Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И заключенных под стражу
В соответствии с Федеральным законом от 15 июля 1995 г. «О содер- жании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении пре- ступлений» подозреваемые и обвиняемые могут содержаться: *«* в следственных изоляторах уголовно-исполнительной системы Мини- стерства юстиции РФ;
*»• следственных изоляторах органов Федеральной службы безопасно- сти;
*»* изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых ор- ганов внутренних дел;
«I» изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых по- граничных войск РФ;
< * учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юс- тиции РФ, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свобо- ды (задержанные по подозрению в совершении другого преступления; подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу);
*5* помещениях, которые определены капитанами морских судов, нахо- дящихся в дальнем плавании, или начальниками зимовок в период отсутствия транспортных средств с зимовками и приспособленных для этих целей (в случаях, когда задержание по подозрению в со- вершении преступления осуществляется в соответствии с уголовно- процессуальным законодательством указанными должностными ли- цами); * на гауптвахтах (подозреваемые и обвиняемые военнослужащие).
В зависимости от места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых проверка законности их содержания проводится соответ- ствующим прокурором, работниками отделов (групп) по надзору за ис- полнением законов в уголовно-исполнительной системе прокуратур субъектов РФ, работниками подразделений по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности прокуратур субъектов РФ, террито- риальными прокурорами, транспортными прокурорами, прокурорами войсковых частей, военными прокурорами. Например, законность содер- жания под стражей подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временно- го содержания территориальных органов внутренних дел проверяют, как правило, территориальные прокуроры; в изоляторах временного содер- жания транспортных органов внутренних дел — транспортные прокуро- ры; в изоляторах временного содержания органов внутренних дел на осо- бо режимных объектах — прокуроры войсковых частей; в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных войск и на гауптвахтах — военные прокуроры.
При проведении проверок в изоляторах временного содержания про- курору следует обращать внимание на исполнение требований законода- тельства о нахождении там не более 10 суток в течение месяца переве- денных из следственных изоляторов подозреваемых и обвиняемых для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пре- делами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневно доставка их невозможна, на время выполнения ука- занных действий и судебного процесса.
Закон разрешает использовать учреждения, исполняющие наказания (исполнительные колонии, воспитательные колонии и тюрьмы) для со- держания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Однако при этом должны быть соблюдены следующие положения: во-первых, для этих целей могут быть использованы не все указанные учреждения, а лишь те, перечень которых утвержден в установленном порядке; во-вторых, задержанные по подозрению в совершении другого преступления долж- ны быть изолированы от осужденных, отбывающих наказание; и, в- третьих, помещения, в которых находятся подозреваемые и обвиняе- мые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, должны быть специально оборудованы для этих целей и функционировать в режиме следственных изоляторов. В случаях назначения в отношении этих лиц экспертизы по основаниям, предусмотренным уголовно-процессуальным законодательством, или оказания им медицинской помощи они помещаются в медицинские уч- реждения.
В местах содержания под стражей устанавливается режим, который должен обеспечивать не только соблюдение прав подозреваемых и об- виняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, но и вы- полнение задач, предусмотренных уголовно-процессуальным законода- тельством. В целях обеспечения режима в местах содержания под стражей утверждаются Правила внутреннего распорядка. Правила вну- треннего распорядка необходимо знать прокурору, осуществляющему надзор на данном направлении, поскольку в них находят отражение такие важные вопросы, как порядок приема и размещения подозревае- мых и обвиняемых по камерам, материально-бытового и медико- санитарного обеспечения подозреваемых и обвиняемых и другие. Пра- вила внутреннего распорядка, хотя и не устанавливают каких-либо дополнительных обязанностей и прав подозреваемых и обвиняемых, однако регулируют механизм применения материальных норм, предус- мотренных в законе. Особого внимания заслуживают при проведении прокурорами проверок исполнения закрепленных в законе прав подо- зреваемых и обвиняемых и их обеспечение (гл. II Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в соверше- нии преступлений»).
В связи с повышением криминогенное™ содержащихся под стражей лиц, особенно усилением агрессии со стороны лиц, объединенных в ор- ганизованные преступные сообщества, впервые закреплено право подо- зреваемых и обвиняемых на личную безопасность во время содержания
под стражей. При наличии оснований для принятия мер по обеспече- нию личной безопасности (заявление подозреваемого или обвиняемого, сообщение лица, в производстве которого находится уголовное дело, устные или письменные угрозы в адрес конкретного подозреваемого или обвиняемого со стороны других лиц, сведения оперативно- розыскного характера и иные данные) прокурору нужно проверить, все ли необходимые меры профилактического характера приняты админис- трацией мест содержания. К этим мерам, предусмотренным законом, Правилами внутреннего распорядка и другими нормативными актами, относятся, в частности, отдельное содержание подозреваемых и обвиня- емых, жизни и здоровью которых угрожает опасность, обыск помеще- ний и личный обыск подозреваемых и обвиняемых, досмотр их вещей, передач и посылок, проведение необходимых оперативно-розыскных мероприятий. В случаях, когда угроза перерастает в насильственные действия, сотрудники мест содержания под стражей обязаны принять меры безопасности, включающие применение физической силы, специ- альных средств, газового и огнестрельного оружия.
Такие права подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изолято- рах временного содержания, как: право на свидания с родственниками и иными лицами, право пользоваться ежедневной прогулкой продолжи- тельностью не менее одного часа, право получать посылки, передачи; права подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в изоляторах вре- менного содержания и следственных изоляторах, как: право на создание бытовых условий., отвечающих требованиям гигиены и санитарии, обеспечение индивидуальным спальным местом, обеспечение нормой санитарной площади на одного человека в размере четырех квадратных метров должны предоставляться по мере создания соответствующих ус- ловий.
Предложения, заявления 'и жалобы, как и другие виды информации, исходящей от подозреваемого и обвиняемого, подлежат цензуре. Однако из этого правила есть исключение. Предложения, заявления и жалобы, адресованные прокурору, в суд или иные органы государственной власти, которые имеют право контроля за местами содержания под стражей, цен- зуре не подлежат и принимаются от подозреваемых и обвиняемых в за- печатанных конвертах, вскрывать которые запрещено. Они не позднее следующего за днем подачи предложения, заявления или жалобы рабоче- го дня направляются адресату.
При проведении проверок в местах содержания под стражей тща- тельного выяснения требуют вопросы — условий содержания беремен-
ных женщин, женщин, имеющих при себе детей в возрасте до трех лет, и несовершеннолетних, поскольку для этих подозреваемых и обвиняе- мых создаются улучшенные материально-бытовые условия, устанавли- ваются повышенные нормы питания и предусматриваются другие улучшенные условия (ежедневные прогулки беременных женщин и женщин, имеющих при себе детей, не ограничиваются продолжительно- стью, ежедневные прогулки несовершеннолетних устанавливаются про- должительностью не менее 2 часов; к беременным женщинам и женщи- нам, имеющим при себе детей, не может быть применено в качестве мер взыскания водворение в карцер и др.). Несовершеннолетние подозрева- емые и обвиняемые должны содержаться под стражей отдельно от взрослых. Как правило, они размещаются в тех же учреждениях, что и взрослые подозреваемые и обвиняемые. Для них отводятся изолирован- ные корпуса, секции или этажи. Однако в интересах поддержания по- рядка в камеру, где содержатся несовершеннолетние, могут помещаться с согласия прокурора и совершеннолетние подозреваемые и обвиняе- мые, которые положительно характеризуются во время пребывания в местах предварительного содержания под стражей, впервые привлека- ются к уголовной ответственности, вменяемое им преступление не яв- ляется тяжким.
В соответствии с требованиями закона администрация места содержа- ния под стражей обязана в случае тяжкого заболевания либо смерти по- дозреваемого или обвиняемого незамедлительно сообщить об этом его близким родственникам и прокурору. Прокурор вправе по своей инициа- тиве или заявлению родственников заболевшего или умершего проводить проверку по данному факту.
Значительную часть времени отводит прокурор при проведении про- верки исполнения законов в местах содержания под стражей вопросам обеспечения изоляции и предотвращения правонарушений в местах со- держания под стражей. К основным из них относятся: соблюдение требований закона о раздельном размещении в камерах различных кате- горий подозреваемых и обвиняемых (мужчин и женщин; лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности, и лиц, ранее содержавших- ся в местах лишения свободы; подозреваемых и обвиняемых по одному уголовному делу; осужденных к смертной казни и других); обеспечение охраны подозреваемых и обвиняемых и надзора за ними (круглосуточ- ная охрана в корпусных отделениях, внутренних и наружных постах; фотографирование, дактилоскопирование подозреваемых и обвиняемых,
личный обыск и досмотр вещей; проведение оперативно-розыскных ме- роприятий в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскры- тия преступлений и другие); выполнение подозреваемыми и обвиняе- мыми возложенных на них обязанностей (соблюдать установленный порядок ведения переговоров, передачи каких-либо предметов и пере- писки с лицами, находящимися на свободе или отбывающими наказания в местах лишения свободы, соблюдать правила пожарной безопасности и другие); соблюдение порядка применения мер поощрения и мер взыс- кания (особого внимания заслуживают основания водворения подозре- ваемых и обвиняемых в одиночную камеру или карцер и соблюдение условий содержания в них); привлечение подозреваемых и обвиняемых к материальной ответственности за причиненный государству во время содержания под стражей материальный ущерб; применение физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия сотруд- никами мест содержания под стражей либо иными сотрудниками орга- нов внутренних дел, привлекавшихся для обеспечения правопорядка (например, физическая сила может быть применена в отношении подо- зреваемого или обвиняемого для пресечения совершаемого им правона- рушения или преодоления его противодействия законным требованиям сотрудников мест содержания под стражей, если ненасильственные спо- собы не обеспечивают прекращения правонарушения либо выполнения законных требований).
Контрольные вопросы
1. Сформулируйте предмет и раскройте задачи прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, испол- няющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характе- ра, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
2. Перечислите полномочия прокуроров в данной области надзора.
3. Расскажите, как организуется работа в прокуратуре по надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполня- ющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
4. Ответьте, в чем состоят особенности прокурорского надзора за за- конностью исполнения наказания в виде ареста и лишения свободы?
5. Какие особенности прокурорского надзора за законностью исполне- ния наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества?
6. В чем заключается специфика прокурорского надзора за исполнени- ем законов администрациями мест содержания задержанных и заключен- ных под стражу?
7. Назовите основные направления совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов администрациями органов и учрежде- ний, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительно- го характера, администрациями мест содержания задержанных и заклю- ченных под стражу.
|