Опротестование незаконного решения судьи по делу об административном правонарушении
Статья 25.11 Кодекса предусматривает право прокурора приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия его в деле. Учитывая иную правовую природу уча- стия прокуроров а рассмотрении судами дел об административных пра- вонарушениях, нежели это имеет место, скажем, в уголовном или граж- данском процессе, представляется, что протест на незаконное решение судей по делам об административных правонарушениях вправе прино- сить лишь прокурор-руководитель или его заместитель. Это вытекает из установленной КоАП РФ универсальности процедуры рассмотрения дел как в судах, так и в органах административной юрисдикции, что, очевид- но, подразумевает и единообразный характер опротестования незаконных
решений судебных и несудебных органов по делам об административных правонарушениях. Кроме того, к этому сводится и норма ст. 22 Феде- рального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно кото- рой протест на незаконный правовой акт приносится только прокурором или его заместителем. И хотя постановление судьи по делу об админист- ративном правонарушении нельзя назвать правовым актом (оно при лю- бых обстоятельствах будет судебным решением, отличным от актов, при- нимаемых и издаваемых органами представительной и исполнительной власти), его правовая природа схожа с аналогичными постановлениями органов административной юрисдикции. Поэтому полномочия работника, подпадающего под термин «прокурор», но не являющегося прокурором- руководителем, ограничиваются его участием в самом процессе.
В ст. 30.1 КоАП РФ устанавливается подсудность при рассмотрении судами жалоб заинтересованных лиц и протестов прокурора. При этом вынесенные судьей решения опротестовываются в вышестоящий суд, то есть решение мирового судьи должно опротестовываться в районный суд, а на решение судьи районного суда приносится протест на имя председа- теля суда соответствующего субъекта Российской Федерации. Кроме то- го, в районный суд прокурором опротестовываются решения коллегиаль- ного органа, иного органа, созданного в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Принесение протеста в соответствующий суд влечет за собой необ- ходимость участия прокурора в пересмотре оспариваемого решения. Статья 30.10 КоАП РФ предусматривает, что не вступившее в силу по- становление по делу об административном правонарушении и (или) по- следующее решение вышестоящих инстанций по жалобам на это поста- новление могут быть опротестованы прокурором в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. Десятиднев- ный срок, в случае его пропуска по уважительным причинам, по хода- тайству прокурора может быть восстановлен соответствующим судьей. В рамках участия прокурора в рассмотрении такого протеста он вправе заявлять ходатайства и отводы, а также давать заключения по возника- ющим во время рассмотрения протеста вопросам. При этом под «проку- рором» понимается любой оперативный работник прокуратуры, кото- рый включен в перечень ст. 54 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Статья 30.11 КоАП РФ предусматривает право прокурора опротесто- вывать вступившие в законную силу постановления по делам об адми- 368
нистративных правонарушениях, решения по результатам рассмотрения жалоб и протестов. При этом полномочиями по принесению таких про- тестов обладают прокуроры субъектов Российской Федерации и их за- местители, а также Генеральный прокурор Российской Федерации и его заместители. Согласно ст. 31.6 Кодекса судья, вынесший постановление о назначении административного наказания, обязан приостановить его исполнение в случае принесения протеста на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении до рассмотрения протеста. Кодекс устанавливает, что это правило не отно- сится к постановлениям о наложении санкции в виде административно- го ареста.
Новый Арбитражный процессуальный кодекс РФ не допускает воз- можность оспаривания прокурором решения судьи арбитражного суда по делу об административном правонарушении.
Контрольные вопросы
1. В чем заключаются особенности судопроизводства по делам об ад- министративных правонарушениях?
2. Каковы основания для возбуждения прокурором производства по делу об административном правонарушении?
3. В каких случаях прокурор участвует в производстве по делу об ад- министративных правонарушениях?
4. Почему необходимо разграничивать компетенцию прокуроров, уча- ствующих в рассмотрении судами административных дел?
5. Перечислите полномочия прокуроров, участвующих в рассмотрении судами дел об административных правонарушениях.
6. Каков порядок опротестования прокурором незаконных решений судей по делам об административных правонарушениях?
|