И общественных интересов
Только Генеральному прокурору РФ и его заместителям предоставле- но право направлять исковые заявления в Высший Арбитражный Суд РФ. В арбитражные суды субъектов Российской Федерации исковые заявле- ния вправе направлять прокуроры субъектов Российской Федерации и их заместители, а также прокуроры специализированных прокуратур, при- равненных к прокуратурам областей, и их заместители.
Обращение прокурора в арбитражный суд (ст.ст. 22, 27 Закона о прокуратуре) отнесено в числу важнейших прокурорских полномочий, направленных на реальное устранение выявленных нарушений закон- ности.
Нередко поводом для предъявления иска служат данные, содержа- щиеся в материалах об отказе в возбуждении уголовных дел и в уголов- ных делах сведения о нарушенных государственных и общественных (публичных) интересах. В таких случаях полномочие по обращению в арбитражный суд одновременно выступает и в качестве дополнительно- го средства реализации закрепленного в законодательстве требования о
всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела. Учитывая это, приказ Генерального прокурора РФ от 24.10.96 г. № 59 «.О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбит- ражном процессе» предписывает прокурорам использовать обращения с исками в арбитражные суды в целях оперативного и реального пресече- ния и устранения правонарушений, возникающих из гражданских, ад- министративных и иных правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и затрагивающих государственные и общественные интересы.
Закон не наделил районных, городских и приравненных к ним про- куроров правом обращения с заявлениями (исками) в арбитражные су- ды. В соответствии с указаниями Генерального прокурора РФ предвари- тельное решение о необходимости предъявления иска в арбитражный суд принимается прокурором района (города), начальником отдела, управления (или старшим помощником прокурора) прокуратуры рес- публики, края, области после завершения соответствующей проверки, изучения отказных материалов, административных, уголовных и граж- данских дел и выявления обстоятельств, свидетельствующих о необхо- димости судебной защиты нарушенных государственных и обществен- ных интересов.
При решении вопроса об использовании предоставленного прокурору права на обращение с исковым заявлением (заявлением) в арбитражный суд прокуроры руководствуются следующими критериями:
Это полномочие безусловно необходимо использовать в тех случаях, когда иными средствами полностью устранить выявленное нарушение закона нельзя, а органы и лица, его допустившие, отказываются от при- нятия мер по добровольному устранению правонарушения и его послед- ствий.
Речь идет, в частности, о допущенных при заключении сделки нару- шениях закона или иных правовых актов, чем ущемляются государствен- ные и общественные интересы.
Данное полномочие используется:
* когда есть объективные основания полагать, что реагирование проку- рора в иной форме (например, в форме внесения представления или принесения протеста) не повлечет надлежащего, своевременного и полного устранения нарушений законности.
*»* когда задачи пресечения правонарушения и предотвращения больше- го вреда государственным и общественным интересам могут быть
эффективно решены путем принятия арбитражным судом по заявле- нию прокурора мер по обеспечению иска.
Подготовленный проект искового заявления с прилагаемыми к нему материалами направляется в отдел (группу) по обеспечению участия про- куроров в арбитражном процессе соответствующей прокуратуры субъек- та РФ, где они изучаются. При необходимости исковое заявление может быть пересоставлено. Прокуроры республики, края, области принимают окончательное решение о предъявлении иска. В судебных заседаниях участвуют работники названного отдела (группы). Они осуществляют подготовку всех последующих процессуальных документов.
Основной круг практических вопросов по участию в рассмотрении дел арбитражными судами призваны решать отделы (группы) по обеспече- нию участия прокуроров в арбитражном процессе прокуратур субъектов Российской Федерации.
На них возложены, в частности, следующие обязанности: * участие в рассмотрении дел, возбужденных по искам прокуроров в арбитражных судах первой инстанции; апелляционное и кассацион- ное обжалование решений, определений и постановлений по этим де- лам, участие в их рассмотрении в апелляционной и кассационной ин- станциях;
«5* анализ, изучение и проверка работы подчиненных прокуратур и коор- динация работы подразделений аппарата по подготовке и предъявле- нию исков в защиту государственных и общественных интересов, распространение передового опыта, участие в мероприятиях по по- вышению деловой квалификации работников прокуратуры. Направление исковых заявлений производится с соблюдением уста- новленных законом подведомственности (ст.ст. 27-33 АПК РФ) и под- судности (ст.ст. 34-39 АПК РФ) споров. Если иск направляется в арбит- ражный суд другой территории, то соответствующему прокурору высылаются копии искового заявления и основных материалов с прось- бой об обеспечении участия работников прокуратуры в судебном засе- дании и информировании о принятых решениях.
Арбитражным судом не принимается к производству исковое заявле- ние прокурора, если им не предоставлены доказательства направления его копии и копии отсутствующих документов ответчику. В связи с этим к материалам дела прилагаются документы о направлении ответчику ука- занных копий.
Генеральный прокурор РФ в своем приказе от 24.10.96 г, № 59 «О задачах органов прокуратуры по реализации полномочий в арбитраж-
ном процессе» рекомендует прокурорам использовать обращения с ис- ками в арбитражные суды в целях оперативного и реального пресечения и устранения правонарушений, возникающих из гражданских, админис- тративных и иных, правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и затрагивающих государственные и общественные интересы.
В соответствии с п. 1 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе обратиться в ар- битражный суд:
»> с заявлениями об оспариваний нормативных правовых актов, ненор- мативных правовых актов органов государственной власти Россий- ской Федерации, органов государственной власти субъектов россий- ской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпри- нимательской и иной экономической деятельности; < * с иском о признании недействительными сделок, совершенных ор- ганами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; *1* с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля учас- тия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
|