Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности надзора за исполнением законов в досудебном производстве
Прокурорский надзор за исполнением законов в досудебном произ- водстве начинается со стадии возбуждения уголовного дела. Осуще- ствляя надзор за исполнением законов в этой стадии досудебного произ- водства прокурор руководствуется положениями, регламентированными главами 19 и 20 УПК РФ, приказом Генерального прокурора РФ от Ю.01.99 № 3 «Об усилении прокурорского надзора за соблюдением закон- ности при разрешении заявлений, сообщений и иной информации о со-
вершенных и подготавливаемых преступлениях», указанием Генерально- го прокурора РФ от 28.08.2001 № 52/20 «Об организации надзора за ис- полнением законодательства, направленного на предупреждение пре- ступных проявлений», совместным приказом и.о. Генерального прокурора РФ и Министра внутренних дел РФ от 28.11.2001 № 1058/72 «О мерах по укреплению законности в деятельности органов внутренних дел при ре- гистрации и учете преступлений» и другими нормативными актами.
Наряду с прокурором обязанность принять, проверить сообщение о любом совершенном или готовящемся преступлении и принять решение в срок не позднее 3 суток со дня поступления указанного сообщения возложена на дознавателя, орган дознания, следователя (ч. 1 ст. 144 УПК РФ). Наиболее распространенным нарушением является сокрытие преступлений, осуществляемое путем отказа в приеме сообщения о пре- ступлении, либо в нарушение требований закона отказе в возбуждении уголовного дела. Так, в приказах и указаниях Генерального прокурора РФ отмечается, что нередко жертвам преступлений отказывается в при- еме заявлений, сообщений о преступлениях, принятые заявления не ре- гистрируются и не рассматриваются; нередко работники милиции стре- мятся уговорить или заставить потерпевших не подавать заявления. Уголовно-наказуемые деяния квалифицируются как административные проступки, при очевидных признаках состава преступления принима- ются незаконные решения об отказе в возбуждении уголовных дел, в отдельных случаях учиняются подлоги и фальсифицируются материалы проверок. Ежегодно по результатам проверок возбуждается около 50 тыс. уголовных дел.
В результате укрытия преступлений создается обстановка безнаказан- ности виновных лиц, что нередко приводит к совершению ими еще более тяжких преступлений.
К обстоятельствам, способствующим сокрытию преступлений, отно- сятся, прежде всего: неумение либо нежелание раскрывать неочевидные преступления, т.е. те, в которых отсутствуют сведения о лице (лицах), их совершившем; а также нежелание производить расследование по не пред- ставляющим, по мнению, работников органов дознания, следователей большой социальной опасности деяниям.
Сокрытием преступлений преследуется чаще всего создание видимос- ти благополучия в борьбе с преступностью либо освобождение таким способом от кропотливой работы по раскрытию и расследованию пре- ступлений, представляющих большую сложность. ' I* 252
Для повышения качества прокурорского надзора Генеральный проку- рор требует от подчиненных прокуроров проверки исполнения требова- ний закона в органах внутренних дел, органах налоговой полиции, орга- нах федеральной службы безопасности, таможенных органах, органах безопасности и дознания в войсках проводить систематически, но не реже 1 раза в месяц.
Надзор за исполнением законов в стадии возбуждения уголовного де- ла должен осуществляться наиболее активно, чтобы максимально при- близить расследование ко времени совершения преступления.
Порядок регистрации заявлений и сообщений о преступлениях пре- дусмотрен не законом, а ведомственными актами. При этом следует подчеркнуть, что приему подлежат все без исключения заявления и со- общения, которые содержат информацию об уголовно-наказуемых дея- ниях. Поэтому не должно отказываться в их приеме по мотивам незна- чительной общественной опасности, отсутствия тяжких последствий и т.д., а также в связи с обращением не в тот орган, которому оно не под- недственно.
Прокурор, осуществляющий проверку исполнения требований закона » приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о совершен- ных или готовящихся преступлениях, обращает внимание на такие об- ^стоятелъства:
полнота, правильность учета и регистрации поступивших сообщений
о преступлениях;
соблюдение установленных законом сроков их проверки;
законность и обоснованность принятого одного из предусмотренных
в законе решения: о возбуждении дела; об отказе в возбуждении дела;
о передаче сообщения по подследственности или в суд по делам част- ного обвинения.
Методы прокурорского надзора за исполнением порядка приема, учета : разрешения заявлений и сообщений о преступлениях могут меняться в висимости от конкретных обстоятельств. Наиболее характерные из них эчаются в следующем.
Прокурор знакомится в органе внутренних дел, органе налоговой по- риции, органе федеральной службы безопасности, таможенном либо ном органе с книгами учета заявлений и сообщений о преступлениях, с урналами учета поступившей информации по телефону, телефаксу, те- Ьеграфу, радио и т.д.; с корешками талонов-уведомлений заявителям о рринятом заявлении; с книгами учета документации, находящимися в
дежурной части (магнитофонными записями сообщений «02» в милиции; корешками направлений на судебно-медицинское освидетельствование и экспертизу; книгой учета доставленных лиц и т.д.); с документами канце- лярии (алфавитным журналом регистрации жалоб и заявлений граждан и т.д.); с документами других служб органа (например, в органе внутренних дел в экспертно-криминалистическом подразделении — с журналом уче- та выездов работников этого подразделения на место происшествия; в па- спортных подразделениях — с журналами учета выдачи гражданам паспортов взамен утраченных; в подразделениях Государственной ин- спекции безопасности дорожного движения — с журналом учета дорож- но-транспортных происшествий и угона автотранспорта и т.д.).
Сведения о совершенных, но незарегистрированных преступлениях прокурор может получить из следующих органов: из медицинских уч- реждений; из статистических, контрольно-ревизионных органов; подраз- делений военизированной охраны; организаций, занимающихся частным сыском и охраной судов.
Всю полученную информацию прокурор сопоставляет между собой в целях выявления укрытых от учета преступлений.
Прокурор также проверяет заявления, сообщения о преступлениях и приложенные к ним документы, которые находятся на разрешении ра- ботников соответствующих органов и по которым приняты решения об отказе в возбуждении уголовного дела. Закон обязывает следователей и дознавателей направлять прокурору и заявителю копию постановления о возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесе- ния. При проверке законности и обоснованности отказа в возбуждении уголовного дела обращается внимание на соответствие решения материа- лам проверки, полноту проверки, правильность юридической оценки дей- ствия конкретного лица.
При обнаружении нарушений требований законов прокурор принима- ет меры в соответствии с предоставленными ему полномочиями.
Много разных проблем возникает у прокурора при осуществлении надзора за исполнением требований уголовно-процессуального законода- тельства в процессе предварительного расследования. При наличии по- вода и основания, предусмотренных ст. 140 УПК РФ, дознаватель или следователь возбуждают уголовное дело. По уголовному делу с учетом требований ст. 150 УПК РФ производится предварительное расследова- ние в форме предварительного следствия либо в форме дознания. Кроме того, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством при 254
наличии признаков преступления, по которым производство предвари- тельного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит неотложные следственные действия. Неотложные следственные действия — это действия, осуществляемые органом дозна- ния после возбуждения уголовного дела, по которому производство пред- варительного следствия обязательно, в целях обнаружения и фиксации следов преступления, а также доказательств, требующих незамедлитель- ного закрепления, изъятия и исследования. Перечень действий, которые отнесены к неотложным, в УПК РФ в отличие от УПК РСФСР не дается.
При проведении проверки исполнения требований закона прокурору следует обращать внимание на то, чтобы орган дознания: возбудил уголов- ное дело при наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно; выполнил необходимые с учетом конкретной ситуации неотложные следственные действия; по выполнении неотложных следственных действий и не позднее десяти суток направил дело прокурору; после направления дело прокурору, в случаях не установ- ления лица, совершившего преступление, продолжал принимать розыск- ные и оперативно-розыскные меры для его установления.
Органы дознания определены в ст. 40 УПК РФ. Органы внутренних дел и другие органы, перечисленные в ч. 1 указанной статьи, обязаны вы- полнять неотложные следственные действия по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно; произ- водить дознание по уголовным делам, по которым производство предва- рительного следствия необязательно. Возбуждение уголовного дела и выполнение неотложных следствий действий возложено также на капи- танов морских и речных судов, находящихся в дальнем плавании, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных на данных судах; руко- водителей геологоразведочных партий и зимовок, удаленных от мест расположения органов дознания, указанных в ч. 1 ст. 40 УПК РФ, — по уголовным делам о преступлениях, совершенных по месту нахождения данных партий и зимовок; глав дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации — по уголовным делам о преступлениях, совершенных в пределах территорий данных предста- вительств и учреждений.
Дознание, как форма предварительного расследования, производится по уголовным делам об умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью, умышленном причинении легкого вреда здоровью и о других преступлениях, предусмотренных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, а также по
уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести — по письменному указанию прокурора. Дознание производится дознавателя- ми органов внутренних дел Российской Федерации, дознавателями орга- нов налоговой полиции, дознавателями органов пограничной службы Российской Федерации, дознавателями органов службы судебных при- ставов Министерства юстиции Российской Федерации, дознавателями таможенных органов Российской Федерации, дознавателями органов Го- сударственной противопожарной службы. Подследственность уголовных дел для дознавателей указанных органов определена ч. 3 ст. 151 УПК РФ. Кроме того, Федеральным законом от 29.05.2002 № 58 «О внесении изме- нений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Феде- рации» ч. 3 ст. 151 УПК РФ дополнена пунктом 7 следующего содержа- ния «следователи прокуратуры — по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных частью третьей статьи 150 настоящего Кодекса, совер- шенных лицами, указанными в подпунктах «б» и «в» пункта 1 части вто- рой настоящей статьи». Таким образом, следователи прокуратуры долж- ны производить дознание по уголовным делам об умышленном причинении средней тяжести вреда здоровью, умышленном причинении легкого вреда здоровью и о других преступлениях, предусмотренных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, совершенных членом Совета Федерации, депу- татом Государственной Думы, прокурором, следователем, адвокатом, должностными лицами органов внутренних дел Российской Федерации, органов налоговой полиции, органов федеральной службы безопасности и другими лицами, указанными в подпункте «в» пункта 1 части второй статьи 151и в статье 447 УПК РФ.
Предварительное следствие, как форма предварительного расследо- вания, производится следователями прокуратуры, следователями органов федеральной службы безопасности; следователями органов внутренних дел Российской Федерации, следователями органов налоговой полиции. Следователи этих четырех ведомств расследуют преступления в зависи- мости от определенной для каждого ведомства подследственности.
При соединении в одном производстве уголовных дел, подследствен- ных разным органам предварительного расследования, подследствен- ность определяется прокурором с соблюдением подследственности, уста- новленной ст. 151 УПК РФ.
При осуществлении надзора за исполнением законов при производст- ве предварительного расследования прокурор обращает внимание на про- ведение необходимых следственных и иных процессуальных действий и
их полноту, а также соблюдение порядка их проведения; обоснованность предъявленного обвинения; правильность юридической оценки преступле- ния; соответствие требованиям закона мер процессуального принуждения; принятие мер обеспечения гражданского иска; установление обстоя- тельств, способствующих совершению преступления; а также на соблюде- ние иных требований уголовно-процессуального закона.
Генеральный прокурор РФ в своих приказах и указаниях большое значение придает своевременности и качеству проведения осмотра ме- ста происшествия. Для выполнения требований Генерального прокуро- ра РФ в прокуратурах городов и районов составляются графики выездов прокуроров, их заместителей либо других ответственных работников на место происшествия при получении сообщений об убийствах, террорис- тических актах, бандитизме и массовых беспорядках; совместно с орга- нами внутренних дел создаются следственно-оперативные группы; ус- танавливается порядок их оповещения при поступлении сообщений о преступлениях и выезда на место происшествия. При выезде на место происшествия прокурор принимает меры к проведению качественного осмотра, к организации взаимодействия следователей и работников ор- ганов дознания.
, Нередко на начальном этапе предварительного расследования приме- няется одна из существенных мер процессуального принуждения — за- держание, являющейся одной из эффективных средств пресечения пре- ступной деятельности. Прокурор должен постоянно следить за тем, что задержание лица по подозрению в совершении преступления проводи- лось только лишь при наличии оснований, предусмотренных ст. 91 УПК РФ и при этом был соблюден установленный законом порядок, поскольку эта мера пресечения существенно ограничивает гарантированное в Кон- ституции Российской Федерации право на неприкосновенность личности. При оценке соответствия требованиям закона задержания таких лиц, про- курор должен учитывать также мотивы задержания: необходимость пре- сечь преступную деятельность подозреваемого, лишить его возможности скрыться, отсутствие у такого лица постоянного места жительства, отсут- ствие сведений о его личности, а также, если направлено ходатайство об избрании в отношении указанного лица меры пресечения в виде заключе- ния под стражу. Решение о задержании лица по подозрению в соверше- нии преступления орган дознания, следователь принимают самостоятель- но, однако о произведенном задержании они обязаны в течение 12 часов с момента задержания в письменном виде сообщить прокурору.
|