Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
В оперативно-розыскной деятельности
Оперативно-розыскная деятельность в России имеет глубокие истори- ческие корни. Защита личности, выполняемая на начальном этапе общи- ной, в последующем (более четко это наблюдается в конце XV — начале XVI вв.) переходит к специально уполномоченным государством органам и лицам. В дальнейшем (XVIII в.) борьбу с преступностью стали осуществ- лять созданные полицейские органы, среди которых происходила специа- лизация по более частным сферам (Торговая полиция, Сыскная полиция. Тайная канцелярия розыскных дел — орган политической полиции). Па- раллельно создавались органы более узкой направленности по борьбе с преступностью (генерал-квартирмейская служба, осуществляющая разве- дывательную работу; институт объезчиков, а в последующем — конец XIX в. — система таможенных органов). После 1917 года основными субъекта- ми по осуществлению оперативно-розыскной деятельности были органы внутренних дел и безопасности. По современному законодательству пра- вом осуществлять оперативно-розыскную деятельность наделены опера- тивные подразделения десяти уполномоченных государственных органов.
Органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, обя- заны принимать в пределах своих полномочий необходимые меры по за- щите конституционных прав и свобод человека и гражданина, собствен- ности, а также по обеспечению безопасности общества и государства и решать другие предусмотренные законом задачи. Однако эта деятель- ность не всегда соответствует требованиям закона, что приводит к нега- тивным последствиям. В оперативно-розыскной деятельности не реша- ются должным образом задачи, прежде всего, по выявлению, пресечению
В законе о прокуратуре приводится понятие «надзор за исполнением законов ор- ганами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность», а в законе об ОРД «прокурорский надзор за оперативно-розыскной деятельностью».
и раскрытию преступлений, а также выявлению и установлению лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществлению розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, ук- лоняющихся от уголовного наказания, и др. Особую озабоченность вызы- вают новые виды преступлений, в выявлении, предупреждении, пресече- нии и раскрытии которых органы, осуществляющие оперативно- розыскную деятельность, не имеют достаточного опыта.
Деятельность, осуществляемая этими органами, неизбежно сопровож- дается ограничением прав и свобод человека, попавшего в сферу их инте- ресов. Причем в процессе оперативно-розыскной деятельности может происходить вмешательство в личную жизнь значительного круга лиц. И не всегда такое вмешательство осуществляется в соответствии с требова- ниями закона. В связи с этим надзор за исполнением законов в оператив- но-розыскной деятельности имеет большое значение.
Изменение политического устройства государства, смещение приори- тетов в соотношении интересов государства и личности в пользу личнос- ти требует от прокуроров осуществления надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности в соответствии с новыми потреб- ностями общества, действительного обеспечения прав и свобод личности. Специфика оперативно-розыскной деятельности, заключающаяся, прежде всего, в ее негласном осуществлении, привлечении к подготовке или про- ведению оперативно-розыскных мероприятий лиц, конфиденциально со- трудничающих с органами, осуществляющими эту деятельность, а также в широком применении специальных технических средств требует и со- ответствующего уровня надзора.
В публикациях, посвященных проблемам прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности, сформиро- валась и получила распространение точка зрения о включении в предмет прокурорского надзора соблюдения прав и свобод человека и граждани- на, порядка выполнения оперативно-розыскных мероприятий, а также за- конности решений, принимаемых органами, осуществляющими опера- тивно-розыскную деятельность.
Эта точка зрения нашла отражение в утратившем силу приказе Гене- рального прокурора РФ от 09.08.96 № 48 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятель- ности».
Наряду с этим некоторые ученые и практические работники стали пред- лагать включить в предмет прокурорского надзора, кроме того, установ-
! 200
I
ленный порядок разрешения заявлений и сообщений о совершенных и го- товящихся преступлениях.
Это положение нашло отражение в действующем приказе Генерально- го прокурора РФ от 25.04.2000 № 56 «Об организации надзора за испол- нением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности».
В ст.29 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определен предмет надзора за исполнением законов органами, осуществ- ляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предваритель- ное следствие. Эта норма предусматривает, что «предметом надзора явля- ется соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленного порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и прове- дения расследования, а также законность решений, принимаемых органа- ми, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие».
Из перечисленных элементов предмета прокурорского надзора кос- немся сначала разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях. Оно регламентируется уголовно- процессуальным законодательством (гл. 19 УПК РФ). Органы, осуще- ствляющие оперативно-розыскную деятельность, не отнесены к орга- нам, которые разрешают эти заявления. В ст. 37 УПК РФ говорится о проверке прокурором исполнения требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в ходе досудебного производства.
В Законе об ОРД не предусмотрено разрешение заявлений и сообще- ний о совершенных и готовящихся преступлениях, это не является зада- чей оперативно-розыскной деятельности, не вменяется в обязанность ор- ганов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Следовательно, достаточных оснований для включения в предмет прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности порядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихся преступлениях, на наш взгляд, не имеется. Однако, как отмечалось выше, в приказе Генерального прокурора РФ от 25.04.2000 № 56 закреплено положение о том, что в предмет прокурорского надзора входит установленный порядок разрешения заявлений и сообщений о со- вершенных и готовящихся преступлениях.
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина является одним из элементов предмета прокурорского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятельности.
Основные права и свободы человека и гражданина закреплены в Кон- ституции Российской Федерации, определены общепризнанными норма- ми и принципами международного права, а также международными дого- ворами. В Конституции учтены положения о правах и свободах человека и гражданина, предусмотренные во Всеобщей декларации прав и свобод человека от 10 декабря 1948 г., в Европейской конвенции о защите прав и свобод человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., Международном пакте о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. и дру- гих актах1. Такие из них, как право на неприкосновенность частной жиз- ни, личную и семейную тайну (ч.! ст.23 Конституции РФ), неприкосно- венность жилища (ст. 25 Конституции РФ) и тайну корреспонденции (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ гарантирует право на тайну переписки), нашли отражение в ч.1 ст.5 Закона об ОРД. В этой норме закона предписано ор- ганам (должностным лицам), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, при проведении оперативно-розыскных мероприятий обес- печивать соблюдение прав человека и гражданина.
Это положение по существу без изменений перенесено в ч. 1 п. 3 при- каза Генерального прокурора РФ от 25.04.2000 № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности», где записано, что «предметом является обеспечение: га- рантий соблюдения прав человека и гражданина на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, неприкосновенность жилища и тайну корреспонденции...».
В ч. 8 ст. 5 Закона об ОРД органам (должностным лицам), осуществля- ющим оперативно-розыскную деятельность, запрещено разглашать без со- гласия граждан, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, сведения, которые затрагивают не только неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, но честь и доброе имя гражда- нина, что в полном объеме соответствует ч.1 ст. 23 Конституции РФ.
На органы государственной власти и органы местного самоуправле- ния, их должностные лица Конституцией РФ (ч. 2 ст. 24) возложена обя- занность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом. Это положение нашло отражение в
1 'См.: Всеобщая декларация прав и свобод человека от 10 декабря 1948 года; Ев- ропейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 го- да; Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года // Права человека и судопроизводство: Собр. междунар. док. - 1181А К.е§1опа1 Рго§гат ОГйсе, У1еппа. ' ' г м< - ' " ^
ч. 3 ст. 5 Закона об ОРД: «Лицо, виновность которого в совершении пре- ступления не доказана в установленном законом порядке... вправе истре- бовать от органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, сведения о полученной о нем информации в пределах, допускаемых тре- бованиями конспирации и исключающих возможность разглашения госу- дарственной тайны...». Закон об ОРД предусматривает также некоторые аспекты рассмотрения в суде обращения гражданина по данному вопросу.
В Конституции РФ закреплено право на объединение и гарантирова- на свобода деятельности общественных объединений (ст. 30). Примени- тельно к оперативно-розыскной деятельности это нашло отражение в ч. 8 ст. 5 Закона об ОРД, в частности, органам (должностным лицам), осуще- ствляющим оперативно-розыскную деятельность, запрещено: проводить оперативно-розыскные мероприятия в интересах какой-либо политичес- кой партии, общественного и религиозного объединения; принимать не- гласное участие в работе федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также в деятельности зарегистриро- ванных в установленном порядке и не запрещенных политических партий, общественных и религиозных объединений в целях оказания вли- яния на характер их деятельности.
Согласно положению Конституции РФ (ст. 53) каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действи- ями (или бездействием) органов государственной власти или их должно- стных лиц. Указанному положению корреспондирует закрепленная в ч. 9 ст. 5 Закона об ОРД обязанность вышестоящего органа, прокурора либо судьи при нарушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, прав и законных интересов физиче- ских и юридических лиц принимать меры в соответствии с законодатель- ством Российской Федерации по восстановлению этих прав и законных интересов, возмещению причиненного вреда.
В определенной степени к сфере оперативно-розыскной деятельности имеет отношение гарантированное Конституцией РФ право на жизнь (ст. 20). Это нашло отражение в ч. 3 ст. 6 Закона об ОРД, которая предпи- сывает использовать в ходе проведения оперативно-розыскных меропри- ятий информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъем- ку, а также другие технические и иные средства, не наносящие ущерб жизни и здоровью людей и не причиняющие вред окружающей среде.
Выше отмечалось, что в предмет прокурорского надзора включаются права и свободы человека и гражданина как закрепленные в Конституции
Российской Федерации, так и определенные общепризнанными нормами и принципами международного права, а также международными договора- ми. Обстоятельством, влияющим на отношение к обеспечению прав и сво- бод человека и гражданина, является то, что Российская Федерация — член Совета Европы. Считается, что государства — члены Совета Европы, ис- ходя из своих традиций, состояния дел в обществе и уровня развития демо- кратических институтов, вправе самостоятельно определить пределы и по- рядок допустимого вмешательства в права и свободы человека и гражданина. Вместе с тем Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод предусматривает определенные ориентиры, которых должны придерживаться государства в целях защиты прав человека и ос- новных свобод. Так, ч. 2 ст. 8 Конвенции называет определенные обстоя- тельства, при которых возможно вмешательство государственных органов в осуществление права на уважение личной и семейной жизни человека, неприкосновенности его жилища и тайны корреспонденции. К этим обстоятельствам относятся:
1) обязательная законодательная регламентация процедуры вышеука- занного вмешательства;
2) необходимость вмешательства в демократическом обществе:
а) в интересах государственной безопасности, общественного по- рядка или экономического благосостояния страны,
б) для поддержания правопорядка и предотвращения преступлений,
в) в целях предотвращения беспорядков или преступлений, охраны здоровья или защиты нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну состоит в запрете сбора, хранения, использования и распростране- ния информации, касающейся частной жизни лица и членов его семьи, его близких родственников. Кодекс поведения должностных лиц по под- держанию правопорядка, принятый резолюцией 34/169 Генеральной Ас- самблеи ООН от 17 декабря 1979 г. (ст. 4), предусматривает, что сведения конфиденциального характера, полученные должностными лицами по поддержанию правопорядка, сохраняются в тайне, если исполнение обя- занностей или требования правосудия не требуют иного.
В юридической литературе высказана и в последующем нашла под- держку точка зрения о том, что вся сфера семейной жизни, родственных и дружеских связей, домашнего уклада, интимных и других личных отноше- ний, привязанностей, симпатий и антипатий, образ жизни, увлечения, твор- чество, сведения биографического характера, о состоянии здоровья, роде
деятельности охватывается понятием неприкосновенности личной жизни. Европейская комиссия по правам человека в петиции № 6825/74 заявила, что право на уважение частной жизни является правом на невмешательство в личную жизнь, правом жить так, как хочется, без придания огласке по- дробностей личной жизни... Однако право на уважение частной жизни этим не исчерпывается. Оно включает также, в определенной степени, пра- во на установление и поддержание отношений с другими людьми, особен- но в эмоциональной сфере, для развития и реализации личности человека.
Считается, что не могут составлять тайну частной жизни общеизвест- ные или приравненные к ним сведения. Не будет, согласно позиции от- дельных органов Совета Европы, вторжения в частную жизнь в случаях, когда лицо своими действиями способствует открытости информации.
В то же время следует расценивать как вторжение в частную жизнь случаи наблюдения за происходящим в жилище гражданина с использо- ванием таких технических средств, которые позволяют наблюдать за происходящим без физического проникновения в помещение. На это об- стоятельство обращено внимание в определении Конституционного Суда РФ от 14 июля 1988г. № 86-0.
Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в оперативно- розыскной деятельности, так же как и при осуществлении некоторых иных видов деятельности, в Российской Федерации имеет свою специфи- ку, обусловленную специальной защитой отдельных лиц.
В отношении некоторых категорий должностных лиц установлены до- полнительные ограничения по приведению оперативно-розыскных меро- приятий. Так, согласно Конституции РФ неприкосновенностью облада- ют Президент РФ (ст. 91); члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы РФ (ст. 98); судьи (ст. 122). Специальные законы, регламентирующие деятельность отдельных лиц, детализируют положе- ния Конституции РФ. Согласно ст. 16 Закона РФ «О статусе судей Рос- сийской Федерации» проникновение в жилище или служебное помещение судьи, в личный или используемый им транспорт, производство там до- смотра, обыска или выемки, прослушивание его телефонных перегово- ров, личный досмотр и личный обыск судьи, а также досмотр, изъятие и выемка его корреспонденции, принадлежащих ему имущества и докумен- тов производятся с соблюдением Конституции РФ, федеральных законов и только в связи с производством по уголовному делу в отношении этого судьи. Из этого следует, что при проведении указанных оперативно- розыскных мероприятий в отношении судьи необходимо наличие воз- бужденного в отношении него уголовного дела.,;,. м '
Следует обратить внимание еще на одно важное обстоятельство. В приказе Генерального прокурора РФ от 25.04.2000 № 56 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» записано, что уполномоченные прокуроры должны обра- щать внимание на законность привлечения граждан к сотрудничеству на конфиденциальной основе и соблюдение принципа добровольного согласия с органами, осуществляющими оперативно-розыскную дея- тельность.
Прокуроры должны обращать внимание не только на совершеннолетие и дееспособность гражданина, но также и на другие условия, в частности, на запрет контрактных отношений с депутатами, судьями, прокурорами, адвокатами, священнослужителями и полномочными представителями официально зарегистрированных религиозных объединений; сохранение конфиденциальности лиц, привлеченных к сотрудничеству; обеспечение безопасности сотрудничающих лиц и членов их семей; освобождение от уголовной ответственности лиц из числа членов преступной группы, со- вершивших противоправное деяние, не повлекшее тяжких последствий.
Одним из аспектов соблюдения прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности, входящим, по нашему мнению, в предмет прокурорского надзора, является обеспечение органами, эту деятельность осуществляющими, права на конфиденциаль- ность отдельных лиц, привлекаемых к подготовке или проведению опера- тивно-розыскных мероприятий. Это вытекает из ст. 5 (п. 4) Закона РФ «О государственной тайне», предусматривающей, что сведения о лицах, со- трудничающих или сотрудничавших на конфиденциальной основе с орга- нами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, составляют государственную тайну, а также ст. 17 (ч. 1) Закона об ОРД, регламенти- рующей, что отдельные лица могут с их согласия привлекаться к подготов- ке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности содействия органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту.
Расшифровка сведений о лицах, сотрудничающих или сотрудничав- ших на конфиденциальной основе с органами, осуществляющими опера- тивно-розыскную деятельность, вследствие ненадлежащего исполнения сотрудниками оперативных подразделений своих служебных обязаннос- тей может приводить к весьма серьезным последствиям для лиц, оказы- вающих содействие этим органам.
Поскольку лица, содействующие органам, осуществляющим опера- тивно-розыскную деятельность, наделены определенными правами, орга-
ны, осуществляющие эту деятельность, обязаны обеспечивать условия по их реальному воплощению. В случае поступления в прокуратуру инфор- мации о необеспечении таких условий, например, непринятии необходи- мых мер по предотвращению при возникновении реальной угрозы проти- воправного посягательства на жизнь, здоровье, или имущество этих лиц в связи с их содействием, а равно членов их семей, уполномоченный про- курор должен провести проверку и принять предусмотренные меры.
С учетом специфики оперативно-розыскной деятельности законода- тельство закрепляет положение о правомерном вреде. В ч. 4 ст. 16 Закона об ОРД определено, что при защите жизни и здоровья граждан, их кон- ституционных прав и законных интересов, а также для обеспечения безо- пасности общества и государства от преступных посягательств допуска- ется вынужденное причинение вреда правоохраняемым интересам должностным лицом органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, либо лицом, оказывающим ему содействие, совершаемое при правомерном выполнении указанным лицом своего служебного или общественного долга. Однако реализация этого положения затруднена, поскольку оно не нашло отражения в уголовном законодательстве.
В предмет прокурорского надзора включен порядок выполнения опе- ративно-розыскных мероприятий.
К порядку осуществления оперативно-розыскных мероприятий, под- лежащему проверке в ходе прокурорского надзора, относится:
* исполнение законодательства о субъектах осуществления оперативно- розыскной деятельности;
*1* исполнение законодательства о видах оперативно-розыскных меро- приятий;
* исполнение законодательства об основаниях для проведения опера- тивно-розыскных мероприятий;
* исполнение законодательства об условиях проведения оперативно- розыскных мероприятий;
*«• исполнение законодательства о порядке документирования оператив- но-розыскных мероприятий.
Прежде всего, чтобы оценить, соответствует ли требованиям закона то или иное оперативно-розыскное мероприятие, нужно, безусловно, определить, входит ли оно в исчерпывающий перечень оперативно- розыскных мероприятий, определенный законом (ч. 1 ст. 6 Закона об ОРД). Отсутствие в законе формулировок, определяющих содержание оперативно-розыскных мероприятий, вызывает сложность в отнесении проведенного мероприятия к одному из четырнадцати, перечисленных в
законе. В связи с этим было бы целесообразным конкретизировать в за- коне отдельные оперативно-розыскные мероприятия в том объеме, ко- торый не повлек бы раскрытие тактики оперативно-розыскной деятель- ности. Пока же определение этих мероприятий дается в закрытых ведомственных нормативных актах.
Оперативно-розыскное мероприятие может соответствовать требовани- ям закона в том случае, если оно проведено соответствующим должност- ным лицом оперативного подразделения государственного органа, упол- номоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, либо отдельным лицом (лицами), привлеченным к его проведению в установ- ленном законом порядке уполномоченным государственным органом (ст.ст. 1, 13, 17 Закона об ОРД).
При проведении оперативно-розыскных мероприятий должны быть соблюдены основания их проведения (ст. 7 Закона об ОРД) и условия проведения (ст. 8 Закона об ОРД).
В процессе оперативно-розыскных мероприятий осуществляется до- кументирование. Документирование оперативно-розыскной деятельности предусмотрено ст. 10 Закона об ОРД. Эта норма закона регламентирует лишь общий порядок документирования. Более детальный порядок доку- ментирования определяется нормативными актами органов, осуществля- ющих оперативно-розыскную деятельность.
В теории оперативно-розыскной деятельности небезосновательно от- стаивается точка зрения о том, что документирование является одним из наиболее эффективных средств собирания доказательств во внепроцессу- альных формах, своего рода оперативно-розыскным доказыванием.
Документирование оперативно-розыскной деятельности имеет некото- рое сходство с уголовно-процессуальным доказыванием. Однако в отличие от процессуального доказывания документирование в сфере оперативно- розыскной деятельности осуществляется специальными субъектами. Спе- цифичны и условия, в которых оно протекает, и используемые при этом средства и методы.
С позиции прокурорского надзора представляет интерес объем дан- ных, который должен быть выявлен и зафиксирован. В связи с этим воз- никает проблема определения пределов документирования.
Нам представляется, что при определении степени достаточности до- кументирования следует исходить из того, выполнены ли в процессе опе- ративно-розыскной деятельности стоящие перед ней задачи. Поэтому объем и характер документирования будет зависеть от того, какая кон- кретно задача выполняется. Ь|
В предмет прокурорского надзора в оперативно-розыскной деятельно- сти входит также законность решений, принимаемых органами, которые эту деятельность осуществляют.
В теории оперативно-розыскной деятельности основные ви; *ы реше- ний, принимаемых в ОРД, различают в зависимости от: 1) субъектов, их принимающих, 2) формы и уровня принятия, 3) области распространения, 4) истинности и 5) последствий. С точки зрения прокурорского надзора интересны решения, которые принимаются должностными лицами орга- нов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность (оператив- ными сотрудниками и руководителями этих органов). По форме принятия следует вести речь только о документально оформленном решении. В за- висимости от последствий нас будут интересовать решения, влекущие юридически значимые последствия. Что же касается уровня принятия решений, области их распространенности, зависимости от истинности, то они могут интересовать прокурора с позиции оценки соответствия их требованиям закона.
Следовательно, мы исходим из того, что в предмет прокурорского надзора входят документально оформленные решения должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, влеку- щие юридически значимые последствия.
К документально оформленным решениям должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, относятся приказ и постановление. В соответствии с требованиями законодательства (ч. 3 ст. 16 Закона об ОРД) должностное лицо, уполномоченное на осуществле- ние оперативно-розыскной деятельности, в ходе проведения оперативно- розыскных мероприятий подчиняется только непосредственному и прямо- му начальнику. При получении приказа или указания, противоречащего за- кону, указанное должностное лицо обязано руководствоваться законом. В Законе РФ 1992 г. «Об оперативно-розыскной деятельности в Российской Федерации» предписывалось должностному лицу, уполномоченному осу- ществлять оперативно-розыскную деятельность, у которого имелись осно- вания полагать, что в результате исполнения приказа или указания может или могло бы быть совершено преступление, — сообщить об этом в выше- стоящий орган или прокуратуру (ч. 4 ст. 14). Таким образом, в прежнем за- коне прямо было закреплено положение, согласно которому прокурору не- обходимо было давать оценку соответствующим приказам. Отсутствие в Действующем Законе об ОРД этого положения не означает, что такие при- казы не подлежат оценке прокурором. Никаких изъятий из объема реше- ний, принимаемых должностными лицами органов, осуществляющих опе-
ративно-розыскную деятельность, законодательство не предусматривает. Поскольку принятие такого решения предусмотрено законом, оно должно входить в предмет прокурорского надзора.
Вопрос о включении в предмет прокурорского надзора постановлений должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную дея- тельность, не возникает, поскольку такие решения общепризнанно явля- ются элементом предмета прокурорского надзора. Проблема заключается в том, что в законе отмечены лишь некоторые из таких решений. Осталь- ные же предусмотрены в нормативных актах органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. В ст. 8, 9, II, 12 Закона об ОРД ука- заны ситуации, требующие вынесения постановлений, утвержденных ру- ководителями органов, осуществляющих оперативно-розыскную дея- тельность, либо постановлений этих руководителей.
Из содержания других норм Закона об ОРД следует, что должностные лица органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, обязаны принимать решения в иных случаях, однако разновидность до- кумента по форме при этом не указывается.
Анализ законодательства и соответствующих нормативных актов ор- ганов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, позволяет сгруппировать принимаемые должностными лицами указанных органов решения (в форме постановлений) следующим образом:
1) решения о делах оперативного учета (например, постановление о заведении дела оперативного учета);
2) решения о проведении оперативно-розыскных мероприятий (напри- мер, о проведении оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных перего- воров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, на неприкосновенность жилища);
3) решения о конкретных материалах (например, о рассекречивании отдельных оперативно-служебных документов, содержащих государст- венную тайну);
4) решения о конкретных лицах (например, о постановке на оператив- ный учет лиц).
Законодатель предусматривает ограничение при осуществлении над- зора в оперативно-розыскной деятельности отдельной категории опера- тивных сотрудников и лиц. Сведения о лицах, внедренных в организо- ванные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также о лицах, оказывающих содействие этим органам на конфиденциальной основе,
представляются соответствующим прокурором только с письменного со- гласия перечисленных лиц, за исключением случаев, требующих их при- влечения к уголовной ответственности (ч. 3 ст. 21 Закона об ОРД).
Организация оперативно-розыскных мероприятий, как разновидность I управленческого труда, не входит предмет прокурорского надзора. Проку- I рору не следует вторгаться в оценку правильности используемых в опера- тивно-розыскной деятельности приемов и методов, если они не приводят к , нарушениям определенных требований, установленных законом.
Закон об ОРД предусматривает, что органы, осуществляющие опера- тивно-розыскную деятельность, для решения задач, возложенных на них, могут создавать и использовать информационные системы (ч.1 ст. 10). Они представляют определенный объем сведений о лицах; фактах и событиях; предметах и вещах, систематизируемых в автоматизированных информа- ционно-справочных, информационно-поисковых системах, картотеках, фо- то-, кино-, видеотеках, коллекциях и следотеках. Организация информаци- онных систем, порядок их ведения и использования определяются ведомственными нормативными актами органов, осуществляющих опера- тивно-розыскную деятельность, и не должны входить в предмет прокурор- ского надзора. Также не должен входить в предмет прокурорского надзора порядок применения технических средств в оперативно-розыскной дея- тельности. Но прокурор должен убедиться, что использование технических средств при проведении оперативно-розыскных мероприятий не причиняет вреда жизни, здоровью людей и окружающей среде. Это требование выте- кает из Закона об ОРД (ч. 2 ст. 6). Прокурор должен осуществлять надзор за исполнением требований закона, предусматривающего защиту прав и свобод человека и гражданина и защиту окружающей среды. Проверке и оценке прокурором подлежит, имеют ли место нанесение ущерба жизни и здоровью людей, причинение вреда окружающей среде. Ведь Закон об ОРД (ч. 9 ст. 5) обязывает прокурора принять меры по восстановлению прав и законных интересов физических и юридических лиц, возмещению причиненного вреда. Приказ Генерального прокурора РФ от 25.04.2000 № 56 (п. 5) «Об организации надзора за исполнением Федерального зако- на «Об оперативно-розыскной деятельности» также предписывает упол- номоченным прокурорам при проведении проверок обращать внимание на недопустимость применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде.
В предмет прокурорского надзора не входит решение судьи об удовле- творении ходатайства органа, осуществляющего оперативно-розыскную
деятельность, об обследовании жилища, о прослушивании телефонных пе- реговоров, о снятии информации с технических каналов связи, о контроле почтово-телеграфной корреспонденции.
На достижение названных в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре целей дол- жен быть направлен прокурорский надзор за исполнением законов в опера- тивно-розыскной деятельности. Обеспечение верховенства закона при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов в опера- тивно-розыскной деятельности предполагает обеспечение общепринятых принципов и норм международного права и международных договоров РФ, касающихся сферы такой деятельности; положений Конституции РФ, га- рантирующих права и свободы человека и гражданина; Закона об ОРД, других федеральных законов и иных законов. Многие аспекты оперативно- розыскной деятельности регламентируются ведомственными правовыми актами, прокурорский же надзор в этой сфере должен быть направлен на обеспечение приоритета вышеуказанных законов перед этими актами. Прокурорский надзор за исполнением законов в оперативно-розыскной де- ятельности должен также обеспечивать единообразное понимание и при- менение законов в этой деятельности всеми субъектами.
Для достижения указанных целей необходимо решить конкретные за- дачи, стоящие перед органами прокуратуры в целом, для каждой из функций и подфункций и для каждого частного направления прокурор- ского надзора за исполнением законов в оперативно-розыскной деятель- ности, с учетом специфики деятельности отдельных субъектов, наделен- ных правом осуществления оперативно-розыскной деятельности. С учетом определенных в законе о прокуратуре целей уполномоченные прокуроры при осуществлении надзора за исполнением законов в опера- тивно-розыскной деятельности должны:
1) анализировать все законы, регламентирующие оперативно- розыскную деятельность и прокурорский надзор в этой сфере, для вы- явления пробелов и иных дефектов правового регулирования;
2) своевременно проверять издаваемые органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, на основании ч. 2 ст. 4 Закона об ОРД нормативные акты, регламентирующие организацию и тактику про- ведения оперативно-розыскных мероприятий, на предмет их соответствия законодательству Российской Федерации;
3) наблюдать за тем, чтобы органами, осуществляющими оперативно- розыскную деятельность, принимались все предусмотренные законом меры по решению предусмотренных законом задач в оперативно- розыскной деятельности; " -и'" ~)-" - |аЧ?
4) следить, чтобы решения должностных лиц оперативных
лений органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, соответствовали требованиям закона;
5) следить, чтобы оперативно-розыскные мероприятия проводились уполномоченными лицами при наличии оснований в соответствии с целя- ми и задачами оперативно-розыскной деятельности и с соблюдением необ- ходимых условий и порядка;
6) проверять, чтобы не были ущемлены права и законные интересы лиц, оказывающих содействие органам, осуществляющим оперативно- розыскную деятельность.
В указанных случаях прокурор обязан предупредить нарушения тре- бований закона, принять меры к пресечению таких нарушений, а при на- рушении органом (должностным лицом), осуществляющим оперативно- розыскную деятельность, прав и законных интересов соответствующих лиц, принять также меры по восстановлению этих прав и законных инте- ресов, возмещению причиненного вреда.
Более частные задачи могут быть определены применительно к от- дельным направлениям подфункции прокурорского надзора за исполне- нием законов в оперативно-розыскной деятельности и к отдельным субъ- ектам, наделенным правом осуществления оперативно-розыскной деятельности.
|