Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов в досудебном производстве
Для осуществления надзора за исполнением законов в досудебном производстве прокурор наделяется соответствующими полномочиями. Прокурор осуществляет свою деятельность строго в рамках этих полно- мочий. На практике деятельность прокурора должна осуществляться в определенных формах. В формах надзора реализуются те права, которы- ми прокурор наделен по закону. Правовая норма, определяющая полно- мочия прокурора, предоставляет ему право на совершение определенных действий. Прокурор, реализуя свое право на совершение таких действий, вместе с тем, и обязан совершить определенное действие.
Понятие «прокурор», используемое в УПК РФ имеет следующее зна- чение: Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, их заместители и помощники, участвующие в уголовном су- допроизводстве и наделенные соответствующими полномочиями феде-
ральным законом о прокуратуре (п. 31 ст. 5 УПК РФ). В то же время в ч. 6 ст. 37 УПК РФ указано, что полномочия прокурора, предусмотренные на- стоящей статьей, осуществляются прокурорами района, города, их замес- тителями, приравненными к ним прокурорами и вышестоящими проку- рорами. Эта статья предусматривает полномочия прокурора в ходе досудебного производства по уголовному делу, большинство из которых имеют властно-распорядительный характер (например, отстранять до- знавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований настоящего Кодекса при производ- стве предварительного расследования; изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное де- ло от одного следователя другому с обязательным указанием оснований такой передачи и другие). Вместе с тем, не все из них имеют такой харак- тер (например, проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях), хо- тя и ими не наделены помощники прокуроров. Однако уголовно- процессуальное законодательство не лишает полномочий помощников прокуроров в иных случаях. Например, помощник прокурора по поруче- нию прокурора поддерживающий от имени государства обвинение в суде по уголовному делу вправе принести представление на указанные в зако- не судебные решения в апелляционном и кассационном порядке.
Реализация полномочий прокурора при осуществлении надзора за ис- полнением законов в досудебном производстве направлена на то, чтобы органами дознания и органами предварительного следствия были приня- ты все предусмотренные законом меры по защите прав и законных инте- ресов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также меры по защите личности от незаконного и необоснованного обвинения, ограни- чения ее прав и свобод.
Часть 1 статьи 37 устанавливает, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, установленной насто- ящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное пресле- дование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процес- суальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия. Закон о прокуратуре (ч. 2 ст. 1) предусматривает, что прокуратура осуществляет уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Россий- ской Федерации. О функции уголовного преследования, выполняемой прокурором, говорится также в статье 31 этого же закона, где указано, что, осуществляя уголовное преследование, органы прокуратуры прово-
дят расследование по делам о преступлениях, отнесенных уголовно- процессуальным законодательством Российской Федерации к их компе- тенции. Статья 35 Закона о прокуратуре, кроме того, предусматривает, что, осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор выступает в качестве государственного обвинителя.
Однако УПК РСФСР не содержал понятие «уголовное преследова- ние». В новом УПК РФ содержится ряд положений, посвященных уго- ловному преследованию. Определение уголовного преследования содер- жится в п. 55 ст. 5 УПК РФ. Оно понимается как процессуальная деятельность, осуществляемая стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого, обвиняемого в совершении преступления. Статья 20 УПК РФ определяет, что уголовное преследование осуществляется в публичном, частно-публичном и частном порядке. При этом сохранено право прокурора возбуждать уголовные дела о преступлениях, указанных в частях 2 и 3 этой нормы, и при отсутствии заявления потерпевшего, ес- ли данное преступление совершено в отношении лица, находящегося в зависимом состоянии или по иным причинам не способного самостоя- тельно воспользоваться принадлежащими ему правами. Часть 1 ст. 21 УПК РФ определяет, что уголовное преследование от имени государства осуществляет прокурор, а также следователь и дознаватель.
Часть 2 статьи 37 УПК РФ определяет полномочия прокурора в досу- дебном производстве по уголовному делу. Этот перечень, состоящий из 17 пунктов, не разделяет надзорные полномочия с полномочиями по осуществлению уголовного преследования. В ходе досудебного произ- водства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1. Проверять исполнение требований федерального закона при при- еме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях.
В соответствии со ст. 144 УПК РФ рассмотрение сообщения о пре- ступлении и принятие по нему решения должно осуществляться в срок до 3 суток. По ходатайству следователя или дознавателя допускается про- дление этого срока до 10 суток прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания.
2. Возбуждать уголовное дело и в порядке, установленном настоящим Кодексом, поручать его расследование дознавателю, следователю, ниже- стоящему прокурору либо принимать его к своему производству.
Прокурор обязан принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и при наличии достаточных данных, ука- зывающих на признаки преступления, он наделен полномочием лично воз- будить уголовное дело.
Прокурор также вправе принять дело к производству лично и произ- водить расследование в полном объеме.
3. Участвовать в производстве предварительного следствия и в необ- ходимых случаях лично производить отдельные следственные действия.
Одним из важных средств предупреждения и выявления нарушений прав и свобод личности в досудебном производстве по уголовным делам, оперативного принятия мер к устранению выявленных нарушений явля- ется участие прокурора в производстве предварительного следствия. От- дельные следственные действия прокурор может выполнять лично, неза- висимо от того, в чьем производстве находится уголовное дело.
Генеральный прокурор РФ требует, чтобы прокуроры или их замести- тели либо другие ответственные работники прокуратуры выезжали на ме- сто происшествия при получении сообщения об убийстве, террористиче- ском акте, бандитизме, массовых беспорядках.
4. Давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уго- ловного дела в соответствии со статьей 146 настоящего Кодекса.
Часть 4 статьи 146 определяет, что постановление следователя, дозна- вателя о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. Прокурор незамедлительно дает согласие на возбуждение уголовного дела, или выносит постановление об отказе в даче согласия, или о возвращении материалов для дополнительной проверки, которая должна быть проведена в срок не более 5 суток.
5. Давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допуска- ется на основании судебного решения.
По постановлению судьи с 1 июля 2002 должны применяться такие меры процессуального принуждения, как:
1) временное отстранение от должности;
2) наложение ареста на имущество, включая денежные средства физи- ческих и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях.
Кроме того, с этого же времени по постановлению судьи должен про- изводиться личный обыск (кроме личного обыска задержанного подозре- ваемого, а также личного обыска, когда в соответствии с частью 2 ст. 184 УПК РФ не требуется вынесение специального постановления).
В соответствии сост. 10 Федерального Закона от 18 декабря 2001 г. № 175-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса 238
Российской Федерации» с 1 июля 2002 года до 1 января 2004 г. прокуро. рами должны были осуществляться семь других полномочий суда:
1) об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и до- машнего ареста;
2) о продлении срока содержания под стражей;
3) о помещении подозреваемого и обвиняемого, не содержащегося по.ц стражей, в судебно-медицинский или в судебно-психиатрический стаци- онар для производства соответственно судебно-медицинской или в су- дебно-психиатрической экспертизы;
4) о производстве осмотра в жилище при отсутствии согласия прожи- вающих в нем лиц;
5) о производстве обыска и (или) выемки в жилище;
6) о производстве выемки предметов и документов, содержащих ин- формацию о вкладах и счетах в банках и других кредитных учреждениях;
7) о наложении ареста на корреспонденцию и выемке ее в учреждени- ях связи.
Однако 14 марта 2002 года Конституционный Суд Российской Феде- рации при рассмотрении дела о проверке конституционности статей 90, 96, 122, 216 УПК РСФСР в связи с жалобами граждан С.С. Маленкина, Р.Н. Мартынова и С.В. Пустовалова постановил (п.2) Федеральному Со- бранию незамедлительно внести в законодательство изменения, с тем чтобы обеспечить введение в действие норм, предусматривающих судеб- ный порядок применения ареста (заключения под стражу), содержания под стражей, а также задержания подозреваемого на срок свыше 48 часов, с 1 июля 2002 года.
При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу и до- машнего ареста на основании судебного решения следователь или дозна- ватель должны будут с согласия прокурора возбуждать перед судом хода- тайство об избрании этих мер пресечения.
Статья 108 УПК РФ предусматривает возбуждение ходатайства о за- ключении под стражу в отношении подозреваемого, задержанного в по- рядке, установленном статьями 91 и 92 УПК РФ. В этом случае ходатай- ство должно быть направлено в суд не позднее чем за 8 часов до истечения срока задержания подозреваемого в совершении преступления.
Части 5-8 статьи 109 УПК определяют порядок продления срока со- держания под стражей обвиняемого для окончания ознакомления с мате- риалами уголовного дела. Если материалы оконченного расследованием уголовного дела представлены обвиняемому, содержащемуся под стра-
жей, и его защитнику не позднее чем за 30 суток до окончания предель- ного срока содержания под стражей, установленного частями 2 и 3 статьи 108 УПК, то по ходатайству прокурора субъекта Российской Федерации срок содержания обвиняемого под стражей может быть продлен судьей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с ма- териалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд. Следует иметь ввиду, ограничений в сроке содержания под стражей в этом случае не имеется.
6. Разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следо- вателю, дознавателю, а также их самоотводы.
При наличии оснований для отвода, предусмотренных главой 9 УПК РФ, прокурор, следователь дознаватель обязаны устраниться от участия в производстве по уголовному делу. Если они не устранились от участия в производстве по уголовному делу, отвод им может быть заявлен подозре- ваемым, обвиняемым, его законным представителем, защитником, потер- певшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их предста- вителями.
7. Отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования, если ими допущено нарушение требований настоящего Кодекса при производстве предварительного расследования.
Не всякое нарушение требований УПК РФ дознавателем и следователем может явиться основанием для отстранения их от дальнейшего производ- ства расследования. Прокурор в каждом конкретном случае с учетом ха- рактера допущенных нарушений и наступивших последствий либо воз- можного их наступления принимает решение об отстранении этих лиц.
8. Изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю, передавать уголовное дело от одного следователя дру- гому с обязательным указанием оснований такой передачи.
Передавая дела от органов дознания в следственные аппараты других ор- ганов либо изымая дела от следователей этих аппаратов, прокурор направля- ет дела руководителям соответствующих следственных аппаратов органов внутренних дел, органов Федеральной службы безопасности, органов нало- говой полиции, которые решают организационные вопросы, т.е. кому из подчиненных им следователей необходимо расследовать уголовное дело.
Следует отметить, что прокурор не только вправе изымать уголовные дела от органа дознания и передавать их следователю, но также в соответ- ствии с п. 2 ч. 3 ст. 150 УПК РФ наделен полномочием давать письменные указания о производстве дознания по уголовным делам об иных пре- ступлениях небольшой и средней тяжести, помимо указанных в законе — 240
п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ. Кроме того, по письменному указанию прокурора уголовные дела, указанные в пункте 1 части третьей ст. 150 УПК РФ, могут быть переданы для производства предварительного следствия.
9. Передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с соблюдением правил подследственности, пре- дусмотренных ст. 151 настоящего Кодекса, с обязательным указанием ос- нований такой передачи.
Следует отметить, что прокурор рассматривает материалы уголовного дела и в случаях, когда органом дознания произведены неотложные след- ственные действия. В статье 157 УПК РФ определен порядок производст- ва неотложных следственных действий. Хотя их производят органы до- знания, но формой дознания в отличие от положений УПК РСФСР эта деятельность не является.
Генеральный прокурор Российской Федерации требует, чтобы в каждом случае решение об изъятии и передаче уголовного дела от одного органа предварительного следствия другому должно быть мотивировано и изло- жено в письменном виде.
10. Отменять незаконные или необоснованные постановления ниже- стоящего прокурора, следователя, дознавателя в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Таким полномочием прокурор наделен в целях наиболее эффективно- го устранения нарушений закона, допускаемых при производстве предва- рительного расследования. Прокурор отменяет решения путем вынесения мотивированного постановления, в котором указываются основания для их отмены. Например, признав отказ в возбуждении уголовного дела не- законным и необоснованным, прокурор отменяет постановление об отка- зе в возбуждении уголовного дела и возбуждает уголовное дело в поряд- ке, установленном главой 20 УПК РФ, либо возвращает материалы для дополнительной проверки (ч. 6 ст. 148). Такое полномочие реализуется также прокурором при проверке законности и обоснованности приоста- новления предварительного следствия, прекращения уголовного дела и прекращения уголовного преследования и в иных предусмотренных зако- ном случаях.
Генеральный прокурор РФ требует от подчиненных ему прокуроров обязательной проверки в ходе расследования всех уголовных дел в целях предупреждения принятия незаконных решений.
11. Поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать ему указания о проведении оперативно-розыскных меро- приятий.
В случаях необходимости прокурор может поручить органу дознания производство следственных действий, предусмотренных УПК РФ.
Представляется не совсем удачной формулировка полномочия в части дачи прокурором органу дознания указания о проведении оперативно- розыскных мероприятий, поскольку в п. 24 ст. 5 УПК РФ под органом до- знания понимаются государственные органы и должностные лица, упол- номоченные в соответствии с настоящим Кодексом осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия. Проведение оперативно-розыскных мероприятий этим понятием не охватывается. В то же время следует отме- тить, что в п. 1) ч. 1 ст. 40 к органам дознания отнесены также органы ис- полнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.
12. Продлевать срок предварительного расследования.
По общему правилу предварительное следствие должно быть закон- чено в срок, не превышающий 2 месяцев, который исчисляется со дня воз- буждения уголовного дела до момента направления дела прокурору с об- винительным заключением или постановлением о передаче дела в суд для рассмотрения вопроса о применении мер медицинского характера либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по делу. При невозможности по уважительным причинам (сложность дела, много- эпизодность, большой объем следственной работы, необходимость вы- полнения отдельных следственных действий в отдаленных местностях, длительность проведения экспертиз и т.п.) закончить расследование в на- званный срок, он может быть продлен прокурором района, города и при- равненным к нему военным прокурором и их заместителями до 6 месяцев, прокурором субъекта Российской Федерации и приравненным к нему во- енным прокурором ввиду особой сложности дела — до 12 месяцев, даль- нейшее продление срока предварительного следствия в исключительных случаях может быть произведено Генеральным прокурором РФ или его заместителями. В случае возвращения прокурором уголовного дела для дополнительного следствия, а также при возобновлении прекращенного или приостановленного дела срок дополнительного следствия устанавли- вается надзирающим прокурором. Он не может превышать одного месяца со дня поступления дела к следователю. Дальнейшее продление срока следствия производится на общих основаниях.
Для производства дознания законодатель установил укороченные сро- ки. По общему правилу дознание проводится в течение 15 суток со дня возбуждения уголовного дела и до дня принятия решения о направлении уголовного дела прокурору. Этот срок может быть продлен прокурором,
но не более чем на 10 суток. Прокурор при возвращении уголовного дела для пересоставления обвинительного акта в случае его несоответствия требованиям статьи 225 УПК РФ со своими письменными указаниями может продлить срок дознания до 3 суток.
13. Утверяедать постановление следователя, дознавателя о прекраще- нии производства по уголовному делу.
По-видимому, в этом пункте допущена неточность. Статья 213 УПК РФ не предусматривает утверждения прокурором постановления о пре- кращении уголовного дела или уголовного преследования. В этой статье говорится о направлении следователем или дознавателем копии поста- новления прокурору. Статьи 25, 26, 28 УПК РФ, предусматривающие прекращение уголовного преследования по нереабилитирующим основа- ниям, также не содержат положения об утверждении постановления сле- дователя или дознавателя прокурором. В этих статьях указывается, что уголовное преследование по нереабилитирующим основаниям прекраща- ется с согласия прокурора.
14.Утверяедать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд.
Прокурор рассматривает поступившее от следователя уголовное дело и, установив, что по делу соблюдены необходимые требования, в течение 5 суток утверждает обвинительное заключение и направляет дело в суд. При поступлении дела от дознавателя и при соблюдении по делу требо- ваний закона прокурор утверждает обвинительный акт и направляет дело в суд в течение 2 суток.
15. Возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования.
Необходимость в реализации такого полномочия возникает, в частнос- ти, в случаях, когда прокурор, рассмотрев поступившее от следователя уголовное дело с обвинительным заключением, пришел к выводу о том, что предварительное следствие проведено не полно. Используя предо- ставленное право, прокурор возвращает уголовное дело следователю для производства дополнительного расследования с конкретными указаниями о том, что необходимо сделать следователю.
16. Приостанавливать или прекращать производство по уголов- ному делу.
При наличии оснований, предусмотренных ст. 208 УПК РФ (лицо, под- лежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено; подозрева- емый или обвиняемый скрылся от следствия либо место его нахождения не Установлено по иным причинам; место нахождения обвиняемого известно,
однако реальная возможность его участия в уголовном деле отсутствует; временное тяжелое заболевание обвиняемого, удостоверенное медицин- ским заключением, препятствует его участию в следственных и иных про- цессуальных действиях) в установленном законом порядке прокурор при- нимает решение о приостановлении производства по уголовному делу.
При отсутствии события преступления; отсутствии в деянии состава преступления; истечении сроков давности привлечения к уголовной от- ветственности и при наличии других оснований, предусмотренных стать- ями 24-26 УПК РФ, прокурор принимает решение о прекращении уго- ловного дела.
17. Осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.
Выше отмечалось, что в законе не разделены полномочия прокурора при осуществлении уголовного преследования и осуществлении надзора, предусмотренные ст. 37 УПК РФ. Это приводит к формированию разных точек зрения. В частности, согласно одной из таких точек зрения к пол- номочиям по осуществлению уголовного преследования относятся: воз- буждение уголовного дела в отношении конкретного лица; участие в производстве предварительного следствия и производство отдельных следственных действий; утверждение обвинительного заключения или обвинительного акта и направление уголовного дела в суд; прекращение уголовного дела по нереабилитирующим основаниям. Действительно, ре- ализуя эти полномочия, прокурор осуществляет функцию уголовного преследования. Кроме того, высказывается не без оснований мнение о том, что к таким полномочиям следует также отнести полномочия о даче согласия дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела в отношении конкретного лица; о даче согласия на прекращение уголовно- го дела и уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям; поручение органу дознания производства следственных действий.
Вместе с тем, такие полномочия прокурора, как: согласие на возбужде- ние уголовного дела; участие в производстве предварительного следствия и производство отдельных следственных действий; согласие на прекращение уголовного дела и уголовного преследования; утверждение обвинительно- го заключения или обвинительного акта и направление уголовного дела в суд являются по характеру также полномочиями по осуществлению надзо- ра, наряду с другими указанными в ст. 37 УПК РФ полномочиями.
К числу полномочий прокурора относятся его указания органу дозна- ния, дознавателю, следователю, которые должны даваться в письменной форме и являются обязательными для этих органов. Обжалование выше-
стоящему прокурору полученных указаний не приостанавливает их испол- нение. Однако из этого общего правила законом предусмотрено несколько исключений. В случаях несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квалификации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресечения либо отмене или из- менении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняе- мого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; о направлении уголовного дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следст- вия, он вправе, не выполняя указаний, представить дело вышестоящему прокурору со своими письменными возражениями. Вышестоящий проку- рор в этой ситуации принимает одно из двух решений: либо отменяет об- жалуемые указания нижестоящего прокурора, либо поручает производство следствия по этому делу другому следователю.
Уголовно-процессуальный закон наделил прокуроров и рядом других полномочий, в частности: участие в судебном заседании при рассмотрении ходатайства следователя, дознавателя об избрании в качестве меры пресе- чения заключения под стражу и в других предусмотренных законом случа- ях; принятие решения о производстве предварительного следствия след- ственной группой по ходатайству начальника следственного отдела, а по уголовным делам, расследуемым следователями прокуратуры, — по собст- венной инициативе; санкционирование выемки предметов и документов, содержащих государственную или иную охраняемую федеральным зако- ном тайну; дача согласия следователю на избрание меры пресечения в ви- де залога; принятие решения о соединении уголовных дел.
Прокурору принадлежит право возбуждения производства по уго- ловному делу ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств, за ис- ключением случаев, предусмотренных частью пятой статьи 215 УПК РФ. Прокурор принимает решение о возбуждении уголовного дела в от- ношении следователя, адвоката либо о привлечении их в качестве обви- няемых, если уголовное дело было возбуждено в отношении других лиц или по факту совершения деяния, содержащего признаки преступления. В отношении прокурора такие решения принимает вышестоящий прокурор. В отношении отдельных категорий лиц, указанных в ст. 448 УПК РФ ре- шения о возбуждении уголовного дела либо о привлечении их в качестве обвиняемых принимает в зависимости от категории лиц прокурором субъекта Российской Федерации или Генеральным прокурором Россий- ской Федерации в установленном законом порядке. Кроме того, в процес-
се предварительного следствия в отношении этой категории лиц проку- рору предоставлены и другие полномочия.
Прокурор наделен правом рассмотрения жалоб на действия (бездей- ствие) и решения органа дознания, дознавателя, следователя и нижестоя- щего прокурора. Прокурор рассматривает жалобу в течение 3 суток со дня ее поступления. Закон допускает рассмотрение жалобы в срок и до 10 суток, однако когда имеют место исключительные случаи, при которых возникла необходимость истребовать дополнительные материалы либо принять иные меры. Об увеличении срока рассмотрения жалобы проку- рор обязан уведомить заявителя. По результатам рассмотрения жалобы прокурор обязан вынести постановление о полном или частичном удов- летворении жалобы или об отказе в ее удовлетворении.
Полномочия прокурора по уголовному делу, поступившему с обвини- тельным заключением, регламентированы статьями 221-222 УПК РФ, по уголовному делу, поступившему с обвинительным актом, — ст. 226 УПК РФ; по уголовному делу, поступившему с постановлением о на- правлении дела в суд для применения принудительных мер медицин- ского характера, — ст. 439 УПК РФ; по уголовному делу, производство по которому возбуждено ввиду новых или вновь открывшихся обсто- ятельств, — статьями 416-417 УПК РФ.
Генеральная прокуратура Российской Федерации решает вопрос о на- правлении в компетентные органы иностранного государства для осу- ществления уголовного преследования материалов возбужденного и рас- следуемого уголовного дела в случае совершения преступления на территории Российского Федерации иностранным гражданином, впос- ледствии оказавшимся за ее пределами, и невозможности производства процессуальных действий с его участием на территории Российского Фе- дерации (ст. 458 УПК РФ). Генеральная прокуратура Российской Федера- ции рассматривает запросы компетентных органов иностранных госу- дарств об осуществлении уголовного преследования в отношении гражданина Российской Федерации, совершившего преступление на тер- ритории иностранного государства и возвратившегося на территорию Российской Федерации. Генеральная прокуратура Российской Федерации рассматривает материалы, предоставленные соответствующими компе- тентными органами иностранного государства в случае совершения на территории иностранного государства преступления лицом, имеющим российской гражданство, возвратившимся в Российскую Федерацию до возбуждения в отношении его уголовного преследования по месту со- вершения преступления (ст. 459). В соответствии с порядком, установ-
ленным главой 54 УПК РФ, Генеральный прокурор РФ и его заместитель решают вопросы о выдаче лиц для уголовного преследования или испол- нения приговора; а в соответствии с порядком, установленным главой 55 УПК РФ, — о передаче лиц, осужденных к лишению свободы, для отбы- вания наказания в государстве, гражданином которого оно является.
Следует также отметить, что Закон о прокуратуре (п. 2 ст. 30) наделил Генерального прокурора РФ правом давать указания по вопросам дозна- ния и предварительного следствия, которые не требуют законодательного регулирования и не выходят за рамки действующего закона. Эти указания Генерального прокурора РФ обязательны для исполнения всеми органами дознания и предварительного следствия, независимо от их ведомственной принадлежности.
Актами прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве являются: постановление; письменное требование; пись- менное указание; представление.
|