Прокурорский надзор за исполнением законодательства об обращениях граждан
В действующих нормативных актах закреплено, что должностные лица обязаны тщательно разбираться с жалобами и заявлениями граждан, со- блюдать установленный порядок и сроки их рассмотрения, принимать по ним законные и обоснованные решения, сообщать заявителям о принятом решении, своевременно выявлять и устранять причины, породившие нару- шения прав и свобод граждан. К сожалению, эти требования соблюдаются далеко не всеми органами и должностными лицами.
Сказанное вызывает необходимость осуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства об обращениях граждан, явля- ющегося составной частью российского законодательства. Прокурорские проверки исполнения этого законодательства или, как их чаще называют, проверки законности разрешения жалоб и заявлений в последние годы проводятся чаще в связи с сигналами о нарушении закона. При этом они могут проводится на предприятиях, в учреждениях и организациях, вне зависимости от их подведомственности и форм собственности. Они могут совмещаться с проведением других проверок. Более того, проводя про- верки исполнения других законов, прокуроры нередко знакомятся с соот- ветствующими жалобами и заявлениями, со всеми другими материалами, связанными с их рассмотрением и разрешением.
В проведении проверок законности разрешения жалоб и заявлений уча- ствуют прокуроры как территориальных, так и специализированных про- куратур всех звеньев. Главная цель этих проверок вытекает из их названия — установление законности разрешения жалоб и заявлений по существу.
Обычно накануне проверки прокурор знакомиться с данными и ре- зультатами ранее проведенных аналогичных проверок на предстоящем 196
объекте проверки и уясняет, какие там допускались ранее нарушения, ка- кие меры принимались администрацией к устранению этих нарушений.
Проверка начинается с беседы прокурора с руководителями органа о состоянии законности и состоянии работы с обращениями в данном орга- не. Далее прокурор требует для изучения книгу предложений, заявлений и жалоб (она может носить и иное название). В этой книге записывается: •5» дата поступления жалобы (заявления, предложения); < • фамилия, имя, отчество заявителя;
»> краткое содержание обращения, кому и когда оно передано для ис- полнения;
•> срок исполнения; •> когда и какое принято решение; •5* дело, в котором находятся документы по жалобе.
Эти сведения имеют важное значение для установления законности разрешения жалоб и заявлений.
Прокурором потребуются также дела или наряды с жалобами и заяв- лениями и перепиской по ним, акты проверок работы с обращениями граждан, приказы, отражающие рассматриваемые вопросы, книга приема посетителей или книга личного приема и при необходимости другие ма- териалы. Отсутствие перечисленных документов уже само по себе может являться нарушением закона.
Как правило, прокурор в ходе проверки выясняет следующий пере- чень вопросов:
•«• назначены ли приказом руководителя ответственные лица за органи- зацию работы с обращениями граждан и за ведение соответствующих учетных документов, как они выполняют возложенные на них обя- занности;
•? • ведутся ли в учреждении (организации) книга предложений, заявле- ний и жалоб, книга приема посетителей и соответствующие дела или наряды;
* контролирует ли ведение этих книг и дел руководитель органа или иное лицо, которому это поручено;
* все ли поступающие заявления, жалобы, иные обращения регистри- руются в установленном законом порядке. Если имели место случаи керегистрации отдельных обращений, то необходимо установить причины этого;
* соблюдаются ли установленные сроки рассмотрения и разрешения обращений, если не соблюдаются, то следует выяснить почему и кто в 'этом повинен; -у-зг, I I 1
•I» насколько всесторонне и тщательно подвергались проверке все фак- ты, в которых содержались данные о нарушениях закона;
* соответствуют ли действующему законодательству решения, приня- тые по жалобам и заявлениям;
*! * исполнено ли принятое решение, устранены ли фактические наруше- ния закона, его последствия, восстановлено ли в действительности нарушенное право заявителя;
<» сообщается ли заявителям в письменной форме о результатах рассмо- трения их обращений и о принятых мерах. Следует также проверить:
«I» на законном ли основании пересылались жалобы и заявления в другие органы;
<» создана ли внутрипроверочная комиссия по проверке работы с обра- щениями граждан, проводит ли она соответствующие проверки и со- ставляет ли акты проверок;
*!» не поступали ли в учреждение повторные жалобы и чем это было вы- звано;
* организован ли в учреждении прием посетителей и регулярно ли он
проводится.
При выявлении нарушений законов прокурору следует установить их причины. На выявленные нарушения законодательства об обращениях граждан прокурор реагирует в установленном законом порядке.
Совершенствованию работы прокуратуры и других органов с жалобами и заявлениями граждан, а, следовательно, и реальному обеспечению их прав и свобод могло бы способствовать принятие федерального закона «Об обращениях, граждан», поскольку законодательство, регулирующее эту сферу, устарело и не охватывает правовым регулированием всех вопросов.
Контрольные вопросы
1. Какую роль играет работа прокурора с обращениями граждан в за- щите их прав и свобод?
2. Как организуется в прокуратуре работа с обращениями граждан?
3. Что вы можете сказать об организации приема посетителей и в ка- ких целях он проводится?
4. Расскажите о методике проведения проверки законности разреше- ния жалоб и заявлений.
|