Организация работы по надзору за исполнением законов в досудебном производстве
Принятие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации предопределило внесение корректив в организацию работы по надзору за исполнением законов в досудебном производстве. Прежде всего, Гене- ральный прокурор РФ в приказе от 20.02.2002 № 7 «Об организации ис- полнения Федерального закона «О введении в действие Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации» и переходе органов прокуратуры к работе в новых условиях уголовного судопроизводства» потребовал от заместителей Генерального прокурора РФ, начальников управлений и отделов (на правах управлений) Генеральной прокуратуры РФ, прокуроров субъектов Российской Федерации, городов, районов, приравненных к ним военных и иных прокуроров:
* организовать изучение и обсуждение положений Уголовно- процессуального кодекса Российской Федерации прокурорско- следственными работниками;
•»* наладить оперативный обмен информацией между прокуратурами и структурными подразделениями аппаратов, другими правоохрани- тельными органами по применению норм УПК РФ;
* обеспечить систематическое изучение правоприменительной практи- ки и своевременное внесение в нее необходимых корректив;
* проводить совместно с правоохранительными и судебными органами совещания, учебные мероприятия, научно-практические конференции;
I
*> практиковать обмен опытом и методическими разработками по
применению УПК РФ;
*3» осуществить организационные меры для незамедлительного приня- тия прокурорами (их заместителями) решений о даче согласия на воз- буждение уголовного дела или о возвращении материалов для допол- нительной проверки по каждому поступившему к ним постановлению о возбуждении уголовного дела, установить в нерабочее время (вклю- чая выходные и праздничные дни) дежурство прокуроров и их замес- тителей;
* обеспечить своевременное рассмотрение постановлений следовате- лей, дознавателей о возбуждении перед судом ходатайств о производ- стве процессуальных действий, решение по которым правомочен принимать только суд.
Генеральный прокурор РФ требует от подчиненных ему прокуроров всецело подчинить организацию и осуществление надзора решению задач обеспечения полного, всестороннего и объективного расследования, не- отвратимости ответственности за преступления, изобличения виновных, охраны прав и свобод участвующих в деле лиц, укрепления законности и правопорядка.
Необходимо отметить, что в условиях резкого роста тяжких и особо тяжких преступлений, особенно корыстно-насильственных, распростра- ненности организованных форм преступности значительно осложнилась работа органов дознания, следователей по раскрытию, всестороннему, полному и объективному расследованию преступлений, выявлению и изобличению лиц, их совершивших, реализации прав и законных интере- сов жертв преступлений.
Это требует повышения уровня организации прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве. Прокурору необходи- мо принимать своевременные меры к организационному обеспечению квалифицированного расследования и раскрытия преступлений, созда- нию следственно групп, должному взаимодействию следователей и орга- нов дознания.
Для выполнения поставленных задач прокурор должен владеть опера- тивной обстановкой на соответствующей территории, знать результаты до- судебного производства, располагать сведениями о характере расследуе- мых уголовных дел, состоянии следствия, дознания на определенный период (раскрыто либо остается нераскрытым преступление, срок дознания или следствия, задержано ли лицо, совершившее преступление и т.д.), т.е. иметь «банк данных». В настоящее время в ряде прокуратур в этих целях
используется автоматизированная система информационного обеспечения надзора в досудебном производстве. Для того чтобы эта система успешно функционировала, необходимо своевременное поступление в прокуратуру копий процессуальных актов следователя, дознавателя.
Для обеспечения задачи по своевременному выезду прокурора на мес- то происшествия по обязательной категории дел в прокуратуре должна быть разработана определенная, вытекающая из местных условий систе- ма получения и реализации информации о таких преступлениях. Эта сис- тема должна включать и механизм немедленного сообщения о сложных ситуациях в вышестоящую прокуратуру с тем, чтобы к расследованию могли подключиться наиболее опытные следователи, прокуроры- криминалисты и другие работники.
На уровне организации прокурорского надзора сказывается умение прокурора выделить в предмете надзора наиболее «узкие места» или «го- рячие точки», т.е. соблюдение общих требований, предъявляемых к над- зору за исполнением законов в досудебном производстве, должны еще учитываться обстоятельства, вытекающие из состояния преступности и исполнении требований закона при производстве предварительного рас- следования в районе, городе, области, крае, республике.
Постоянно в поле зрения прокурора должны находиться такие важные вопросы, как: исполнение требований закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; производстве неотложных следственных действий; задержаниях, применении иных мер процессу- ального принуждения; предъявлении обвинения; обеспечении прав уча- стников уголовного судопроизводства; соблюдение сроков следствия и содержания под стражей; исполнение требований закона при приостанов- лении предварительного следствия, прекращении уголовного преследо- вания и прекращении дела; выполнение обязанностей начальниками следственных отделов.
На основе анализа статистической и иной информации о состоянии за- конности прокурор должен знать, когда и в каком направлении по этим и другим вопросам следует использовать предоставленные ему полномо- чия, чтобы не допустить возможных нарушений закона или же в случаях отступлений от требований закона своевременно принять меры к их уст- ранению.
Важный элемент организации работы по надзору за исполнением зако- нов в досудебном производстве — планирование. Обычно планы предус- матривают изучение и обобщение практики исполнения законов по катего- риям уголовных дел либо по отдельным вопросам (исполнение требований
закона при задержаниях и применении иных мер процессуального принуж- дения за определенный период времени; исполнение требований закона при привлечении в качестве обвиняемого; обеспечение права на защиту и т.д.), проведение проверок на наиболее подверженных нарушениям требо- ваниям закона участках работы следователей и дознавателей.
К организации работы относится также распределение обязанностей по надзору за исполнением законов в досудебном производстве, учет и контроль исполнения и другие вопросы.
Следует отметить, что основной объем работы по надзору за исполне- нием законов в досудебном производстве приходится на городские, рай- онные и приравненные к ним прокуратуры, хотя надзор в этой отрасли осуществляют определенные соответствующими приказами работники прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуратур, Генеральной прокуратуры РФ.
При распределении обязанностей между работниками в городской, рай- онной и приравненным к ним прокуратурам учитывается штатная числен- ность прокурорских работников, опыт работников по осуществлению над- зора за исполнением законов в той или иной отрасли, объем работы в данной отрасли. В прокуратурах с небольшим составом работников надзор за исполнением законов в досудебном производстве осуществляют чаще прокурор, его заместитель (при наличии такой должности). При этом обя- занности между прокурором и заместителем распределяются по-разному. В частности, прокурор может осуществлять надзор за исполнением законов при предварительном следствии, осуществляемом следователями прокура- туры (наряду с решением и некоторых других вопросов в этой отрасли над- зора), а заместитель — надзор за исполнением требований закона при при- еме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; производстве неотложных следственных действий органами внутренних дел, производ- стве дознания дознавателями этих органов, производстве предварительного следствия следователями органов внутренних дел. В более крупных проку- ратурах надзор могут осуществлять прокурор, несколько его заместителей и помощников. На работников таких прокуратур дополнительно может быть возложен и надзор за исполнением требований закона при приеме, ре- гистрации и разрешении сообщений о преступлениях; производстве неот- ложных следственных действий федеральными органами налоговой поли- ции, производстве дознания дознавателями этих органов, производстве предварительного следствия следователями федеральных органов налого- вой полиции, а также надзор за исполнением законов в досудебном произ-
водстве, осуществляемом иными органами. С учетом этого и распределя- ются между работниками обязанности.
В прокуратурах субъектов Российской Федерации имеются управле- ния, отделы, которые осуществляют надзор за исполнением законов в до- судебном производстве, осуществляемом МВД (УВД), УФСБ, УФСНП, а также надзор за исполнением законов при производстве предварительно- го следствия следователями прокуратуры субъектов Российской Федера- ции. В зависимости от структуры аппарата прокуратур субъектов РФ над- I зор осуществляют работники следственных управлений, или управлений по надзору за расследованием преступлений, либо работники отделов по надзору за следствием, дознанием и оперативно-розыскной деятельнос- тью, или отделов по надзору за расследованием особо важных дел и опе- ративно-розыскной деятельностью, или работниками нескольких таких подразделений, а также работники отделов по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности; по надзору за исполнением законов о налоговом законодательстве; по надзору за исполнением законов о не- совершеннолетних и молодежи и т.д.
В Генеральной прокуратуре РФ надзор за исполнением законов в до- судебном производстве, осуществляют работники нескольких подразде- лений: управления по надзору за следствием, дознанием и оперативно- розыскной деятельностью в органах внутренних дел; управления по надзору за расследованием преступлений органами прокуратуры; уп- равления по надзору за исполнением законов о федеральной безопасно- сти; управления по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства; управления по надзору за исполнением законов о не- совершеннолетних и молодежи; подразделения Генеральной прокурату- ры в федеральных округах.
|