Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве
Закон о прокуратуре предусмотрел, что в целях обеспечения верхо- венства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и сво- бод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов об- щества и государства прокуратура осуществляет надзор, в том числе, за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предва- рительное следствие. В УПК РСФСР 1960 года в раздел второй «Воз- буждение уголовного дела, дознание и предварительное следствие» бы- ла включена глава восемнадцатая «Надзор за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия». УПК РФ 2001 года такой специальной главы не имеет. В раздел второй «Участники уго- ловного судопроизводства» включена глава шестая «Участники уголов- ного судопроизводства со стороны обвинения». В ч.1 ст.37 записано, что прокурор является должностным лицом, уполномоченным в преде- лах компетенции, установленным настоящим Кодексом, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судо- производства, а также надзор за процессуальной деятельностью орга- нов дознания и органов предварительного следствия. Часть вторая этой статьи определяет полномочия прокурора в ходе досудебного произ- водства по уголовному делу.
Органы дознания и органы предварительного следствия, осуществляя досудебное производство, защищают права и законные интересы лиц и организаций, потерпевших от преступлений. В каждом случае обнаруже- ния признаков преступления следователь, орган дознания и дознаватель принимают предусмотренные УПК РФ меры по установлению события
1 В УПК РФ (п. 9 ст. 5) досудебное производство определено как уголовное судо- производство с момента получения сообщения о преступлении до направления про- курором уголовного дела в суд для рассмотрения его по существу.
преступления, изобличению лица или лиц, виновных в совершении пре- ступления. Предварительное расследование существенно затрагивает права и интересы участников уголовного судопроизводства, поскольку оно связанно с ограничением конституционных прав и свобод граждан. В процессе расследования могут применяться меры процессуального при- нуждения (задержание подозреваемого, заключение под стражу, привод, временное отстранение от должности, наложение ареста на имущество и т.д.). Ограничение прав и свобод допускается только по основаниям и с соблюдением процедур, предусмотренных Конституцией РФ, имеющей прямое действие, уголовно-процессуальным законодательством. И хотя уголовно-процессуальное законодательство в основном детально регла- ментирует досудебное производство, в практике не всегда исполняются требования этого законодательства.
Указанные обстоятельства предопределяют сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголов- ным делам.
Прокурор обязан следить за тем, чтобы нормы закона, регулирующие процессуальную деятельность органов дознания и органов предваритель- ного следствия, не нарушались, а при обнаружении нарушении немед- ленно принимать меры к их устранению, восстановлению нарушенных прав и свобод гражданина, предупреждению нарушений законов.
Рассматривая сущность прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве по уголовным делам следует также отметить, что прокурор не может произвольно вмешиваться в предварительное рас- следование. Согласно уголовно-процессуальному законодательству (п. 3 ч. 2 ст.38 УПК РФ) следователь самостоятельно направляет ход расследо- вания, принимает решения о производстве следственных и иных процессу- альных действий, за исключением случаев, когда требуется получение су- дебного решения и (или) санкции прокурора. Следователь наделен правом при несогласии с отдельными.решениями и указаниями прокурора предо- ставлять свои письменно изложенные возражения вместе с уголовным де- лом вышестоящему прокурору. К таким случаям закон относит решения и указания прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого; о квали- фикации преступления; об объеме обвинения; об избрании меры пресече- ния либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о пр°изв°Дстве иных процессуальных действий; о направлении уголовного дела в суд или его
прекращении; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия.
Предмет надзора в соответствии со ст. 29 Закона о прокуратуре — соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного по- рядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, проведения расследования, а также законность решений, принимаемых органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие.
В УПК РФ учтены требования, вытекающие из положений Конститу- ции Российской Федерации, общепризнанных норм и принципов междуна- родного права, международных договоров по обеспечению основных прав и свобод человека и гражданина. Так, в ходе уголовного судопроизвод- ства запрещается осуществление действий и принятие решений, унижаю- щих честь и достоинство участников уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья. Никто из участников уголовного су- допроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жесто- кому или унижающему человеческое достоинство обращению. Суд, проку- рор, следователь, дознаватель обязаны разъяснить подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчи- ку, а также другим участникам уголовного судопроизводства их права, обязанности и ответственность и обеспечить возможность осуществления этих прав.
При осуществлении досудебного производства по уголовным делам необходимо, чтобы соблюдались основания и процедуры ограничения прав и свобод человека и гражданина, предусмотренные уголовно- процессуальным законодательском. Например, ограничение права граж- данина на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, теле- графных и иных сообщений допускается только на основании судебного решения (ч. 1 ст. 13 УПК РФ).
УПК РФ (раздел семнадцатый) установлены дополнительные ограниче- ния по осуществлению досудебного производства в отношении отдельных категорий лиц. Так, член Совета Федерации, депутат Государственной Ду- мы, судья федерального суда, мировой судья, прокурор, Председатель Счетной палаты Российской Федерации, его заместитель и аудитор Счет- ной палаты Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, Президент Российской Федерации, прекративший исполнение своих полномочий, задержанные по подозрению в совершении 230
преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления должны быть освобождены немедленно после установления их личности.
Установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о с< к вершенных и готовящихся преступлениях также является одним из эде_ ментов предмета прокурорского надзора, определенного законом о проку_ ратуре. В УПК РФ в это понятие «разрешение заявлений и сообщений 0 совершенных и готовящихся преступлениях» внесены некоторые корре^, тивы. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 37 в ходе досудебного производства Г(0 уголовным делам прокурор уполномочен проверять исполнение требов^ ний федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сб ний о преступлениях. Статья 145 этого же Кодекса предусматривает тие решений по результатам рассмотрения сообщения о преступлении.
Сообщения о преступлениях могут быть выражены в различных фор, мах: устные и письменные заявления; явки с повинной, сделанные как 8 устном, так и в письменном виде; сообщениях о совершенном или гото, вящемся преступлении, полученное из иных источников. Письменное з^. явление подписывается заявителем. Устные заявления о преступлении заносятся в протокол, который подписывается заявителем и лицом, пр^. нявшим заявление. Если устное сообщение о преступлении сделано пр^ производстве следственного действия или в ходе судебного разбирател^, ства, то оно заносится соответственно в протокол следственного действич или судебного заседания. Заявитель предупреждается об ответствен, ности за заведомо ложный донос. Устное заявление о явке с повинной -^ добровольное сообщение лица о совершенном им преступлении — зано. сится в протокол в описанном выше порядке. Сообщения о совершенно^ или готовящемся преступлении, полученное из иных источников инфор, мации, принимается лицом, получившем данное сообщение, о чем со. ставляется рапорт об обнаружении признаков преступления. Анонимные заявления о преступлении, не являясь поводом для возбуждения уголоь, него дела. Анонимные письма и заявления о готовящихся или совершен, ных преступлениях направляются прокурором в другие правоохрани- тельные органы в зависимости от содержания обращений.
Порядок регистрации и учета сообщений о преступлениях законом ие предусмотрен. Он устанавливается ведомственными нормативными ак- тами правоохранительных органов. Подавляющее большинство сообще- ний о совершенных или готовящихся преступлениях рассматривается ^ разрешается органами внутренних дел.
Прокурор должен следить за тем, чтобы не было отказов в принятщ сообщений о преступлениях. При проверке необходимо обращать внима.
23]
ние на то, чтобы лицо, имеющее право осуществлять прием сообщений о преступлениях, выдавало заявителю документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия.
Генеральный прокурор РФ, придавая большое значение этому участку надзорной деятельности, требует от подчиненных ему прокуроров, чтобы своевременно проверялись все находящиеся на рассмотрении заявления и сообщения о преступлениях, пресекались случаи проведения не вызван- ных необходимостью проверочных действий.
Следственные действия до возбуждения уголовного дела произво- диться не могут, кроме оговоренных в законе случаев осмотра места про- исшествия, освидетельствования, назначения судебной экспертизы.
Прокурор должен также следить за тем, чтобы решения по сообщени- ям о преступлениях принимались в трехдневный срок, а в случаях его продления прокурором, начальником следственного отдела, начальником органа дознания — в десятидневный.
Прокурорский надзор за соблюдением порядка предварительного расследования, как в форме дознания, так и предварительного следствия служит одной из гарантий обеспечения прав и законных интересов участ- ников уголовного судопроизводства (потерпевших, подозреваемых, об- виняемых, свидетелей и т.д.), неотвратимости ответственности за совер- шенное преступление, защиты лиц, общества, государства от преступных посягательств. Соблюдение предписанных законом процедур расследова- ния способствует обеспечению достижения истины, объективности оцен- ки полученной информации, соблюдению конституционного принципа презумпции невиновности.
Порядок предварительного расследования преступлений подробно регламентирован уголовно-процессуальным законом. Принципиальные положения этого порядка нашли отражение и в Конституции РФ. При осуществлении надзора прокурор должен ориентироваться на такие конституционные нормы: решения и действия органов государственной власти и должностных лиц могут быть обжалованы в суд (ст. 46); каж- дый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответствующего задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения (ст. 48); обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а неустранимые сомнения в виновности лица тол- куются в пользу обвиняемого (ст. 49), при осуществлении правосудия
не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона (ст. 50); никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется Федеральным законом (ст. 51); права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом; государство обеспечи- вает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52).
В уголовно-процессуальном законодательстве реализуются консти- туционные нормы путем регламентации не только общих требований, относящихся к стадии предварительного расследования (неприкосно- венность личности; неприкосновенность жилища; охрана личной жизни и тайны переписки и т.д.), но и путем установления четкого порядка производства каждого следственного действия. Так, очная ставка произ- водится, если в показаниях ранее допрошенных лиц имеются сущест- венные противоречия. При ее проведении не должно быть отступлений от правил начала допроса этих лиц, предоставления возможности зада- вать вопросы и т.п.
Проверка общих условий предварительного расследования и порядка производства отдельных следственных действий составляют существен- ный объем прокурорской деятельности. При этом прокурору необходимо обращать внимание на следующие обстоятельства: *1* компетенцию лица, осуществляющего процессуальные действия (на- пример, согласно ч. 2 ст. 41 УПК РФ не допускается возложение пол- номочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные меро- приятия; в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 УПК РФ орган дознания по уголовным делам, по которым производство предварительного след- ствия не обязательно, может выполнить лишь неотложные следствен- ные действия);
* соответствие следственного и иного процессуального действия тому на- именованию, который предусмотрен УПК РФ (осмотр, проверка показа- ний на месте, обыск, выемка и т.д.);
*»* наличие оснований для проведения следственного и иного процессу- ального действия (например, основанием производства обыска явля- ется наличие достаточных оснований полагать, что в каком-либо мес- те или у какого-либо лица могут находиться орудия преступления, предметы, документы и ценности, которые могут иметь значение для уголовного дела), ' ''
•3» наличие условий для проведения следственного и иного процессуаль- ного действия (например, контроль телефонных и иных переговоров подозреваемого, обвиняемого и других лиц допускается лишь при производстве по уголовным делам о тяжких и особо тяжких преступ- лениях);
*1* соблюдение правил собирания доказательств (например, производст- во следственного действия в ночное время не допустимо, за исключе- нием случаев, не терпящих отлагательства; в ходе следственного дей- ствия или непосредственно после его окончания должен быть составлен протокол следственного действия и т.д.). Ответственный участок деятельности прокурора — надзор за законно- стью решений, принимаемых в досудебном производстве.
Особого внимания заслуживают решения, влияющие на движение уго- ловного дела. Это относится, прежде всего, к законности и обоснованнос- ти решений о возбуждении уголовного дела, об отказе в возбуждении де- ла, передаче сообщения по подследственности.
К наиболее важным решениям, принимаемым в процессе предвари- тельного расследования и подлежащим тщательной проверке прокурором, относятся следующие: о задержании подозреваемого; об избрании в отно- шении подозреваемых и обвиняемых меры пресечения; о привлечении в качестве обвиняемого; о приводе подозреваемого, обвиняемого, потерпев- шего, свидетеля; о временном отстранении обвиняемого от должности; о розыске обвиняемого; о производстве выемки; о производстве обыска; о наложении ареста на имущество; о назначении экспертизы; о приобщении к уголовному делу вещественных доказательств; о продлении срока след- ствия, содержания под стражей; о выделении уголовных дел и другие.
Прокурорской проверке подлежат и такие важные решения, принима- емые на завершающем этапе предварительного расследования, как о приостановлении предварительного расследования, о прекращении уго- ловного преследования и уголовного дела.
Надзор за законностью решений, принимаемых в досудебном произ- водстве, включает исполнение требований закона при принятии всех следственных и иных процессуальных решений, независимо о того, при- нимает ли следователь, орган дознания или дознаватель такие решения самостоятельно либо требуется получение судебного решения и (или) санкции прокурора.
Задачи прокурорского надзора за исполнением законов в досудебном производстве могут быть определены с учетом целей прокуратуры и назна- чения уголовного судопроизводства. При осуществлении прокурорского
надзора за исполнением законов в досудебном производстве должны при- ниматься меры, направленные на исполнение органами дознания и органа- ми предварительного следствия требований закона по защите прав и за- конных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений, а также меры к обеспечению защиты личности от незаконного и необосно- ванного обвинения, ограничении ее прав и свобод. Прокурору необходимо следить за тем, чтобы:
«2» исполнялись требования закона при приеме, регистрации и разреше- нии заявлений и сообщений о преступлениях;
•3* соблюдался установленный законом порядок возбуждения уголов- ных дел;
«> в каждом случае обнаружения признаков преступления следователь,
орган дознания и дознаватель принимали предусмотренные законом
меры по установлению события преступления, изобличению лица или
лиц, виновных в совершении преступления;
«I» соответствовали требованиям закона решения, принимаемые в процессе
досудебного производства по уголовным делам;
*3» соблюдались условия и порядок проведения следственных и иных процессуальных действий, а в предусмотренных законом случаях - основания для их проведения;
»3» соблюдались права потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого и дру- гих участников уголовного судопроизводства.
|