Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Судопроизводства
Продолжающаяся реформа законодательства, направленная на совер- шенствование и укрепление судебной системы, определенное воздейст- вие оказывает и на органы прокуратуры, что находит выражение в изме- нении их отдельных полномочий, причем эти изменения не всегда влекут за собой ограничение прав прокуроров.
Согласно части 2 статьи 118 Конституции Российской Федерации су- дебная власть осуществляется посредством конституционного, граждан- ского, административного и уголовного судопроизводства. Современное законодательство не предусматривает участие прокурора лишь в консти- туционном судопроизводстве, однако это обстоятельство лишь побужда- ет органы прокуратуры более эффективно и целенаправленно использо- вать доступные им формы судебного процесса для решения стоящих перед ними задач. Основные вопросы, связанные с участием прокуроров в рассмотрении судами уголовных и гражданских дел (в судах общей юрисдикции и арбитражных судах), были рассмотрены в лекциях 17-19 настоящего пособия.
В последнее время достаточно много внимания учеными и практиками уделяется вопросу создания административных судов, главной функцией которых должно являться разрешение споров между органами и должно- стными лицами, наделенными властными полномочиями, с одной сторо- ны, и субъектами, в отношении которых данные полномочия осуществ- ляются (должны осуществляться), с другой стороны. Как известно, такие споры разрешаются и сейчас судами общей юрисдикции и арбитражными судами, причем гражданское процессуальное законодательство выделяет их в самостоятельное производство — производство по делам, возника- ющим из административно-правовых отношений, а Арбитражный про-
цессуальный кодекс РФ относит к подведомственности арбитражных су- дов дела по экономическим спорам, возникающим в том числе из адми- нистративных правоотношений. Прокуроры при рассмотрении судами дел таких категорий в последние годы участвуют достаточно активно.
К числу законодательных нововведений, безусловно следует отнести нормы Кодекса Российской Федерации об административных правона- рушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ1, который в значительной мере по- новому определяет место прокурора в процессе реализации механизма привлечения правонарушителей к административной ответственности, в том числе при рассмотрении судами дел об административных правона- рушениях. Прежде всего, необходимо отметить, что процедура рассмот- рения судами дел об административных правонарушениях не имеет от- ношения к рассмотренному чуть выше понятию «административное судопроизводство». Отождествлять ее с гражданским судопроизводством также неверно, поскольку основанием для рассмотрения собственно гражданских дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах явля- ются исковые заявления и жалобы, в то время как инициативным актом, служащим основанием для рассмотрения судами дел об административ- ных правонарушениях, в рассматриваемом нами случае является выне- сенное уполномоченным на то прокурором (его заместителем) в соответ- ствии со ст. 25.11 КоАП РФ постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.
При этом следует отметить, что вынесение таких постановлений не относится к числу наиболее широко распространенных актов прокурор- ского реагирования, хотя в последние годы число их неизменно растет. В определенной мере сдерживающим фактором здесь выступала статья 25 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», которая допускала вынесение прокурором (его заместителем) мотивированного постановления о возбуждении производства об административном право- нарушении в случае совершения административно наказуемых деяний лишь должностными лицами.
|