Осужденного от общества
При проведении проверок законности исполнения наказания в виде
ограничения свободы подлежат выяснению:
«I* законность нахождения осужденных в исправительных центрах;
«> соблюдение требований закона о порядке отбывания ограничения свободы (привлечение к работам по благоустройству зданий и тер- ритории исправительного центра в порядке очередности, как прави- ло, в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю; раздельное содержание осужденных, ранее отбывших ли- шение свободы и имеющих судимость, от иных осужденных; раз- дельное содержание осужденных за преступления, совершенные в соучастии; предоставление осужденным возможности проживания с семьей и другое);
* соблюдение требований закона о материально-бытовом обеспечении осужденных (обеспечение нормой жилой площади, индивидуальными спальными местами, постельными принадлежностями и другое);
* соблюдение требований закона о медико-санитарном обеспечении осужденных;
* обеспечение условий труда осужденных;
* обеспечение администрацией организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы, привлечения их к труду с уче- том состояния здоровья и профессиональной подготовки, получения ими начального профессионального образования или профессиональ- ной подготовки;
*«* законность увольнения осужденных администрацией организаций, в которых они работают;
*•* соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воз- действие на осужденных;
* законность применения мер поощрения, применяемых к осужденным, и привлечения к ответственности за нарушение порядка и условий отбывания ограничения свободы и за злостное уклонение от отбыва- ния ограничения свободы;
«I» соблюдение администрацией исправительного центра требований за- кона о порядке предоставления к условно-досрочному освобождению от отбывания наказания осужденных или о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения ам- нистии;
•$• соблюдение администрацией исправительного центра, администраци- ей организаций, в которых работают осужденные, требований закона о порядке разрешения жалоб и заявлений осужденных;
*3» законность приказов, распоряжений, постановлений, администраций исправительного центра и администраций организаций, в которых ра- ботают осужденные;
*> выполнение администрацией исправительного центра обязанностей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых
осужденных.
Выяснение указанных вопросов проводится путем проверок, проводи- мых в исправительных центрах и в организациях, в которых работают осужденные к ограничению свободы.
В начале проверки прокурор, как правило, беседует с начальником ис- правительного центра, выясняет общие вопросы, истребует сведения о количестве и наименовании организаций, где работают осужденные; чис- ле осужденных, состоящих на учете в исправительном центре; взятых на учет, снятых с учета за соответствующий период времени. Прокурор зна- комится с документами — картотекой, журналом учета, личными делами осужденных, данными о проведении розыска осужденных, скрывшихся от отбывания наказания, приказами, распоряжениями и постановлениями администрации и другими документами, исходя из конкретных данных о состоянии законности в исправительном центре.
При посещении организаций, в которых работают осужденные к огра- ничению свободы, прокурор беседует с представителями организации, с осужденными, которые там работают; знакомится с актами проведенных в этих организациях проверок, приказами администрации организаций и другими необходимыми документами.
Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов при исполнении наказания в виде ограничения свободы во многом зависит от систематичности проведения проверок и реального принятия проку-
рором мер, необходимых для устранения выявленных им нарушений за- кона, а также предупреждения их в будущем.
Подробно не касаясь далее вопросов, общих для осуществления над- зора за законностью исполнения других видов наказания, следует отме- тить лишь специфику, свойственную проверкам исполнения законов этих видов наказаний.
При проведении проверок законности исполнения исправитель- ных работ следует иметь в виду, что исправительные работы отбыва- ются по основному месту работы осужденного. Осужденные к исправи- тельным работам привлекаются к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соот- ветствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, по- становления). Установлением 15-дневного срока приведения приговора (определения, постановления) в исполнение уголовно-исполнительной инспекцией преследуется цель обеспечения своевременного привлече- ния осужденного к отбыванию наказания, что является одним из усло- вий его эффективности.
Проверяя соблюдение законности в уголовно-исполнительных ин- спекциях, прокурор выясняет, все ли распоряжения суда обращены к исполнению.
К числу выясняемых вопросов относится и отбытие осужденным пол- ностью срока назначенного судом наказания. Началом срока отбывания исправительных работ является день получения администрацией органи- зации, в которой работает осужденный, из уголовно-исполнительной ин- спекции копии приговора (определения, постановления) суда и других документов. В срок наказания не засчитывается время, в течение которо- го осужденный не работал (за исключением случаев, когда он не работал по уважительным причинам и за ним в соответствии с законом сохраня- лась заработная плата, а также время, в течение которого осужденный официально был признан безработным); время болезни, вызванной алко- гольным, наркотическим или токсическим опьянением или действиями, связанными с ним; время отбывания административного взыскания в ви- де ареста или исправительных работ, а также время содержания под стражей в порядке меры пресечения по другому уголовному делу в пери- од отбывания наказания.
Проверяя соблюдение условий отбывания исправительных работ, прокурор исходит из требований ст. 40 УИК РФ. Согласно этим требо- ваниям из заработной платы осужденных производятся удержания в размере, установленном приговором суда. В период отбывания испра-
вительных работ осужденным запрещается увольнение с работы по собственному желанию без разрешения в письменной форме уголовно- исполнительной инспекции. Указанные требования закона прокурор должен проверять как в уголовно-исполнительных инспекциях, так и в организациях, в которых работают осужденные к исправительным ра- ботам.
Осужденный, не имеющий работы, обязан трудоустроиться самостоя- тельно либо встать на учет в органах службы занятости. Осужденный не вправе отказаться от предложенной органами службы занятости работы
или переквалификации.
Удержания из заработной платы осужденного производятся по основ- ному месту его работы за каждый отработанный месяц при выплате зара- ботной платы независимо от наличия к нему претензий по исполнитель- ным документам. При производстве удержаний учитывается денежная и натуральная часть заработной платы осужденного. Удержания не произ- водятся из пособий, получаемых осужденным в порядке социального страхования и социального обеспечения, из выплат единовременного ха- рактера, за исключением пособий по безработице.
Прокурору следует обращать внимание и на исполнение требования закона о возвращении осужденному излишне удержанных сумм из его за- работной платы в случаях отмены или изменения приговора суда с пре- кращением дела.
С учетом данных о состоянии законности прокурору необходимо решить, проводить ли проверки во всех организациях, в которых рабо- тают осужденные к исправительным работам, либо ограничиться про- веркой отдельных организаций; проводить проверку всех вопросов, входящих в предмет прокурорского надзора, или проверить лишь неко- торые из них. Например, получить информацию о состоянии законности в порядке производства удержаний из заработной платы осужденного можно, ознакомившись с материалами проверок, проводимых по месту работы осужденных уголовно-исполнительной инспекцией, на которую возложена обязанность осуществления контроля за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы осужденных к ис- правительным работам и перечислением удержанных сумм в соответст- вующий бюджет.
Так же, как и при проверках законности исполнения наказания в виде исправительных работ, при проведении проверок законности ис- полнения наказания в виде обязательных работ прокурор проводит как в уголовно-исполнительных инспекциях, так и в организациях, в которых
осужденные отбывают этот вид наказания. При этом должно учитывать- ся, что наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно- исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на объек- тах, определяемых органом местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Прокурору нужно обращать вни- мание на то, привлечен ли осужденный к обязательным работам к отбы- ванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно- исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с ко- пией приговора (определения, постановления). Проверке подлежат и та- кие вопросы, как условия исполнения и отбывания наказания, исчисление срока обязательных работ, соблюдение уголовно-исполнительной ин- спекцией и администрацией организации, в которых осужденные отбы- вают обязательные работы, требований закона о их обязанностях.
Специфика прокурорского надзора за исполнением других наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, определяется, во- первых, тем, какой орган или учреждение исполняет этот вид наказания (ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса); во-вторых, какие требования о порядке и условиях отбывания каждого из этих видов наказания преду- смотрены в законе.
При проведении проверок законности исполнения наказаний проку- рорам следует иметь в виду, что в соответствии со ст. 18 Уголовно- исполнительного кодекса к осужденным могут быть применены меры медицинского характера. Прокурору следует обращать внимание на со- блюдение установленного законом порядка исполнения этих принуди- тельных мер.
|