Ю Прокурорский надзор
зания с направлением в специальное воспитательное или лечебно- воспитательное учреждение. Помещение несовершеннолетнего в специ- альное воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение, не бу- дучи уголовным наказанием, является самостоятельной принудительной мерой воспитательного воздействия, допускаемой только при освобожде- нии несовершеннолетнего от наказания при совершении им преступления средней тяжести.
При проверке сроков содержания под стражей подозреваемых и обви- няемых прокурор руководствуется положением УПК РФ, определяющим эти сроки, а также требованием ст. 13 Федерального закона «О содержа- нии под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступле- ний», строго регламентирующим срок нахождения подозреваемых и об- виняемых в изоляторах временного содержания в случаях их перевода туда из следственных изоляторов.
Проверяя соблюдение сроков нахождения лиц в исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принуди- тельного характера, назначаемые судом, прокурор учитывает сроки, ука- занные в приговорах и определениях судов.
При решении вопроса о законности освобождения от отбывания нака- зания прокурор проверяет наличие предусмотренных законом оснований для освобождения (ст. 172 УИКРФ). К таким основаниям, кроме отбытия срока наказания, назначенного судом, относятся: отмена приговора суда с прекращением дела производством; условно-досрочное освобождение от отбывания наказания; замена неотбытой части наказания более мягким видом наказания; помилование или амнистия; тяжелая болезнь или инва- лидность; иные основания, предусмотренные законом.
Отнесение к предмету прокурорского надзора соблюдения прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, свидетельствует об усилении в современных условиях правозащитной функции прокура- туры. Эти лица остаются гражданами РФ и наделены правами и обязан- ностями, предусмотренными Конституцией РФ, с отдельными ограниче- ниями, строго регламентированными законодательством.
Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности, которые установлены международными договорами, подписанными Российской Федерацией, законодательством РФ о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства с изъятиями и ог- раничениями, предусмотренными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством РФ.'.м'-''' •!." '•< •»•' '•! '-' ",
В настоящее время в РФ при реформировании уголовно-испол- нительного законодательства большое внимание уделяется его приведе- нию в соответствие с общепризнанными международными нормами. Российское государство как правопреемник СССР является участником многочисленных международных договоров. Оно признает ряд резолю- ций и решений международных организаций по вопросам обращения с лицами, содержащимися под стражей или в заключении. В числе таких важных международных документов следует назвать: Всеобщую декла- рацию прав человека (1948); Минимальные стандартные правила обра- щения с заключенными (1955), непосредственно регламентирующие права и обязанности осужденных; Международный пакт о граждан- ских и политических правах (1966); Международный пакт об экономи- ческих, социальных и культурных правах (1966); Кодекс поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка (1979); Конвенцию против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих до- стоинство видов обращения и наказания (1984), Свод принципов защи- ты всех лиц, подвергаемых задержанию или заключению в какой бы то ни было форме (1989) и др.
В принятой 22 ноября 1991 г. Декларации прав и свобод человека и гражданина Российской Федерации провозглашен приоритет междуна- родных норм, относящихся к правам человека, перед законами России. Это положение закреплено в Конституции РФ (ч. 1 ст. 17), согласно ко- торой признаются и гарантируются права и свободы человека и гражда- нина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. В соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции общепризнанные прин- ципы и нормы международного права и международные договоры РФ яв- ляются составной частью ее правовой системы. Если международным до- говором России установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. Это поло- жение нашло отражение и в новом Уголовно-исполнительном кодексе Российской Федерации (ч. 2 ст. 5), принятом 25 декабря 1996 г.
В этой связи прокурору следует, во-первых, знать не только законы РФ, регулирующие данную сферу отношений, но и соответствующие нормы международного права; во-вторых, при расхождении предусмот- ренных в них положений следует руководствоваться указанными в Кон- ституций РФ правилами.
Правовой статус подозреваемых и обвиняемых определен в ст. 6 Фе- дерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обви- ю. 291
няемых в совершении преступлений»; правовое положение осужденных предусмотрено в гл. 2 УИК РФ (ст. 10-15); права лиц, помещенных в пси- хиатрический стационар по решению суда о применении принудительных мер медицинского характера, записаны в ст. 37 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании».
Составной частью предмета прокурорского надзора является соблюде- ние обязанностей задержанными, заключенными под стражу, осужден- ными и лицами, подвергнутыми мерам принудительного характера. Ос- новные обязанности лиц, находящихся в местах содержания задержанных и местах предварительного заключения, предусмотрены ст. 36 Федераль- ного закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Основные обязанности осужденных определены в ст. 11 УИК РФ. На них возлагается исполнять установленные законодательством России обязанности граждан РФ, соблюдать принятые в обществе нравствен- ные нормы поведения, требования санитарии и гигиены. Осужденные обязаны также неуклонно соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Порядок исполне- ния обязанностей этих лиц, вытекающих из требований законов, регла- ментированы в ведомственных нормативных актах, основными из кото- рых являются Правила внутреннего распорядка соответствующих учреждений. В них, например, предусмотрено, что осужденные обязаны соблюдать распорядок дня, установленный в учреждении, бережно от- носиться к имуществу и т.д.
К предмету прокурорского надзора закон относит также соблюдение порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера. Порядок и условия содержания лиц, находящихся в местах содержания задержанных и местах предварительного заключения, рег- ламентируются указанным Федеральным законом «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений». В соответствии со ст. 15 этого Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозревае- мых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных УПК РФ. В ст. 16 Закона определен внутренний распорядок в местах содержания под стражей. 292
В гл. 2 Закона имеются нормы, определяющие порядок обеспечения прав подозреваемых и обвиняемых. Глава 3 (ст. 32-48) определяет поря- док обеспечения изоляции и предотвращения правонарушений в местах содержания под стражей.
При осуществлении надзора прокурор определяет не только закон- ность действий задержанных и арестованных относительно соблюдения правил, определяющих порядок и условия их содержания, но и закон- ность действий администрации, обеспечивающей соблюдение законода- тельства о порядке и условиях содержания.
Порядок исполнения наказания в виде лишения свободы определяется основными средствами исправления осужденных, к которым закон (ст. 9 УИК РФ) относит: режим отбывания наказания, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональная подготовка и общественное воздействие.
К условиям содержания осужденных в исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, относятся правила ма- териально-бытового и медико-санитарного обеспечения.
Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения свободы зависят от вида исправительного учреждения (исправительные коло- нии общего режима; исправительные колонии строгого режима; испра- вительные колонии особого режима; исправительные колонии особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы; колонии-поселения; тюрьмы с общим и строгим режимом; воспитатель- ные колонии общего и усиленного режимов).
При осуществлении надзора за законностью условий содержания осужденных в исправительных учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, прокурор не должен вмешиваться в хозяйствен- ную деятельность учреждений. Однако в тех случаях, когда для решения вопросов о соблюдении условий содержания осужденных требуется ха- рактеристика хозяйственной деятельности, прокурор может привлечь для этой цели соответствующих специалистов.
Особый порядок и условия предусмотрены законодательством (гл. 17, ст. 132-142 УИК РФ) для исполнения наказания осужденных к лишению свободы несовершеннолетних в воспитательных колониях общего и уси- ленного режимов. В этих колониях устанавливаются обычные, облегчен- ные, льготные и строгие условия отбывания наказания. Основания и по- рядок перевода из одних условий отбывания наказания в другие детально регламентированы ъ кодексе.
УИКРФ (разд. VII, гл. 2, 3, ст. 184-186) предусмотрен особый порядок и условия исполнения наказания в виде смертной казни. Осужденный к смертной казни должен содержаться в одиночной камере в условиях, обеспечивающих его усиленную охрану и изоляцию. Детально описан порядок исполнения приговора суда. В частности, осужденные к смерт- ной казни, в отношении которых ходатайство о помиловании отклонено, до направления в соответствующие учреждения для исполнения пригово- ра содержатся в условиях, предусматривающих отбывание лишения сво- боды в тюрьмах на строгом режиме.
Федеральный закон от 18 декабря 1996 г. № 2-ФЗ «О введении в дей- ствие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» хотя и предусмотрел его введение в действие с 1 июля 1997 года, однако по- ложение о наказаниях в виде обязательных работ, ограничения свободы и ареста вводятся в действие Федеральным законом по мере создания необходимых условий для исполнения этих видов наказаний, но не по- зднее 2001 года (ст. 5). Это же положение нашло отражение и в ст. 4 Федерального закона от 24 мая 1996 г. № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации». Однако ФЗ от 10.01.02 «О внесении изменений и дополнений в Федеральные законы «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации и «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» срок введения этих видов наказания изменен. Введение наказания в ви- де обязательных работ предусмотрено не позднее 2004 года, в виде ог- раничения свободы — не позднее 2005 года, в виде ареста — не позднее 2006 года.
УИКРФ (разд. III, гл. 10, ст. 68-72) регламентирует порядок и условия исполнения нового вида наказания — ареста, который заключается в со- держании осужденных в строгой изоляции, предусматривающей правила отбывания наказания в тюрьмах на общем режиме, а несовершеннолет- них осужденных — в воспитательных колониях.
Прокурор не должен упускать из виду и вопросы соблюдения закон- ности при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осуж- денного от общества.
Одним из таких новых видов наказаний уголовно-исполнительное законодательство (разд. II, гл. 8, ст. 47-60 УИК РФ} предусматривает ограничение свободы. Местами отбывания ограничения свободы явля- ются исправительные центры, администрация которых обеспечивает со- блюдение порядка и условий отбывания наказания,, В предмет проку- 294
рорского надзора входит также законность действий администрации ор- ганизаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы (ст. 55-56).
Порядок и условия исполнения наказания в виде исправительных ра- бот предусмотрен в разд. II, гл. 7, ст. 39-46 УИК РФ. Исправительные ра- боты отбываются по основному месту работы осужденного. Исполнение приговора осужденных к исправительным работам обеспечивается уго- ловно-исполнительными инспекциями. Прокурор осуществляет также надзор за законностью действий администрациями организаций, в кото- рых работают осужденные к исправительным работам.
Уголовно-исполнительный кодекс предусматривает еще один новый вид исполнения наказания, не связанного с изоляцией осужденного от общества: обязательные работы (разд. II, гл. 4, ст. 25-30 УИКРФ). Этот вид наказания исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объектах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспек- циями. Осужденные к обязательным работам обязаны: соблюдать прави- ла внутреннего распорядка организаций, в которых они отбывают обяза- тельные работы; добросовестно относиться к труду; работать на определяемых для них объектах и отработать установленный судом срок обязательных работ; ставить в известность уголовно-исполнительную ин- спекцию об изменении места жительства.
Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенное в качестве как основного, так и дополнительного видов наказаний, к штрафу, обяза- тельным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных. Если это наказание назначено в качестве допол- нительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, его исполняют учреждения и органы, исполняющие основные виды наказаний, а после отбытия основного наказания — уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных (ст. 33).
Наказание в виде штрафа (в случае неуплаты осужденным штрафа), конфискации имущества исполняется судебным Исполнителем (ст.ст. 31, 62 УИК РФ). Исполнение приговора суда о лишении специального, воин- ского или почетного звания, классного чина и государственных наград осуществляется должностным лицом, присвоившим осужденному звание,
И
классный чин или наградившего его государственной наградой (ст. 61 УИК РФ).
В соответствии с приказом Генерального прокурора РФ от 26 февра- ля 1997 г. № 8 «О совершенствовании прокурорского надзора за соблю- дением законов при исполнении уголовных наказаний и в следственных изоляторах» от прокуроров требуется постоянно осуществлять надзор за законностью приказов, распоряжений и постановлений, издаваемых администрацией исправительных учреждений и следственных изолято- ров, а также органами управления уголовно-исполнительной системы, и незамедлительно опротестовывать в случае несоответствия их закону.
Поэтому законность правовых актов, издаваемых администрацией уч- реждений и органов, исполняющих наказание, также входят в предмет прокурорского надзора.
|