помощи в этом начальникам структурных подразделений прокуратуры, прокурорам райо- нов и городов, оперативным работникам, а также осуществление контроля за исполнением приказов Генерального прокурора РФ, регулирующих этот участок работы. Следует иметь в виду, что рассмотрением и разрешением обращений в органах прокуратуры занимаются в той или иной мере все прокурорские работники и следователи.
В органах прокуратуры осуществляется личный прием граждан (посе- тителей). Он организуется таким образом, чтобы гражданам было извест- но, когда, где и кто из прокурорских работников принимает. В офисах прокуратур на видном месте вывешивается график приема посетителей. Прокурорские работники могут также проводить прием посетителей не- посредственно на предприятиях, в учреждениях и в организациях. В со- ответствии с требованиями Генерального прокурора РФ руководители прокуратур обязаны принимать лично граждан не реже одного раза в не-
1 Прокурорский надзор 1 93
делю. О лицах, принятых на личном приеме, делается соответствующая запись в книге приема посетителей или книге личного приема, где отра- жаются сведения о гражданине, обратившимся к прокурору, краткое со- держание обращения и принятое решение.
Порядок рассмотрения и разрешения заявлений, жалоб, иных обраще- ний, поступающих в органы прокуратуры, определяется нормами действу- ющего законодательства и приказами Генерального прокурора РФ. В соот- ветствии с действующей инструкцией все заявления и жалобы до передачи их на рассмотрение и разрешение подлежат обязательной регистрации.
После регистрации все поступившие в орган прокуратуры обращения докладываются прокурору-руководителю, который определяет дальней- шую судьбу заявления или жалобы. Прокурор обязан рассмотреть обра- щение и принять одно из следующих решений:
принять заявление или жалобу к своему производству; поручить ее рассмотрение конкретному оперативному работнику; передать на разрешение в нижестоящую прокуратуру; приобщить к материалам ранее поступившей жалобы или заявлению; направить в суд для приобщения к материалам судебного дела; . направить по принадлежности на рассмотрение другого органа.
Следует иметь в виду, что закон запрещает пересылку жалоб в ор- ганы и должностным лицам, решения (действия) которых обжалуют- ся. О направлении заявлений и жалоб в другие органы во всех случаях извещается заявитель. В необходимых случаях органу, которому направ- лено заявление или жалоба на разрешение, предлагается сообщить в про- куратуру о результатах разрешения.
Поступающие в прокуратуру заявления, жалобы, иные обращения граждан рассматриваются и разрешаются в порядке и в сроки, установ- ленные федеральным законодательством. Заявления и жалобы граждан и должностных лиц, поступающие в прокуратуру, рассматриваются и раз- решаются прокурором в срок не позднее месяца, а не требующие изуче- ния и проверки — не позднее пятнадцати дней, если иной срок не преду- смотрен законом. Так, жалобы и заявления военнослужащих и членов их семей, поступающие в Генеральную прокуратуру РФ, прокуратуры субъ- ектов Российской Федерации и приравненные к ним военные, иные спе- циализированные прокуратуры разрешаются в срок до 15 дней, а посту- пающие в нижестоящие прокуратуры — безотлагательно, но не позднее 7 дней со дня их поступления.
Безотлагательно рассматриваются обращения, поступающие от Пре- зидента РФ, Председателя Правительства РФ д еф. заместителей, рукдво- 194, „,
дителя Администрации Президента РФ, секретаря Совета Безопасности РФ, председателей палат Федерального Собрания РФ, а также их замес- тителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти и ряда других органов, а кроме того обращения, взятые на особый контроль Генеральным прокурором РФ.
Срок разрешения обращений при наличии оснований может быть про- длен прокурором или его заместителем. Об этом уведомляется заявитель с объяснением причины продления срока разрешения обращения.
Решение по заявлению или жалобе принимается только после тща- тельной проверки изложенных в ней обстоятельств и доводов. При не- обходимости к проверкам, проводимым по заявлениям и жалобам, мо- гут привлекаться соответствующие специалисты. Если требования заявителя признаны обоснованными, заявление или жалоба подлежит удовлетворению. О решении по заявлению или жалобе письменно со- общается заявителю с указанием принятых мер по восстановлению на- рушенных прав и свобод, а при отказе в удовлетворении — о мотивах отклонения со ссылкой на закон. Во всех случаях отказа в удовлетворе- нии заявления или жалобы заявителю разъясняется порядок обжалова- ния принятого прокурором решения, а также право обращения в суд, ес- ли таковое предусмотрено законом. После этого заявление или жалоба считаются разрешенными.
По требованию заявителя ему предоставляются для ознакомления ма- териалы проверки. Однако он ознакомляется с этими материалами в той мере, в какой это не затрагивает права и интересы других граждан и не противоречит требованиям законодательства об охране государственной (военной), иной охраняемой законом тайны (коммерческой, врачебной).
В отдельных случаях, после проверки жалобы, по указанию прокурора составляется мотивированное заключение об обоснованности доводов за- явителя. По результатам проверки, проведенной по заявлению или жало- бе, прокурор может принять решение:
о принесении протеста на незаконный акт;
об обращении в суд с заявлением о признании акта недействующим;
о внесении представления об устранении нарушений закона;
о возбуждении производства об административном правонарушении
или уголовного дела.
В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ не подлежат Разрешению в органах прокуратуры обращения, не связанные с вопроса- ми исполнения или нарушения законов. Что касается обращений по во- просам, подведомственным судам, то они могут разрешаться органами
т 195
прокуратуры при необходимости защиты общественного (неперсонифи- цированного) интереса либо прав наименее защищенных лиц.
В органах прокуратуры не реже двух раз в год осуществляется ком- плексный анализ работы по рассмотрению и разрешению заявлений, жа- лоб, иных обращений граждан с составлением соответствующего акта или справки. При этом особенно тщательно анализируются причины по- ступления повторных жалоб, обоснованных жалоб на незаконные дейст- вия прокуроров и следователей, на нарушения установленных законом сроков разрешения жалоб. На основе результатов анализа принимаются меры к устранению имеющихся ошибок и недостатков в работе, к совер- шенствованию правозащитной деятельности прокуратуры.
|