В деятельности судебных приставов
Говоря о мерах прокурорского реагирования на нарушения законода- тельства судебными приставами, следует иметь в виду, что они реализу- ются, исходя из того комплекса полномочий по выявлению, пресечению и
устранению нарушений и принятию мер к отмене издаваемых должност- ными лицами службы судебных приставов незаконных правовых актов, которыми наделены прокуроры (как территориальные, так и военные) со- гласно главе 1 раздела III Закона о прокуратуре, а также нормам граждан- ского процессуального и арбитражного процессуального законодательст- ва. В частности, прокуроры вправе проводить проверки исполнения законов судебными приставами в соответствующих их уровню подразде- лениях службы судебных приставов. Они также могут поручать проведе- > ние проверок исполнения законов судебными приставами вышестоящим службам судебных приставов.
В ст. 3 Закона об исполнительном производстве подразделения служ- бы судебных приставов обозначены как органы принудительного испол- нения. Данное обстоятельство имеет важное значение и требует повы- шенного внимания со стороны прокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законов судебными приставами, поскольку не следует ис- ключать выход последних за рамки предоставленных им полномочий, что может повлечь нарушение прав и законных интересов участников испол- нительного процесса.
В случае поступления в прокуратуру жалобы на действия (бездейст- вие) судебного пристава-исполнителя прокурор вправе вызвать соответ- ствующее должностное лицо для дачи объяснений по существу затрону- того вопроса. Неявка судебного пристава к прокурору без уважительных причин может повлечь за собой вынесение постановления о возбуждении производства об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (неявка без уважительных причин должностного лица по вызову прокурора для дачи пояснений по поводу нарушения закона), с направлением его в соответствующий суд общей юрисдикции (террито- риальный либо военный) для принятия решения по существу.
Прокурор также вправе, обратившись к старшему судебному приставу соответствующей службы, затребовать у него для изучения материалы по исполнительному производству, претензии к содержанию которых есть у заявителя, а также другие материалы. Непредставление затребованных документов либо воспрепятствование в иной форме со стороны соответ- ствующего должностного лица законным требованиям прокурора может являться основанием для возбуждения прокурором производства об ад- министративном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных законом).
Исполнительный процесс представляет собой крайне емкую процедуру, состоящую из большого числа действий и решений. На каждой из стадий возможно нарушение установленного законом порядка осуществления тех или иных действий (принятия решений) со стороны судебных приставов- исполнителей. В процессе осуществления своей деятельности этими долж- ностными лицами выносятся отдельные процессуальные документы, но- сящие форму постановлений. Например — постановление о возбуждении исполнительного производства, постановление о наложении ареста на имущество должника, равно другие акты, регламентированные законом.
В статьях 9, 10, 19, 26, в иных статьях Закона об исполнительном произ- водстве отмечается: постановления судебных приставов-исполнителей мо- гут быть обжалованы в соответствующий суд в десятидневный срок. Бе- зусловно, положение это напрямую вытекает из требований п. 2 ст. 46 Конституции РФ, согласно которому решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, обще- ственных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Статья 90 Закона об исполнительном производстве предусматривает: действия судебного пристава-исполнителя по реализации исполнительно- го документа либо отказ в совершении таких действий, а также отказ в отводе судебного пристава-исполнителя могут быть обжалованы взыска- телем или должником. Этим правом стороны исполнительного производ- ства должны воспользоваться в десятидневный срок со дня совершения такого действия либо отказа в его совершении или со дня, когда этим ли- цам стало об этом известно.
В арбитражный суд лодается жалоба в случаях, если она имеет отно- шение к вопросу исполнения решения арбитражного суда. В остальных случаях жалобы направляются в суды общей юрисдикции.
Встает вопрос о правомерности вмешательства в судебном порядке прокурора. Вправе ли он, если Закон об исполнительном производстве умалчивает о нем вообще, проявлять какую-либо инициативу в случаях, когда с его точки зрения имеет место нарушение закона со стороны су- дебного пристава-исполнителя.
Следует оговориться — прокуроры вправе, если речь идет об отмене не- законного правового акта, принятого судебным приставом-исполнителем, использовать меры прокурорского реагирования внесудебного характера. Постановка такого вопроса правомерна, принимая во внимание объектив- ную загруженность судов делами различных категорий. Поэтому представ- ляется в определенных случаях эффективным реагирование на незаконные
постановления судебных приставов-исполнителей посредством принесения прокурором протеста в случае несоответствия вынесенного постановления требованиям закона. Эта мера реагирования, хотя и не оговаривается в за- коне об исполнительном производстве, вполне легитимна в силу ст. 23 За- кона о прокуратуре, наделяющей прокурора полномочиями приносить протест на противоречащий закону правовой акт.
В том, что постановление судебного пристава-исполнителя является правовым актом, сомнений быть не может, ибо его вынесение порождает вполне определенные последствия: изменение или прекращение прав и обязанностей у отдельно взятых субъектов.
Какому именно должностному лицу службы судебных приставов сле- дует приносить протест на процессуальное постановление?
Поскольку протест прокурора в силу ст. 23 Закона о прокуратуре может приноситься как должностному лицу, издавшему незаконный правовой акт, так и вышестоящему должностному лицу, представляется целесообразным направление такого акта реагирования во всех случаях старшему судебному приставу соответствующей службы. Универсаль- ность эта обусловлена тем, что отдельные акты судебным приставом- исполнителем принимаются самостоятельно, а некоторые требуют ут- верждения непосредственным начальником в лице старшего судебного пристава.
В отношении предъявления требований в суд или в арбитражный суд позволим высказать мнение о том, что прокурор, за исключением случаев упоминающихся ниже, предусмотренных процессуальным законодатель- ством, не связан рамками десятидневного срока на обращение, поскольку этот срок установлен для обжалования, не являющегося мерой прокурор- ского реагирования, но применительного к лицам, участвующим в испол- нительном производстве (ст. 90 Закона об исполнительном производст- ве), учитывая, что именно их права затрагивает вынесение незаконного правового акта либо совершение иных противоречащих требованиям за- кона действий (бездействия).
Прокурор, не будучи стороной исполнительного производства, вправе направить заявление в суд или в арбитражный суд и в более поздний, од- нако разумный срок; тем более, если факт нарушения установлен им са- мостоятельно, при полном отсутствии информации о нем какой-либо из заинтересованных сторон.
Согласно ч. 2 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24.07.2002 № 95-ФЗ прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с за- явлением о признании недействительными решения или действия (без- 274
действия) судебных приставов-исполнителей, если полагает, что такие решения или действия (бездействия) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан и организаций, незаконно возлагают на них какие-либо обязан- ности. В соответствии с ч. 4 ст. 198 АПК РФ такое заявление может быть направленно прокурором в течение 3-х месяцев с момента, когда ему ста- ло известно о совершении незаконного действия (бездействия) или при- нятия незаконного решения.
В вопросе реагирования по фактам признания незаконными действий (отказа в их совершении) судебного пристава-исполнителя по исполни- тельным документам всех иных категорий, перечисленных в ст. 7 Закона об исполнительном производстве прокурорам, как представляется, над- лежит исходить из следующих соображений.
С одной стороны в силу ст. 23 Закона о прокуратуре и в соответствии со ст. 41 Гражданского процессуального кодекса РСФСР прокурор впра- ве направить в суд общей юрисдикции заявление о признании недейст- вующим изданного правового акта государственного органа (должност- ного лица).
В то же время ст. 428 ГПК РСФСР предусматривает ограниченные рамки для прокурорского реагирования, а именно для принесения протес- та прокурором на действие судебного исполнителя по исполнению реше- ния или на отказ в совершении таких действий, когда вопрос касается ис- полнения решения суда общей юрисдикции, в десятидневный срок с момента нарушения закона либо со дня, когда прокурору стало известно о таком нарушении.
Отдельные авторы, в частности Р. Лазарев1 подвергают сомнению жизнеспособность ст. 428 ГПК РСФСР, мотивируя это тем, что касается она несуществующего сегодня института судебных исполнителей, состо- ящих при районных (городских) судах. При этом в подтверждение приво- дятся факты из сложившейся судебной практики, когда суды общей юри- сдикции при рассмотрении жалоб граждан по вопросу признания незаконности вынесенного судебными приставами-исполнителями по- становления по взысканию исполнительского сбора обращались к нормам главы 24 ГПК РСФСР, регламентирующей особенности рассмотрения жалоб граждан на действия административных органов или должностных лиц, нарушающих права и свободы граждан, но не к ст. 428 Кодекса.
Представляется, что нельзя признать правомерной такую практику.
1 Лазарев Р. Надзор за судебными приставами//3аконность. 2000 г., № 10. С. 17.
Глава 24, равно и статья 428 ГПК РСФСР регулируют родственные об- щественные отношения, складывающиеся в связи с неправомерностью дея- тельности должностных лиц. Для подобных случаев теорией права вырабо- таны принципы, обладающие признаками преюдиции. Одним из таких принципов выступает приоритет специальной нормы права над общей, в нашем случае — ст. 428 Кодекса прямо относится к рассматриваемому специфическому кругу общественных отношений. И не будучи отмененной законодателем либо признанной несоответствующей Конституции России Конституционным Судом РФ, продолжает оставаться действующей, под- лежащей применению нормой.
На наш взгляд, в ГПК РСФСР присутствуют дополнительные аспекты, усиливающие позицию специальной нормы.
Во-первых, по правилам главы 24 кодекса могут быть обжалованы только действия должностных лиц, которые вправе производить взыска- ния с граждан и с должностных лиц в административном порядке; и толь- ко по факту принятия ими постановления о наложении штрафа или о взы- скании в административном порядке, т.е. круг обжалуемых действий ограничен. Статья 428 ГПК РСФСР, в свою очередь, предусматривает возможность обжалования всех незаконных действий судебных исполни- телей, в том числе не связанных с изданием ими постановления о нало- жении штрафа или об ином взыскании (активной позиции), а также воз- можность отказа в совершении исполнительных действий судебным исполнителем (пассивной позиции).
Искусственное создание ситуации, когда взыскатели и должники ре- ально поставлены перед дилеммой, в каком случае и по каким основани- ям в связи с неправомерными действиями (бездействием) судебного при- става-исполнителя обращаться в суд общей юрисдикции, вряд ли пойдет на пользу правоприменительной практике.
Во-вторых, и это главный аргумент, ст. 428 Кодекса предусматривает возможность принесения прокурором протеста на действия судебного пристава-исполнителя или на отказ в совершении им действий по испол- нению судебного решения, причем для прокурора течение десятидневно- го срока на обращение в суд начинается с момента, когда ему стало изве- стно о нарушении закона, а это немаловажно.
Гражданским процессуальным кодексом РСФСР предусмотрен еще один случай, когда прокурор вправе и обязан вмешаться в процесс испол- нительного производства во исполнение решения суда, причем независимо от степени законности его осуществления. Речь идет о предусмотренном 276
ст. 323 ГПК РСФСР праве прокуроров-руководителей, перечисленных в ст. 320 этого Кодекса, приостанавливать в случаях принесения в порядке надзора протеста на ранее вступившие в законную силу решения, опреде- ления или постановления суда общей юрисдикции исполнение таких реше- ний до окончания производства в порядке надзора
Статья 20 Закона об исполнительном производстве в развитие на- званной нормы ГПК РСФСР в свою очередь предусматривает обяза- тельность приостановления исполнительного производства в случае вы- несения постановления должностным лицом, которому федеральным законом (в нашем случае — Гражданским процессуальным кодексом РСФСР) предоставлено право приостанавливать исполнение судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ. Таким образом, прокурор соответствующего уровня, принимая решение о при- несении протеста на незаконное решение, определение или постановле- ние соответствующего суда общей юрисдикции, обязан параллельно решить вопрос о приостановлении принудительного исполнения этого решения, направляя постановления в соответствующую службу судеб- ных приставов.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ при решении вопроса о приостановлении опротестовываемого решения, постановления арбит- ражного суда не отличается демократичностью, характерной для граж- данского процессуального законодательства. В соответствии со ст. 298 АПК РФ правом приостановления исполнения решений, постановлений арбитражных судов наделен коллегиальный состав судей Высшего Арби- тражного Суда РФ. В этой связи при постановке вопроса о принесении протеста в порядке надзора Генеральному прокурору РФ или его замести- телю необходимо оговаривать вопросы приостановления оспариваемого решения, постановления арбитражного суда до окончания производства надзорной инстанции.
В случаях, когда возникает необходимость судебного оспаривания решений судебных приставов-исполнителей во исполнение исполни- тельных документов, выданных иными несудебными органами, проку- рор, как представляется, должен обращаться с заявлением в суд общей юрисдикции со ссылкой наст. 41 ГПК РСФСР. Это соответствует схеме, Установленной в ст. 90 Закона об исполнительном производстве, хотя и противоречит в отдельных случаях правилам подсудности. Например, оспаривание отказа судебным приставом-исполнителем в совершении исполнительных действий по постановлению органа административной
юрисдикции о наложении штрафа в отношении юридического лица по логике должно осуществляться прокурором в арбитражном суде.
Определенная роль в арсенале прокурорских полномочий отводится предостережению о недопустимости нарушения закона, которое в соот- ветствии со ст. 25-1 Закона о прокуратуре объявляется прокурором в письменной форме должностным лицам, к категории которых относятся и судебные приставы.
В случаях, когда в ходе прокурорской проверки выявляются нарушения требований Закона об исполнительном производстве в деятельности судеб- ных приставов, как правило, не связанные с вынесением правовых актов и не требующие обращения в суд, прокурор вправе в силу ст. 24 Закона о прокуратуре внести представление старшему судебному приставу, воз- главляющему районное или равное ему по статусу территориальное под- разделение судебных приставов, либо в службу судебных приставов соот- ветствующего субъекта Федерации об устранении допущенных нарушений законодательства об исполнительном производстве либо иных законода- тельных актов в деятельности судебных приставов, причин и условий, им способствующих, а также поставить вопрос о применении к судебным при- ставам — нарушителям закона мер дисциплинарного воздействия. Пред- ставление прокурора может быть внесено по результатам обобщения не- скольких обоснованных (удовлетворенных) жалоб, свидетельствующих о том, что нарушения в деятельности судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов или судебных приставов- исполнителей носят систематический характер.
Не следует забывать: деятельность судебных приставов-исполнителей сопряжена с использованием широкого арсенала властных полномочий, их незаконные действия или принимаемые ими решения могут нанести материальный вред тем или иным категориям заинтересованных лиц, в связи с чем должное внимание необходимо уделять вопросам возмещения вреда, причиненного судебными приставами-исполнителями. При этом следует в первую очередь исходить из ст. 27 Закона о прокуратуре.
В случае выявления в деятельности судебных приставов нарушений, носящих характер уголовно-наказуемых деяний и относящихся, как по- казывает практика, к числу должностных преступлений (злоупотребле- ние должностными полномочиями, служебный подлог, халатность) либо преступлений, совершаемых с целью хищения имущества, прокурор возбуждает уголовное дело в соответствии с требованиями уголовно- процессуального законодательства. 278
|