Особенности надзора за законностью исполнения наказаний в виде лишения свободы
Надзор за исполнением законов в местах отбывания лишения свободы представляет наиболее объемный и сложный участок в деятельности про- куроров. Перед выездом для проведения проверки в этих местах проку- рору целесообразно определить конкретные цели проверки, продолжи- тельность проверки, круг участников, привлекаемых для проведения проверки, изучить необходимую информацию (справки по предыдущим проверкам и принятых мерах по выявленным нарушениям законности, результаты ведомственных проверок и т.п.) для лучшей ориентации в об- становке и более эффективного проведения проверки.
I
При проведении комплексных проверок прокурору необходимо вы- яснить:
«> законность нахождения осужденных в местах отбывания лишения свободы;
* соблюдение требований закона о раздельном содержании осужден- ных к лишению свободы в исправительных учреждениях;
•I» законность и обоснованность перевода осужденных для дальнейшего отбывания наказания из одной колонии в другую того же вида или из одной тюрьмы в другую;
<» соответствие режима содержания осужденных видам исправительных учреждений;
»> соблюдение требований закона об условиях отбывания наказания (ма- териально-бытовое и медико-санитарное обеспечение и др.);
< * соблюдение требований закона при привлечении к труду осужденных к лишению свободы, правил охраны труда, а также при обеспечении профессионального образования и профессиональной подготовки осужденных к лишению свободы;
< «соблюдение требований закона, регулирующих воспитательное воз- действие на осужденных;
»*» законность оперативно-розыскной деятельности в исправительных учреждениях;
* обеспечение прав осужденных при использовании технических средств надзора и контроля;
* законность и обоснованность применения администрацией в отноше- нии осужденных при оказании ими сопротивления персоналу испра- вительных учреждений, злостного неповиновения и в других случаях физической силы, специальных средств и оружия;
5* состояние борьбы с преступлениями и иными нарушениями в испра- вительных учреждениях, арестных домах; соблюдение требований уголовно-процессуального законодательства о производстве неот- ложных следственных действий;
»* соблюдение администрацией исправительных учреждений требова- ний закона о порядке представления к условно-досрочному освобож- дению от отбывания наказания осужденных или о замене им неотбы- той части наказания более мягким видом наказания, о порядке применения амнистии;
> * соблюдение администрацией исправительных учреждений требова- ний закона о порядке разрешения жалоб и заявлений осужденных;
•5» законность приказов, распоряжений, постановлений администрации
исправительных учреждений;
•I* выполнение администрацией исправительных учреждений обязаннос- тей по содействию в трудовом и бытовом устройстве освобождаемых осужденных.
Проверку прокурор, как правило, начинает с предварительной беседы с начальником учреждения и поручения ему подготовить необходимые документы и сведения (журнал учета информации для оперативных де- журных; книгу замечаний и предложений по недостаткам в деятельности администрации; журнал рапортов приема-сдачи дежурств; журнал учета рапортов о нарушениях установленного порядка отбывания наказания; приказы, распоряжения, постановления администрации и др.), с которы- ми в последующем знакомится. Исходя из целей проверки прокурор мо- жет ознакомиться также с делами оперативного учета, с возбужденными уголовными делами и производстве по ним неотложных следственных действий и другими документами.
Прокурор производит, как правило, в присутствии начальника учреж- дения и начальника медсанчасти (а в необходимых случаях и других должностных лиц) обход всех жилых, коммунально-бытовых, служебных и производственных объектов Обход объектов и территорий, который может производиться как в присутствии представителей администрации, так и прокурором наедине, сопровождается опросом осужденных об их жалобах и заявлениях.
Круг вопросов, выясняемых прокурором при обходе, зависит от кон- кретного объекта. Так, например, в процессе обхода жилых помещений прокурор обращает внимание на обеспеченность осужденных нормой жилой площади, вещевым довольствием, индивидуальными спальными местами и постельными принадлежностями; при посещении столовой и кухни прокурор выясняет, как обеспечиваются осужденные питанием, выдается ли осужденным положенное по норме довольствие и т.д.
При опросе осужденных прокурор выясняет: соблюдаются ли их права и законные интересы и выполняются ли ими обязанности; предоставля- ются ли им, как часто, с кем свидания; предоставляется ли им право на телефонные разговоры, с кем и как часто; предоставляются ли им прогул- ки, когда и сколько времени отводится на них; предоставляются ли им другие предусмотренные законом права и выясняются другие вопросы, относящиеся к предмету прокурорского надзора. Во время обхода проку- рор записывает данные о личности тех, кто желает прийти к нему на лич- ный прием., дт>
После обхода территории и объектов прокурор принимает осужден- ных, записавшихся к нему на личный прием, рассматривает и по возмож- ности разрешает жалобы, принятые им от осужденных как во время об- хода, так и в процессе личного приема. При необходимости прокурор истребует от администрации объяснения.
В последующем прокурор анализирует полученную информацию и принимает необходимые меры.
|