Организация работы по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности
В Законе РФ от 13 марта 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятель- ности в Российской Федерации» (ст. 19) было предусмотрено, что надзор за исполнением законов при • проведении оперативно-розыскных меро-
приятии и законностью принимаемых при этом решений осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. В Федераль- ном законе от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной ' деятельности» от (ст. 21) указано, что надзор за исполнением законов РФ органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность осуществляют Генеральный прокурор РФ и уполномоченные им проку- роры, т.е. появилось понятие «уполномоченный прокурор». Это понятие предопределяет ограничение круга прокуроров, осуществляющих надзор за законностью в оперативно-розыскной деятельности. Указанное огра- ничение обусловлено прежде всего спецификой тактических приемов, методов и средств, применяемых при осуществлении этой деятельности сведения о которых составляют государственную тайну
Генеральный прокурор РФ приказом от 25 апреля 2000 г. № 56 потре- бовал, чтобы уполномоченные прокуроры на осуществление надзора за исполнением законов в сфере оперативно-розыскной деятельности опре- делялись приказами соответствующих руководителей прокуратур
Непосредственно в аппарате Генеральной прокуратуры РФ уполномо- ченных прокуроров определяет один из заместителей Генерального про- курора Российской Федерации, а в аппарате Главной военной прокурату- ры - заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - 1 лавныи военный прокурор.
Специального подразделения по осуществлению надзора за исполне- нием законов в оперативно-розыскной деятельности в Генеральной про- куратуры РФ не имеется. Надзор за исполнением законов в оперативно- розыскной деятельности, проводимой сотрудниками оперативных под- разделении аппаратов государственных органов, уполномоченных на то законом, осуществляют прокуроры, старшие прокуроры нескольких уп- равлении, наряду с руководителями этих управлений. Так, надзор за ис- полнением законов в оперативно-розыскной деятельности, осуществля- емый сотрудниками подразделений аппарата МВД России, возложен на управление по надзору за следствием, дознанием и оперативно- розыскной деятельностью в органах внутренних дел; надзор за испол- нением законов в оперативно-розыскной деятельности, осуществляемый отрудниими подразделений аппарата ФСБ России, возложен на уп- равление по надзору за исполнением законов о федеральной безопасно- и, надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельно- и осуществляемый сотрудниками подразделений аппарата ФСНП и гавог ВШЛОЖен на Убавление по надзору за исполнением нало-
ого и таможенного законодательства и т.д. Генеральная прокуратура
осуществляет также контроль за состоянием надзора в нижестоящих прокуратурах.
В прокуратурах субъектов РФ пока еще не сложилось единого подхода к осуществлению надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. В зависимости от структуры аппарата прокуратур субъектов РФ надзор осуществляют работники следственных управлений, или управ- лений по надзору за расследованием преступлений, либо работники отде- лов по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятель- ностью, или отделов по надзору за расследованием особо важных дел и оперативно-розыскной деятельностью, или (и) работниками других под- разделений. Следует отметить наметившуюся положительную тенденцию об образовании в отдельных прокуратурах самостоятельных отделов по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности. В прокуратурах субъектов РФ осуществляется собственными силами надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности управлений уголовного розыска, оперативно-поисковых управлений, управлений по борьбе с экономическими преступлениями, управлений по борьбе с неза- конным оборотом наркотиков и других подразделений, наделенных правом на проведение оперативно-розыскных мероприятий. Кроме того, в проку- ратурах этого уровня осуществляется контроль за состоянием надзорной деятельности в подчиненных прокуратурах.
В городских, районных и приравненных к ним прокуратурах надзор за исполнением законов на данном направлении осуществляет, как правило, лично прокурор, а также с учетом большого объема работы уполномочи- вается прокурором субъекта федерации его заместитель либо другой ра- ботник прокуратуры (старший помощник, помощник). Как правило, ра- ботники городских и районных прокуратур осуществляют надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности соответст- вующих территориальных органов внутренних дел, федеральных органов налоговой полиции, а работники некоторых прокуратур -— органов феде- ральной службы безопасности.
При организации надзора за исполнением законов органами, кото- рым предоставлено право осуществлять оперативно-розыскную деятель- ность, должны учитываться следующие обстоятельства: •I* оперативно-розыскная деятельность проводится в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, а также лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (т.е. в сфере борьбы с преступностью), либо она проводится в целях собирания данных, характеризующих личность граждан;
" 220
»3» оперативно-розыскная деятельность проводится по уголовному делу или такая деятельность осуществляется по другим основаниям. При организации надзора требуется:
«3* в установленном порядке оформить надлежащим образом допуск уполномоченным прокурорам;
*1* обеспечить ведение делопроизводства, исключающего утечку инфор- мации;
«3» обеспечить незамедлительное проведение служебной проверки в слу- чаях утечки информации.
В соответствии с требованиями Инструкции об организации делопроиз- водства в органах прокуратуры по документам оперативно-розыскной дея- тельности, в прокуратуре в целях эффективности надзора должна быть со- здана накопительная база информации. Для этого необходимо вести дела, включающие:
»3* переписку с вышестоящими органами прокуратуры по вопросам над- зора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности; *> переписку о состоянии прокурорского надзора за исполнением зако- нов в оперативно-розыскной деятельности, справки о результатах проведенных прокурорами проверок в соответствующих органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; *3» представления, протесты, письменные указания, постановления о воз- буждении уголовных дел, возбуждении производства об администра- тивных правонарушениях и переписку по ним;
•»* статистические отчеты о работе по надзору по надзору за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности.
При ведении делопроизводства необходимо, чтобы были приняты ме- ры, обеспечивающие неразглашение секретных сведений.
|