Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Мест содержания задержанных и заключенных под стражу
Надзор за исполнением законов администрациями органов и учрежде- ний, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задер- жанных и заключенных под стражу выделен в ст. 1 Закона о прокуратуре в качестве самостоятельной отрасли прокурорского надзора.
Выделение этого надзора в самостоятельную отрасль обусловлено важностью обеспечения прав и свобод граждан, отбывающих наказание, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в случае их задержания или заключения под стражу. Лица, задержанные, арестованные, ограниченные и лишенные свободы, имеют меньше воз- можности предпринимать доступные всем гражданам меры для защиты своих прав и интересов, поэтому надзорная деятельность прокурора вы- ступает в качестве гарантии их охраны.
Гарантией предупреждения и своевременного устранения нарушений прав и интересов задержанных, арестованных и осужденных, лиц, нахо- дящихся по решению суда в психиатрических стационарах, является проведение прокурором проверок в учреждениях и органах, где они со- держатся, систематически, независимо от наличия данных о нарушени- ях законности.
Администрации органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрации
мест содержания задержанных и заключенных под стражу обязаны вы- полнять постановления и требования прокурора относительно соблюде- ния правил отбывания наказания и порядка содержания под стражей, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством. Феде- ральным законом от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» и иными законодательными актами. Нарушения законности устраняются сразу, после их обнаружения. Средствами прокурорского надзора обес- печивается исполнение не только прав осужденных, лиц, подвергнутых принудительным мерам медицинского характера, задержанных и арес- тованных, предусмотренных законодательством РФ, но и требований, касающихся защиты прав человека в сфере борьбы с преступностью, содержащихся в международных актах.
Задачи рассматриваемого направления прокурорского надзора оп- ределены в приказе Генерального прокурора РФ от 26 февраля 1997 г. № 8 «О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением за- конов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изолято- рах». Прокурорам предписывается при проверках состояния законнос- ти в исправительных и воспитательных колониях, ел еде 1 венных изоляторах особое внимание обращать на факты унижения ^.т" ^ечес- кого достоинства, произвола, жестокого обращения по отношению к осужденным и заключенным со стороны работников учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, необоснованного водво- рения в штрафные помещения, обеспечение гуманных условий содер- жания, соответствующих минимальным стандартным правилам обра- щения с заключенными.
Требуется организовать жесткий контроль за фактическим устранени- ем выявленных нарушений законности, не оставлять без реагирования факты неисполнения администрацией исправительных учреждений и следственных изоляторов предписаний прокуратуры.
Прокурорский надзор должен быть направлен на то, чтобы содержание задержанных и арестованных лиц в исправительных и иных учреждениях и органах, исполняющих наказание и меры принудительного характера, на- значаемые судом, осуществлялось в соответствии с предусмотренными ос- нованиями и с соблюдением установленного порядка, условий содержания, обеспечения прав и обязанностей этих лиц.
Ст. 32 Закона о прокуратуре определяет предмет надзора. К нему относится: во-первых, законность нахождения лиц в местах содержа-
I
ч
ния задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры прину- дительного характера, назначаемые судом; во-вторых, соблюдение ус- тановленных законодательством Российской Федерации прав и обя- занностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания; в-третьих, законность исполнения наказания, не свя- занного с лишением свободы.
Под законностью нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных, иных органах и учреж- дениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, на- значаемые судом, в более широком смысле следует понимать: законность помещения в эти места, учреждения и органы; законность содержания в них; соблюдение сроков содержания; законность освобождения.
В указанные места, учреждения и органы могут помещаться лишь те лица, в отношении которых имеется соответствующий документ (про- токол, постановление, приговор), причем каждая категория лиц должна помещаться лишь в определенные именно для ее содержания место, уч- реждение либо орган.
В Федеральном законе «О содержании под стражей подозреваемых, и обвиняемых в совершении преступлений» (ч. 1 ст. 5) предусмотрен в каче- стве основания содержания под стражей лиц, задержанных по подозре- нию в совершении преступления, протокол задержания, составленный в соответствии с требованиями уголовно-процессуального закона.
Из этого же Закона (ч. 2 ст. 5) следует, что основанием содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в отношении которых в ка- честве меры пресечения применено заключение под стражу, является су- дебное решение.
Основанием отбывания уголовного наказания является приговор суда, вступивший в законную силу.
Принудительные меры медицинского характера в отношении лиц, страдающих психическими расстройствами, совершивших общественно опасные деяния, применяются по определению суда.
Федеральным законом от 15 декабря 1996 г. № 160-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР и Ис- правительно-трудовой кодекс РСФСР в связи с принятием Уголовного кодекса Российской Федерации» в УПК РСФСР внесено дополнение, предусматривающее освобождение судом несовершеннолетнего от нака-
|