Сущность, предмет и задачи прокурорского Надзора за исполнением законов судебными приставами
Надзор за исполнением законов судебными приставами является новым направлением прокурорского надзора и обязан своим появлением изданию двух законодательных актов: федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» и от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об ис- полнительном производстве». В ст. 19 Закона о судебных приставах за- креплено: надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре осу- ществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.
Несмотря на сравнительно долгий период, прошедший с момента из- дания названных законов, которые вступили в силу в октябре 1997 г., за- конодательное подтверждение деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами нашла лишь в Федеральном законе от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополне- ний в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»». В какой-то мере это можно объяснить тем, что согласно ст. 25 Закона о су- дебных приставах полное функционирование службы судебных приста- вов долядао было начаться с 1 января 1999 года.
Следует отметить, что в рассматриваемом случае законодатель изменил сложившейся традиции, лишь дополнив ст. 1 Закона о прокуратуре соот- ветствующей строкой. При этом в Закон не была включена дополнительная глава, конкретизирующая предмет этого направления и, самое главное, полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением зако- нов судебными приставами. Данное обстоятельство представляется суще- ственным, поскольку полномочия прокуроров согласно ст. 129 Конститу- ции РФ должны определяться федеральным законом.
Законодательная неурегулированность этого вопроса создает труднос- ти при осуществлении надзора за исполнением законов судебными при- ставами, мешает выработке единой практики надзора. Следует иметь в
виду, что практика надзора в рассматриваемой области только складыва- ется. Иными словами, прокурорами не наработан опыт организации и осуществления результативного прокурорского надзора. Пробел в зако- нодательстве должен быть устранен посредством включения в Закон о прокуратуре самостоятельной главы, посвященной прокурорскому над- зору за исполнением законов судебными приставами.
Служба судебных приставов согласно ст. 5 Закона о судебных при- ставах является структурным подразделением Министерства юстиции РФ и возглавляется заместителем министра юстиции — Главным судеб- ным приставом РФ. В состав подразделения входят: •I* департамент судебных приставов Минюста России; •I» служба судебных приставов Управления военных судов Минюста
России;
* служба судебных приставов органов юстиции субъектов Федерации; < * подразделения судебных приставов районного уровня, состоящие из судебных приставов по обеспечению установленного порядка дея- тельности судов и судебных приставов-исполнителей. При этом Закон о судебных приставах корреспондирует вопросы опре- деления организации деятельности службы судебных приставов в Консти- туционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ с федеральными конституционными законами об этих судах. Думается, что данный вопрос следовало бы отразить в рассматриваемом Законе.
Закон о судебных приставах в статье 1 формулирует общем виде две основные задачи, обеспечение которых ложится на службу судебных
приставов.
/. Обеспечение порядка деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Выс- шего Арбитражного Суда Российской Федерации, судов общей юрис- дикции и арбитражных судов.
Служба судебных приставов является составной частью федерального органа исполнительной власти — Минюста России, ее деятельность фи- нансируется из средств федерального бюджета, что оговорено в п. 1 ст. 22 Закона о судебных приставах. Возникает вопрос об обеспечении порядка деятельности судебных органов-субъектов Федерации, к которым Феде- ральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации» от 31.12.1996 № 1-ФКЗ отнесены конституционные (устав- ные) суды и мировые судьи.
Если мировые судьи, будучи представителями судебной системы субъ- ектов Федерации номинально тем не менее финансируются из федерально-
го бюджета в силу ст. 33 Закона о судебной системе и вправе рассчиты- вать на соответствующую помощь судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, то в отношении финансируе- мых самими субъектами РФ конституционных (уставных) судов подобное сказать нельзя. Хотя п. 2 ст. 22 Закона о судебных приставах предоставляет возможность представительным органам субъектов Федерации самостоя- тельно увеличивать за счет средств собственных бюджетов расходы на со- держание соответствующих служб судебных приставов, в нем не содер- жится четко обозначенных полномочий регионов создавать за свой счет дополнительные штатные единицы в службе судебных приставов.
Формулировка «обеспечение деятельности судов» не отражает спе- цифики работы судебных приставов на этом участке и нуждается в тол- ковании.
Содержательная сторона этой деятельности названных органов рас- крывается в ст. 11 Закона о судебных приставах:
< * обеспечение в судах безопасности судей, заседателей, участников су- дебного процесса и свидетелей;
* выполнение распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании, связанные с соблюде- нием порядка в суде;
*3* исполнение решения суда или судьи о применении к подсудимому и к другим гражданам мер процессуального принуждения предусмотрен- ных законом;
**• обеспечение охраны зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;
*1* проверка подготовки судебных помещений к заседанию, обеспечение по поручению судьи доставки к месту проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств, их сохранности;
*«* поддержание общественного порядка в судебных помещениях;
* взаимодействие с военнослужащими воинской части (подразделения) по конвоированию лиц, содержащихся под стражей, по вопросам их охраны и безопасности;
* предупреждение и пресечение преступлений, правонарушений, выяв- ление нарушителей, задержание их в случае необходимости с после- дующей передачей органам милиции;
* осуществление привода лиц, уклоняющихся от явки в суд или к су- дебному приставу-исполнителю;
*•* участие по указанию старшего судебного пристава в совершении ис- полнительных действий.
Приведенный перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Поверхностный анализ перечисленных функ- ций судебных приставов по обеспечению установленного порядка дея- тельности судов позволяет сделать следующие выводы: »!» рабочее время в суде названной категории государственных служа- щих ограничено: с открытия суда и до его закрытия. Охраной судеб- ных зданий в нерабочее время занимаются подразделения вневедом- ственной охраны органов внутренних дел;
< * наряду с функциями, которые можно назвать сопутствующими дея- тельности по обеспечению установленного порядка деятельности су- дов (они преобладают) в общем списке, особняком выделяются те, что выходят за рамки задач, стоящих перед соответствующими под- разделениями: во-первых, это — привод лиц, уклоняющихся от явки к судебному приставу-исполнителю, во-вторых — участие (по указа- нию старшего судебного пристава) в совершении исполнительных действий.
Очевидно, следует согласиться с позицией законодателя — судебные приставы-исполнители, будучи наделенными правом вызывать граждан и должностных лиц по исполнительным документам, находящимся в их про- изводстве, лишены возможности надлежащим образом, в том числе и с применением силы обеспечить явку в случае уклонения вызываемого лица. В таком случае гарантом обеспечения явки выступает представитель соот- ветствующего силового подразделения службы судебных приставов.
Не вполне корректна формулировка Закона об участии судебных при- ставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов в со- вершении исполнительных действий по указанию старшего судебного пристава. Здесь, опять-таки по замыслу законодателя, ключевым момен- том является «силовая» составляющая такой поддержки, о чем и следует прямо сказать в Законе о судебных приставах. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов могут обеспе- чивать надежное функционирование судебных приставов-исполнителей при наличии реальной угрозы срыва проводимых ими исполнительных действий, выполняя роль так называемой «физической защиты» — по- добно аналогичным подразделениям налоговой полиции. В Законе о су- дебных приставах уместнее было бы охарактеризовать такое направление деятельности названной категории судебных приставов не участием в со- вершении исполнительных действий, а обеспечением совершения испол- нительных действий судебными приставами-исполнителями. 266
В условиях, когда рассматриваемый законодательный акт лишь обо- значил функции судебных приставов по обеспечению установленного по- рядка деятельности судов, необходимо было конкретизировать специфи- ку их деятельности. Данный вопрос нашел свое отражение в изданном Минюстом России приказе от 03.08.1999 № 226 «Обутверждении Инст- рукции о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном засе- дании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установлен- ного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятель- ности». Этот документ с достаточной полнотой определяет комплекс ме- роприятий, выполняемых названными судебными приставами при осуществлении возложенных на них функций, в частности оговаривает «пассивный» характер их участия в исполнительном производстве. На- пример, они следят при этом за соблюдением общественного порядка, не допускают нахождения посторонних лиц в месте совершения исполни- тельных действий, обеспечивают сохранность служебной документации, а также изъятых у должников денежных средств, имущества и ценностей. Перечень исполнительных документов, подлежащих исполнению су- дебными приставами-исполнителями в общем виде приведен в ст. 7 Зако- на об исполнительном производстве. К ним в частности, относятся: а) исполнительные листы, выдаваемые судами на основании принимае- мых ими судебных актов, решений Международного коммерческого арбитража, иных третейских судов, решений иностранных судов и арбитражей, решений межгосударственных органов по защите прав и свобод человека; б) судебные приказы;
в) нотариально удостоверенные соглашения об уплате алиментов;
г) удостоверения комиссии по трудовым спорам, выдаваемые на осно- вании ее решений;
д) оформленные в установленном порядке требования органов, осуще- ствляющих контролирующие функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания в связи с отсутствием на сче- тах должника денежных средств, достаточных для удовлетворения требований взыскателя, если законодательством Российской Федера- ции не установлен иной порядок исполнения указанных исполнитель- ных документов;
е) постановления органов (должностных лиц), уполномоченных рассма- тривать дела об административных правонарушениях;
ж) постановления судебного пристава-исполнителя;
з) постановления иных органов в случаях, предусмотренных федераль- ным законом.
Ссылки на нормативные правовые акты, определяющие основания возникновения перечисленных категорий исполнительных документов приведены в следующем параграфе.
Основной задачей, стоящей перед судебными приставами-испол- нителями, является своевременное и надлежащее выполнение функций, возложенных на них Законом об исполнительном производстве, в процес- се принудительного исполнения названных выше исполнительных доку- ментов.
Рассматриваемое направление надзора можно воспринимать как часть прокурорского надзора за исполнением законов соответствующими госу- дарственными органами (администрациями), исполняющими приговоры, иные решения судов. По составу применяемых прокурорами правовых средств, надзорных методов и приемов данное направление деятельности прокуроров наиболее близко к прокурорскому надзору за исполнением за- конов. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приста- вами близок и к прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод че- ловека и гражданина, поскольку одной из его задач является соблюдение прав граждан, относительно которых приняты судебные решения.
В Законе о прокуратуре нет четкого определения предмета рассматри- ваемой отрасли прокурорского надзора. Постараемся сформулировать его с учетом нашего понимания роли и значения органов прокуратуры в обеспечении режима законности в деятельности судебных приставов.
Несмотря на присутствие в указании Генерального прокурора РФ от 6 января 1999 г. № 1/7 «Об организации прокурорского надзора за исполне- нием законов при осуществлении полномочий судебными приставами» (единственный ведомственный документ, упорядочивающий деятель- ность прокуроров на рассматриваемом участке деятельности) ссылок на роль и место судебных и следственных подразделений в осуществлении надзора в упомянутой области, деятельность их протекает в рамках соот- ветствующих процессуальных законодательных актов и весьма косвенно затрагивает исследуемую сферу надзора. Предмет и задачи органов про- куратуры как в гражданском и арбитражном процессе, так и при осуще- ствлении следствия достаточно подробно раскрыты в соответствующих лекциях настоящего курса. Ограничимся характеристикой сущности ра- боты подразделений по надзору за исполнением законов, на которые ло- жится основное бремя по укреплению законности на названном участке. 268
Если придерживаться утвердившихся в Законе о прокуратуре и в це- лом в науке прокурорского надзора формулировок7 надзорной деятельно- сти за исполнением законов, то под предметом прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами следует понимать соблюдение ими Конституции Российской Федерации, исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, а так- же соответствие законам правовых актов, издаваемых должностны- ми лицами службы судебных приставов.
Объектом данного направления надзора являются общественные отношения, возникающие в процессе исполнительного производства, и, в первую очередь, законность принимаемых судебными пристава- ми-исполнителями мер и выносимых правовых актов, а также пра- вомерность осуществляемых судебными приставами мероприятий по обеспечению установленного порядка деятельности судов.
Сказанное говорит о том, что в поле зрения прокуроров должно нахо- диться исполнение рассматриваемой категорией служащих не только фе- деральных законов «О судебных приставах» и «Об исполнительном про- изводстве», но также иных законодательных актов, нарушение которых возможно в ходе осуществления ими своей деятельности (например, фе- деральных законов «О государственном материальном резерве», «Об ос- новах государственной службы», «Об оружии», «О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» и др.).
Касаясь вопроса отнесения к сфере прокурорского надзора законности исполнения судебными приставами требований подзаконных норматив- ных правовых актов, в частности, постановлений Правительства РФ, мы придерживаемся позиции, согласно которой их нельзя исключать из поля зрения прокуроров, поскольку издание их обусловлено соответствующей ссылкой в статье конкретного законодательного акта либо вызвано необ- ходимостью более предметно раскрыть ту или иную норму закона Так, постановление Правительства РФ от 02.03.2000 № 180 «Об утверждении норм обеспечения боевым ручным стрелковым и иным оружием, боепри- пасами и патронами к нему, специальным средствами, а также средст- вами радиосвязи службы судебных, приставов Министерства юстиции Российской Федерации» прямо вытекает из нормы п. 2 ст. 23 Закона о су- дебных приставах. То же можно сказать и о таких постановлениях как: «Об утверждении Положения о внебюджетном фонде развития испол-
См.: Гаврилов С.А. Сущность прокурорского надзора в СССР. Саратов: изд-во Саратовского университета, 1984, с. 58.
нительного производства» от 26.06.1998 №659, «Об утверждении По- ложения о порядке и условиях хранения арестованного и изъятого иму- щества» от 07.07.1998 № 723, без которых реализация Закона об испол- нительном производстве была бы проблематичной.
На вопрос о надзоре за исполнением судебными приставами требований нормативных правовых актов, изданных Минюстом России, по нашему мнению, ответ должен быть следующим.
Безусловно, контроль за исполнением изданных в названном Минис- терстве документов на местах осуществляется силами этого федерального органа исполнительной власти. Но такой контроль является ведомствен- ным. Он осуществляется на плановой основе либо в связи с возникнове- нием особо экстренных обстоятельств и сопряжен с ограниченной финан- совой поддержкой выездов, скажем, в регионы Сибири и Дальнего Востока страны. С учетом необходимости повышенного внимания к за- конности деятельности судебных приставов, как осуществляющих при- нудительное исполнение судебных и иных актов, так и обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, и в отсутствие какой-либо другой федеральной структуры с функциями вневедомственного контро- ля в названной сфере контроль Минюста явно недостаточен.
Единственной федеральной структурой, призванной осуществлять надзор за законностью деятельности судебных приставов была и остается прокуратура Российской Федерации. Поэтому в вопросе исполнения су- дебными приставами ведомственных актов Минюста России, на наш взгляд, должен преобладать совершенно определенный подход.
Согласно п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре прокуроры осуществляют в числе прочих функций надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина. И среди субъектов надзора фигурируют федеральные мини- стерства, их должностные лица. Возникает вопрос: только ли неисполне- нием законов нарушаются права и свободы граждан.
В Указе Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов испол- нительной власти» от 23.05.1996 №763, согласно пункту 8 которого нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной влас- ти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательному опубликованию.
Главой государства допускается возможность издания федеральным органом исполнительной власти нормативного правового акта, неиспол-
нение или ненадлежащее исполнение которого может повлечь за собой нарушение той или иной группы прав и свобод человека и гражданина. Необходимость в надзоре за исполнением таких правовых актов сущест- вует. Прокуроры, занимаясь надзором за законностью деятельности су- дебных приставов, обязаны обращать внимание на надлежащее исполне- ние норм документов Минюста России, а также изданных совместно с этим министерством документов других федеральных органов исполни- тельной власти, прошедших в установленном порядке государственную регистрацию и опубликованных в официальных изданиях.
Изложенное говорит о том, что понятие «закон» тождественно понятию «законодательство», представляющему собой совокупность правовых норм, содержащихся, как в законодательных актах, так и в дополняющих и конкретизирующих их подзаконных, в том числе ведомственных норма- тивных правовых актах, регулирующих общественные отношения в связи с исполнением судебными приставами функциональных обязанностей. Речь идет не только об актах в области исполнительного производства, но и до- кументах из других отраслей законодательства, включая трудовое законо- дательство, законодательство о государственной службе, об оружии и т.д.
Говоря о задачах прокурорского надзора за исполнением законов су- дебными приставами, следует отметить: они вытекают из общих целей, стоящих перед органами прокуратуры и нашедших отражение в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре, — в обеспечении верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является соблюдение законности в их деятельности при обес- печении установленного порядка деятельности судов и осуществлении властных полномочий в процессе принудительного исполнения решений судов и иных органов, а также защита прав и законных интересов физи- ческих и юридических лиц, вовлеченных в сферу исполнительного про- изводства.
|