Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в досудебном производстве






Для осуществления надзора за исполнением законов в досудебном
производстве прокурор наделяется соответствующими полномочиями.
Прокурор осуществляет свою деятельность строго в рамках этих полно-
мочий. На практике деятельность прокурора должна осуществляться в
определенных формах. В формах надзора реализуются те права, которы-
ми прокурор наделен по закону. Правовая норма, определяющая полно-
мочия прокурора, предоставляет ему право на совершение определенных
действий. Прокурор, реализуя свое право на совершение таких действий,
вместе с тем, и обязан совершить определенное действие.

Понятие «прокурор», используемое в УПК РФ имеет следующее зна-
чение: Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему
прокуроры, их заместители и помощники, участвующие в уголовном су-
допроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями феде-


ральным законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ). В то же время в ч. 6
ст. 37 УПК РФ указано, что полномочия прокурора, предусмотренные на-
стоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их замес-
тителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими проку-
рорами. Эта статья предусматривает полномочия прокурора в ходе
досудебного производства по уголовному делу, большинство из которых
имеют властно-распорядительный характер (например, отстранять до-
знавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если
ими допущено нарушение требований настоящего Кодекса при производ-
стве предварительного расследования; изымать любое уголовное дело у
органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное де-
ло от одного следователя другому с обязательным указанием оснований
такой передачи и другие). Вместе с тем, не все из них имеют такой харак-
тер (например, проверять исполнение требований федерального закона
при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях), хо-
тя и ими не наделены помощники прокуроров. Однако уголовно-
процессуальное законодательство не лишает полномочий помощников
прокуроров в иных случаях. Например, помощник прокурора по поруче-
нию прокурора поддерживающий от имени государства обвинение в суде
по уголовному делу вправе принести представление на указанные в зако-
не судебные решения в апелляционном и кассационном порядке.

Реализация полномочий прокурора при осуществлении надзора за ис-
полнением законов в досудебном производстве направлена на то, чтобы
органами дознания и органами предварительного следствия были приня-
ты все предусмотренные законом меры по защите прав и законных инте-
ресов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также меры по
защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограни-
чения ее прав и свобод.

Часть 1 статьи 37 устанавливает, что прокурор является должностным
лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной насто-
ящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное пресле-
дование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процес-
суальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.
Закон о прокуратуре (ч. 2 ст. 1) предусматривает, что прокуратура
осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями,
установленными уголовно-процессуальным законодательством Россий-
ской Федерации. О функции уголовного преследования, выполняемой
прокурором, говорится также в статье 31 этого же закона, где указано,
что, осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры прово-

дят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-
процессуальным законодательством Российской Федерации к их компе-
тенции. Статья 35 Закона о прокуратуре, кроме того, предусматривает,
что, осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает
в качестве государственного обвинителя.

Однако УПК РСФСР не содержал понятие «уголовное преследова-
ние». В новом УПК РФ содержится ряд положений, посвященных уго-
ловному преследованию. Определение уголовного преследования содер-
жится в п. 55 ст. 5 УПК РФ. Оно понимается как процессуальная
деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения
подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Статья 20
УПК РФ определяет, что уголовное преследование осуществляется в
публичном, частно-публичном и частном порядке. При этом сохранено
право прокурора возбуждать уголовные дела о преступлениях, указанных
в частях 2 и 3 этой нормы, и при отсутствии заявления потерпевшего, ес-
ли данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в
зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоя-
тельно воспользоваться принадлежащими ему правами. Часть 1 ст. 21
УПК РФ определяет, что уголовное преследование от имени государства
осуществляет прокурор, а также следователь и дознаватель.

Часть 2 статьи 37 УПК РФ определяет полномочия прокурора в досу-
дебном производстве по уголовному делу. Этот перечень, состоящий из
17 пунктов, не разделяет надзорные полномочия с полномочиями по
осуществлению уголовного преследования. В ходе досудебного произ-
водства по уголовному делу прокурор уполномочен:

1. Проверять исполнение требований федерального закона при при-
еме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.

В соответствии со ст. 144 УПК РФ рассмотрение сообщения о пре-
ступлении и принятие по нему решения должно осуществляться в срок до
3 суток. По ходатайству следователя или дознавателя допускается про-
дление этого срока до 10 суток прокурором, начальником следственного
отдела, начальником органа дознания.

2. Возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном настоящим
Кодексом, поручать его расследование дознавателю, следователю, ниже-
стоящему прокурору либо принимать его к своему производству.

Прокурор обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном
или готовящемся преступлении и при наличии достаточных данных, ука-
зывающих на признаки преступления, он наделен полномочием лично воз-
будить уголовное дело.


Прокурор также вправе принять дело к производству лично и произ-
водить расследование в полном объеме.

3. Участвовать в производстве предварительного следствия и в необ-
ходимых случаях лично производить отдельные следственные действия.

Одним из важных средств предупреждения и выявления нарушений
прав и свобод личности в досудебном производстве по уголовным делам,
оперативного принятия мер к устранению выявленных нарушений явля-
ется участие прокурора в производстве предварительного следствия. От-
дельные следственные действия прокурор может выполнять лично, неза-
висимо от того, в чьем производстве находится уголовное дело.

Генеральный прокурор РФ требует, чтобы прокуроры или их замести-
тели либо другие ответственные работники прокуратуры выезжали на ме-
сто происшествия при получении сообщения об убийстве, террористиче-
ском акте, бандитизме, массовых беспорядках.

4. Давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уго-
ловного дела в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса.

Часть 4 статьи 146 определяет, что постановление следователя, дозна-
вателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется
прокурору. Прокурор незамедлительно дает согласие на возбуждение
уголовного дела, или выносит постановление об отказе в даче согласия,
или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая
должна быть проведена в срок не более 5 суток.

5. Давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед
судом ходатайства
об избрании, отмене или изменении меры пресечения
либо о производстве иного процессуального действия, которое допуска-
ется на основании судебного решения.

По постановлению судьи с 1 июля 2002 должны применяться такие
меры процессуального принуждения, как:

1) временное отстранение от должности;

2) наложение ареста на имущество, включая денежные средства физи-
ческих и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на
хранении в банках и иных кредитных организациях.

Кроме того, с этого же времени по постановлению судьи должен про-
изводиться личный обыск (кроме личного обыска задержанного подозре-
ваемого, а также личного обыска, когда в соответствии с частью 2 ст. 184
УПК РФ не требуется вынесение специального постановления).

В соответствии сост. 10 Федерального Закона от 18 декабря 2001 г.
№ 175-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса
238

Российской Федерации» с 1 июля 2002 года до 1 января 2004 г. прокуро.
рами должны были осуществляться семь других полномочий суда:

1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и до-
машнего ареста;

2) о продлении срока содержания под стражей;

3) о помещении подозреваемого и обвиняемого, не содержащегося по.ц
стражей, в судебно-медицинский или в судебно-психиатрический стаци-
онар для производства соответственно судебно-медицинской или в су-
дебно-психиатрической экспертизы;

4) о производстве осмотра в жилище при отсутствии согласия прожи-
вающих в нем лиц;

5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;

6) о производстве выемки предметов и документов, содержащих ин-
формацию о вкладах и счетах в банках и других кредитных учреждениях;

7) о наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждени-
ях связи.

Однако 14 марта 2002 года Конституционный Суд Российской Феде-
рации при рассмотрении дела о проверке конституционности статей 90,
96, 122, 216 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан С.С. Маленкина,
Р.Н. Мартынова и С.В. Пустовалова постановил (п.2) Федеральному Со-
бранию незамедлительно внести в законодательство изменения, с тем
чтобы обеспечить введение в действие норм, предусматривающих судеб-
ный порядок применения ареста (заключения под стражу), содержания
под стражей, а также задержания подозреваемого на срок свыше 48 часов,
с 1 июля 2002 года.

При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и до-
машнего ареста на основании судебного решения следователь или дозна-
ватель должны будут с согласия прокурора возбуждать перед судом хода-
тайство об избрании этих мер пресечения.

Статья 108 УПК РФ предусматривает возбуждение ходатайства о за-
ключении под стражу в отношении подозреваемого, задержанного в по-
рядке, установленном статьями 91 и 92 УПК РФ. В этом случае ходатай-
ство должно быть направлено в суд не позднее чем за 8 часов до
истечения срока задержания подозреваемого в совершении преступления.

Части 5-8 статьи 109 УПК определяют порядок продления срока со-
держания под стражей обвиняемого для окончания ознакомления с мате-
риалами уголовного дела. Если материалы оконченного расследованием
уголовного дела представлены обвиняемому, содержащемуся под стра-


жей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предель-
ного срока содержания под стражей, установленного частями 2 и 3 статьи
108 УПК, то по ходатайству прокурора субъекта Российской Федерации
срок содержания обвиняемого под стражей может быть продлен судьей
до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с ма-
териалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в
суд. Следует иметь ввиду, ограничений в сроке содержания под стражей в
этом случае не имеется.

6. Разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следо-
вателю, дознавателю, а также их самоотводы.

При наличии оснований для отвода, предусмотренных главой 9 УПК
РФ,
прокурор, следователь дознаватель обязаны устраниться от участия в
производстве по уголовному делу. Если они не устранились от участия в
производстве по уголовному делу, отвод им может быть заявлен подозре-
ваемым, обвиняемым, его законным представителем, защитником, потер-
певшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их предста-
вителями.

7. Отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства
расследования, если ими допущено нарушение требований настоящего
Кодекса при производстве предварительного расследования.

Не всякое нарушение требований УПК РФ дознавателем и следователем
может явиться основанием для отстранения их от дальнейшего производ-
ства расследования. Прокурор в каждом конкретном случае с учетом ха-
рактера допущенных нарушений и наступивших последствий либо воз-
можного их наступления принимает решение об отстранении этих лиц.

8. Изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать
его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя дру-
гому с обязательным указанием оснований такой передачи.

Передавая дела от органов дознания в следственные аппараты других ор-
ганов либо изымая дела от следователей этих аппаратов, прокурор направля-
ет дела руководителям соответствующих следственных аппаратов органов
внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов нало-
говой полиции, которые решают организационные вопросы, т.е. кому из
подчиненных им следователей необходимо расследовать уголовное дело.

Следует отметить, что прокурор не только вправе изымать уголовные
дела от органа дознания и передавать их следователю, но также в соответ-
ствии с п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ наделен полномочием давать письменные
указания
о производстве дознания по уголовным делам об иных пре-
ступлениях небольшой и средней тяжести, помимо указанных в законе —
240

п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Кроме того, по письменному указанию прокурора
уголовные дела, указанные в пункте 1 части третьей ст. 150 УПК РФ, могут
быть переданы для производства предварительного следствия.

9. Передавать уголовное дело от одного органа предварительного
расследования другому с соблюдением правил подследственности, пре-
дусмотренных ст. 151 настоящего Кодекса, с обязательным указанием ос-
нований такой передачи.

Следует отметить, что прокурор рассматривает материалы уголовного
дела и в случаях, когда органом дознания произведены неотложные след-
ственные действия. В статье 157 УПК РФ определен порядок производст-
ва неотложных следственных действий. Хотя их производят органы до-
знания, но формой дознания в отличие от положений УПК РСФСР эта
деятельность не является.

Генеральный прокурор Российской Федерации требует, чтобы в каждом
случае решение об изъятии и передаче уголовного дела от одного органа
предварительного следствия другому должно быть мотивировано и изло-
жено в письменном виде.

10. Отменять незаконные или необоснованные постановления ниже-
стоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном
настоящим Кодексом.

Таким полномочием прокурор наделен в целях наиболее эффективно-
го устранения нарушений закона, допускаемых при производстве предва-
рительного расследования. Прокурор отменяет решения путем вынесения
мотивированного постановления, в котором указываются основания для
их отмены. Например, признав отказ в возбуждении уголовного дела не-
законным и необоснованным, прокурор отменяет постановление об отка-
зе в возбуждении уголовного дела и возбуждает уголовное дело в поряд-
ке, установленном главой 20 УПК РФ, либо возвращает материалы для
дополнительной проверки (ч. 6 ст. 148). Такое полномочие реализуется
также прокурором при проверке законности и обоснованности приоста-
новления предварительного следствия, прекращения уголовного дела и
прекращения уголовного преследования и в иных предусмотренных зако-
ном случаях.

Генеральный прокурор РФ требует от подчиненных ему прокуроров
обязательной проверки в ходе расследования всех уголовных дел в целях
предупреждения принятия незаконных решений.

11. Поручать органу дознания производство следственных действий,
а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных меро-
приятий.


В случаях необходимости прокурор может поручить органу дознания
производство следственных действий, предусмотренных УПК РФ.

Представляется не совсем удачной формулировка полномочия в части
дачи прокурором органу дознания указания о проведении оперативно-
розыскных мероприятий, поскольку в п. 24 ст. 5 УПК РФ под органом до-
знания понимаются государственные органы и должностные лица, упол-
номоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание
и другие процессуальные полномочия. Проведение оперативно-розыскных
мероприятий этим понятием не охватывается. В то же время следует отме-
тить, что в п. 1) ч. 1 ст. 40 к органам дознания отнесены также органы ис-
полнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом
полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

12. Продлевать срок предварительного расследования.

По общему правилу предварительное следствие должно быть закон-
чено в срок, не превышающий 2 месяцев,
который исчисляется со дня воз-
буждения уголовного дела до момента направления дела прокурору с об-
винительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для
рассмотрения вопроса о применении мер медицинского характера либо
до дня вынесения постановления о прекращении производства по делу.
При невозможности по уважительным причинам (сложность дела, много-
эпизодность, большой объем следственной работы, необходимость вы-
полнения отдельных следственных действий в отдаленных местностях,
длительность проведения экспертиз и т.п.) закончить расследование в на-
званный срок, он может быть продлен прокурором района, города и при-
равненным к нему военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев,
прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему во-
енным прокурором ввиду особой сложности дела — до 12 месяцев, даль-
нейшее продление срока предварительного следствия в исключительных
случаях может быть произведено Генеральным прокурором РФ или его
заместителями. В случае возвращения прокурором уголовного дела для
дополнительного следствия, а также при возобновлении прекращенного
или приостановленного дела срок дополнительного следствия устанавли-
вается надзирающим прокурором. Он не может превышать одного месяца
со дня поступления дела к следователю. Дальнейшее продление срока
следствия производится на общих основаниях.

Для производства дознания законодатель установил укороченные сро-
ки. По общему правилу дознание проводится в течение 15 суток со дня
возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении
уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором,

но не более чем на 10 суток. Прокурор при возвращении уголовного дела
для пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия
требованиям статьи 225 УПК РФ со своими письменными указаниями
может продлить срок дознания до 3 суток.

13. Утверяедать постановление следователя, дознавателя о прекраще-
нии производства по уголовному делу.

По-видимому, в этом пункте допущена неточность. Статья 213 УПК
РФ
не предусматривает утверждения прокурором постановления о пре-
кращении уголовного дела или уголовного преследования. В этой статье
говорится о направлении следователем или дознавателем копии поста-
новления прокурору. Статьи 25, 26, 28 УПК РФ, предусматривающие
прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основа-
ниям, также не содержат положения об утверждении постановления сле-
дователя или дознавателя прокурором. В этих статьях указывается, что
уголовное преследование по нереабилитирующим основаниям прекраща-
ется с согласия прокурора.

14.Утверяедать обвинительное заключение или обвинительный акт и
направлять
уголовное дело в суд.

Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело
и, установив, что по делу соблюдены необходимые требования, в течение
5 суток утверждает обвинительное заключение и направляет дело в суд.
При поступлении дела от дознавателя и при соблюдении по делу требо-
ваний закона прокурор утверждает обвинительный акт и направляет дело
в суд в течение 2 суток.

15. Возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими
указаниями о производстве дополнительного расследования.

Необходимость в реализации такого полномочия возникает, в частнос-
ти, в случаях, когда прокурор, рассмотрев поступившее от следователя
уголовное дело с обвинительным заключением, пришел к выводу о том,
что предварительное следствие проведено не полно. Используя предо-
ставленное право, прокурор возвращает уголовное дело следователю для
производства дополнительного расследования с конкретными указаниями
о том, что необходимо сделать следователю.

16. Приостанавливать или прекращать производство по уголов-
ному делу.

При наличии оснований, предусмотренных ст. 208 УПК РФ (лицо, под-
лежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено; подозрева-
емый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не
Установлено по иным причинам; место нахождения обвиняемого известно,


однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует;
временное тяжелое заболевание обвиняемого, удостоверенное медицин-
ским заключением, препятствует его участию в следственных и иных про-
цессуальных действиях) в установленном законом порядке прокурор при-
нимает решение о приостановлении производства по уголовному делу.

При отсутствии события преступления; отсутствии в деянии состава
преступления; истечении сроков давности привлечения к уголовной от-
ветственности и при наличии других оснований, предусмотренных стать-
ями 24-26 УПК РФ, прокурор принимает решение о прекращении уго-
ловного дела.

17. Осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим
Кодексом.

Выше отмечалось, что в законе не разделены полномочия прокурора
при осуществлении уголовного преследования и осуществлении надзора,
предусмотренные ст. 37 УПК РФ. Это приводит к формированию разных
точек зрения. В частности, согласно одной из таких точек зрения к пол-
номочиям по осуществлению уголовного преследования относятся: воз-
буждение уголовного дела в отношении конкретного лица; участие в
производстве предварительного следствия и производство отдельных
следственных действий; утверждение обвинительного заключения или
обвинительного акта и направление уголовного дела в суд; прекращение
уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Действительно, ре-
ализуя эти полномочия, прокурор осуществляет функцию уголовного
преследования. Кроме того, высказывается не без оснований мнение о
том, что к таким полномочиям следует также отнести полномочия о даче
согласия дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в
отношении конкретного лица; о даче согласия на прекращение уголовно-
го дела и уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям;
поручение органу дознания производства следственных действий.

Вместе с тем, такие полномочия прокурора, как: согласие на возбужде-
ние уголовного дела; участие в производстве предварительного следствия и
производство отдельных следственных действий; согласие на прекращение
уголовного дела и уголовного преследования; утверждение обвинительно-
го заключения или обвинительного акта и направление уголовного дела в
суд являются по характеру также полномочиями по осуществлению надзо-
ра, наряду с другими указанными в ст. 37 УПК РФ полномочиями.

К числу полномочий прокурора относятся его указания органу дозна-
ния, дознавателю, следователю, которые должны даваться в письменной
форме и являются обязательными для этих органов. Обжалование выше-

стоящему прокурору полученных указаний не приостанавливает их испол-
нение. Однако из этого общего правила законом предусмотрено несколько
исключений. В случаях несогласия следователя с указаниями прокурора о
привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления;
об объеме обвинения; об избрании меры пресечения либо отмене или из-
менении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняе-
мого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства
об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных
действий; о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; об
отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следст-
вия, он вправе, не выполняя указаний, представить дело вышестоящему
прокурору со своими письменными возражениями. Вышестоящий проку-
рор в этой ситуации принимает одно из двух решений: либо отменяет об-
жалуемые указания нижестоящего прокурора, либо поручает производство
следствия по этому делу другому следователю.

Уголовно-процессуальный закон наделил прокуроров и рядом других
полномочий,
в частности: участие в судебном заседании при рассмотрении
ходатайства следователя, дознавателя об избрании в качестве меры пресе-
чения заключения под стражу и в других предусмотренных законом случа-
ях; принятие решения о производстве предварительного следствия след-
ственной группой по ходатайству начальника следственного отдела, а по
уголовным делам, расследуемым следователями прокуратуры, — по собст-
венной инициативе; санкционирование выемки предметов и документов,
содержащих государственную или иную охраняемую федеральным зако-
ном тайну; дача согласия следователю на избрание меры пресечения в ви-
де залога; принятие решения о соединении уголовных дел.

Прокурору принадлежит право возбуждения производства по уго-
ловному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, за ис-
ключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 215 УПК РФ.
Прокурор принимает решение о возбуждении уголовного дела в от-
ношении следователя, адвоката либо о привлечении их в качестве обви-
няемых, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц
или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В
отношении прокурора такие решения принимает вышестоящий прокурор.
В отношении отдельных категорий лиц, указанных в ст. 448 УПК РФ ре-
шения о возбуждении уголовного дела либо о привлечении их в качестве
обвиняемых принимает в зависимости от категории лиц прокурором
субъекта Российской Федерации или Генеральным прокурором Россий-
ской Федерации в установленном законом порядке. Кроме того, в процес-


се предварительного следствия в отношении этой категории лиц проку-
рору предоставлены и другие полномочия.

Прокурор наделен правом рассмотрения жалоб на действия (бездей-
ствие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя и нижестоя-
щего прокурора. Прокурор рассматривает жалобу в течение 3 суток со
дня ее поступления. Закон допускает рассмотрение жалобы в срок и до 10
суток, однако когда имеют место исключительные случаи, при которых
возникла необходимость истребовать дополнительные материалы либо
принять иные меры. Об увеличении срока рассмотрения жалобы проку-
рор обязан уведомить заявителя. По результатам рассмотрения жалобы
прокурор обязан вынести постановление о полном или частичном удов-
летворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении.

Полномочия прокурора по уголовному делу, поступившему с обвини-
тельным заключением,
регламентированы статьями 221-222 УПК РФ,
по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом, — ст. 226
УПК РФ; по уголовному делу, поступившему с постановлением о на-
правлении дела в суд для применения принудительных мер медицин-
ского характера,
— ст. 439 УПК РФ; по уголовному делу, производство
по которому возбуждено ввиду новых или вновь открывшихся обсто-
ятельств,
— статьями 416-417 УПК РФ.

Генеральная прокуратура Российской Федерации решает вопрос о на-
правлении
в компетентные органы иностранного государства для осу-
ществления уголовного преследования материалов возбужденного и рас-
следуемого уголовного дела в случае совершения преступления на
территории Российского Федерации иностранным гражданином, впос-
ледствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства
процессуальных действий с его участием на территории Российского Фе-
дерации (ст. 458 УПК РФ). Генеральная прокуратура Российской Федера-
ции рассматривает запросы компетентных органов иностранных госу-
дарств об осуществлении уголовного преследования в отношении
гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на тер-
ритории иностранного государства и возвратившегося на территорию
Российской Федерации. Генеральная прокуратура Российской Федерации
рассматривает материалы, предоставленные соответствующими компе-
тентными органами иностранного государства в случае совершения на
территории иностранного государства преступления лицом, имеющим
российской гражданство, возвратившимся в Российскую Федерацию до
возбуждения в отношении его уголовного преследования по месту со-
вершения преступления (ст. 459). В соответствии с порядком, установ-

ленным главой 54 УПК РФ, Генеральный прокурор РФ и его заместитель
решают вопросы о выдаче лиц для уголовного преследования или испол-
нения приговора; а в соответствии с порядком, установленным главой 55
УПК РФ, — о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбы-
вания наказания в государстве, гражданином которого оно является.

Следует также отметить, что Закон о прокуратуре (п. 2 ст. 30) наделил
Генерального прокурора РФ правом давать указания по вопросам дозна-
ния и предварительного следствия, которые не требуют законодательного
регулирования и не выходят за рамки действующего закона. Эти указания
Генерального прокурора РФ обязательны для исполнения всеми органами
дознания и предварительного следствия, независимо от их ведомственной
принадлежности.

Актами прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном
производстве являются: постановление; письменное требование; пись-
менное указание; представление.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал