Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Участие прокуроров в правотворческой деятельности
Российские прокуроры всех уровней традиционно принимали актив- ное участие в правотворческой деятельности, способствуя тем самым со-
вершенствованию федерального, субъектного и муниципального законо- дательства. В настоящее время обязанность прокурора участвовать в пра- вотворческой деятельности законодательно закреплена в ст.ст. 1, 9 Закона о прокуратуре, что подчеркивает роль прокуратуры в совершенствовании законодательства — фундамента правового государства.
Участвуя в правотворческой деятельности, прокуроры одновременно реализуют возложенную на них функцию правозащиты, обеспечивают верховенство законов. Принятие всеми представительными и исполни- тельными органами нормативно-правовых актов в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и законами, а именно на это на- правлена правотворческая деятельность прокурора, предупреждает нару- шения прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, способствует повышению авторитета органов представительной и испол- нительной власти, что положительно сказывается на укреплении законно- сти и правопорядка.
Прокуроры повседневно, постоянно работая с законодательными, иными нормативными актами, осуществляя надзор за исполнением за- конов, участвуя в расследовании уголовных дел и в рассмотрении в су- дах уголовных и гражданских дел, рассматривая жалобы и заявления граждан, анализируя причины неисполнения или ненадлежащего испол- нения правовых предписаний, совершая многие другие предусмотрен- ные законом действия, нередко встречаются с фактами несовершенства отдельных законодательных, иных актов, несоответствием их норма- тивным актам более высокой юридической силы, с противоречивостью правовых предписаний, содержащихся в различных нормативных актах, с пробелами в правовом регулировании и даже разного рода граммати- ческими погрешностями, нередко искажающими смысл правовых пред- писаний. Особенно часто с такими фактами прокуроры встречаются в процессе осуществления прокурорского надзора за законностью актов, принимаемых (издаваемых) органами представительной (законодатель- ной) и исполнительной власти субъектов РФ, а также местного само- управления. Уже это обстоятельство обязывает прокуроров держать на- званный участок деятельности в поле зрения и систематически проводить проверки законности актов.
Прокуроры в одном случав принимают меры к отмене незаконных актов или их отдельных предписаний либо к приведению их в соответствие с зако- ном, внося протесты или обращаясь с заявлениями в суды; в другом случае вносят в законодательные (представительные) органы и в органы, обладаю-
щие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, до- полнении, отмене или принятии законов и иных нормативных актов.
Формы участия прокуроров в правотворческой деятельности весьма многообразны. Кратко рассмотрим основные из этих форм.
Участие прокурора в подготовке проектов нормативных актов. Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов федерации и муни- ципальных образований (районов, городов) порою привлекаются по ре- шениям или поручениям представительных (законодательных) органов к подготовке проектов законов и других нормативных актов. Работники Генеральной прокуратуры принимали наряду с другими органами учас- тие в разработке Закона о прокуратуре. Аналогичная работа проводится прокуратурами субъектов федерации и муниципальных образований по просьбе представительных (законодательных) органов.
По просьбам (предложениям) Президента и Правительства РФ, испол- нительных органов власти субъектов РФ и муниципального уровней про- куроры участвуют нередко совместно с другими правоохранительными органами, иными органами в разработке отдельных наиболее важных нормативных актов, федеральных и региональных программ, направлен- ных на укрепление законности и правопорядка, борьбу с преступностью, в особенности организованной.
К разработке таких документов и экспертизе проектов актов, как пра- вило, привлекается широкий круг прокурорских работников и следовате- лей. Помимо прокуроров — руководителей прокуратур, эта работа в Генеральной прокуратуре координируется отделом по работе с законо- проектами, который непосредственно контактирует с палатами Феде- рального Собрания, а в республиканских, областных равных им прокура- турах — прокурорскими работниками, ответственными за поддержание связей с представительными, исполнительными органами. В ряде проку- ратур республик и других субъектов федерации по распоряжению проку- роров созданы группы по законотворческой работе из числа наиболее опытных и грамотных работников. Создание подобных групп в основном диктуется тем, что многие представительные органы субъектов федера- ции не обладают достаточным опытом законотворческой работы. В ходе международного сотрудничества Международно-правовое управление Генеральной прокуратуры РФ участвует в разработке соответствующих международно-правовых документов (актов).
Закон не запрещает прокурорам разрабатывать проекты законов, дру- гих нормативных актов и по собственной инициативе. Сказанное касается и проектов программ, направленных на укрепление законности, правопо-
рядка и борьбу с правонарушениями. Однако при этом прокурорам не должно изменять чувство меры, поскольку прокуратура, в первую оче- редь, — орган надзорный, и поэтому, прокуроры в основном, должны за- ниматься надзорной деятельностью. Правотворческая деятельность для прокуратуры не главная, хотя и важная по своему значению.
Проведение прокурорами правовой экспертизы проектов законов, иных нормативных актов. В силу сложившейся практики и по взаимной договоренности с прокурорами Государственная Дума Федерального Со- брания РФ, представительные (законодательные) органы субъектов феде- рации и органы местного самоуправления направляют в органы прокура- туры проекты наиболее важных законов, других актов для изучения и дачи заключения на предмет их соответствия российскому законодатель- ству. Что касается органов исполнительной власти всех уровней, то они также, хотя и реже, направляют проекты нормативных решений и поста- новлений в органы прокуратуры.
Тщательное изучение прокурорами проектов нормативных актов, их оценка с точки зрения соответствия актам более высокой юридической силы и подготовка письменных мотивированных заключений по каждому акту нередко предупреждают принятие актов, противоречащих действу- ющему законодательству. Прокуроры имеют возможность предложить более совершенную редакцию отдельных статей акта, внести соответст- вующие дополнения в виде новых статей или пунктов, указать на непол- ноту регулирования актом общественных отношений и высказаться о возможных негативных последствиях в случае, если акт будет принят в представленном виде. Более того, прокурор может выразить мнение о не- возможности принятия акта ввиду явного несовершенства.
В отдельных случаях прокурор вообще может высказаться о нецелесо- образности принятия акта, например, когда общественные отношения в рассматриваемой сфере достаточно обстоятельно урегулированы ранее принятым актом или когда принятие акта, в силу противоречия его дейст- вующему законодательству, приведет к нарушениям прав и свобод граж- дан и другим негативным последствиям.
Обычно в изучении проектов нормативных актов и даче заключений по поручению прокурора участвует несколько оперативных работников либо группа по законотворческой работе, если она создана. Генеральная проку- ратура помимо прокурорско-следственных работников к этой работе не- Редко привлекает и профессорско-преподавательский состав НИИ проблем Укрепления законности и правопорядка, а также институтов повышения
квалификации. Это позволяет избегать субъективизма в оценке проектов актов и подготавливать более объективные заключения.
В случае необходимости прокуроры с проектами актов могут ознакам- ливаться непосредственно в органах представительной и исполнительной власти, высказывать свое мнение относительно их законности, а также, в определенной мере, — полноты регулирования общественных отноше- ний, грамматической и стилистической отработанности проектов. Проку- роры порою, как по собственной инициативе, так и по просьбе депутатов, иных разработчиков, участвуют вместе с авторами проектов в их обсуж- дении. Нередко депутаты и разработчики проектов актов в процессе зако- нотворческой работы обращаются к прокурорам за консультациями по правовым вопросам. Дача таких консультаций — также одна из форм участия прокурора в правотворческой деятельности, способствующая подготовке и принятию основанных на законодательстве актов.
Участие прокурора в обсуждении проектов законов и других нормативных актов на заседаниях представительных и исполни- тельных органов. Согласно ст. 7 Закона о прокуратуре Генеральный прокурор РФ, его заместители и по их поручению другие прокуроры, прокуроры субъектов федерации, городов, районов, приравненные к ним прокуроры, их заместители и по их поручению другие прокуроры вправе присутствовать на заседаниях законодательных (представитель- ных) органов, их палат, комитетов и комиссий, а также на заседаниях исполнительных органов, в том числе и при обсуждении проектов зако- нов и подзаконных актов, их принятии. При обсуждении проектов, в особенности нормативных актов, рассчитанных на длительное приме- нение и распространяющих свое действие на всех или на многих граж- дан, проживающих в границах соответствующей административно- территориальной единицы, прокурор высказывает свои замечания и мнение о законности принимаемого акта.
Если усматриваются какие-либо противоречия действующему законо- дательству иные дефекты проекта акта, на это обращается внимание представительного органа, президента, главы администрации, губернато- ра, председателя правительства, называется конкретный закон, который нарушен, напоминается о вредных последствиях, которые могут насту- пить, и объясняется, что в случае принятия акта в таком виде на него бу- дет принесен протест.
Давая правовую оценку проектам актов с точки зрения их соответст- вия действующему законодательству, внося предложения, направлен- 382
ные на совершенствование проектов актов, прокурор, с одной стороны, предупреждает принятие (издание) правовых актов, противоречащих законам; с другой стороны, способствует принятию более совершенных актов. Участие прокуроров в заседаниях представительных и исполни- тельных органов позволяет им, кроме того, быть в курсе законотворчес- кой практики, обсуждаемых вопросов, оказывать правовую помощь депутатам. Учитывая это, Генеральный прокурор РФ обязывает проку- роров активно использовать предоставленное им право участия в засе- даниях представительных органов, администрации, правительства в це- лях предупреждения принятия (издания) актов, не соответствующих законам.
Понятно, что прокуроры не имеют возможности присутствовать на всех заседаниях представительных и исполнительных органов при об- суждении проектов актов и их принятии. В случаях, когда имеется при- глашение (просьба) руководителей названных органов принять участие в заседании или имеются сведения о возможном принятии акта, противоре- чащего закону, а также при обсуждении и принятии конституций и уста- вов субъектов федерации и муниципальных образований и других наибо- лее важных актов, прокурорам необходимо принимать участие в заседаниях представительных и исполнительных органов.
Участие прокурора в рассмотрении представительными и испол- нительными органами внесенных им протестов на незаконные пра- вовые акты. Закон о прокуратуре (ст. 7) наделил прокуроров, их замес- тителей и по их поручению других прокуроров правом участия в рассмотрении внесенных ими протестов и представлений органами пред- ставительной и исполнительной власти, а также представительными ис- полнительными органами муниципальных образований. Это право доста- точно широко используется прокурорами всех уровней. Прокуроры имеют возможность выступить в обоснование внесения акта прокурор- ского надзора (реагирования) со ссылками на соответствующие законы, убедить депутатов и других лиц в незаконности, в частности, принятого ими акта или части его, напомнить о вредных последствиях, которые на- ступили или могут наступить при исполнении незаконных предписаний. Как правило, депутаты и руководители исполнительных органов прислу- шиваются к мнению прокуроров и принимают решения, направленные на устранение несовершенства актов. Эта деятельность прокуроров также способствует совершенствованию законодательства и, следовательно, ук- реплению законности и правопорядка.
Внесение прокурорами предложений в органы представительной (зако- нодательной) власти, представительные и исполнительные органы муни- ципальных образований и в органы, обладающие правом законодательной инициативы, о принятии новых актов, об отмене действующих актов или о внесении в них дополнений и изменений (поправок). К сожалению. Кон- ституция Российской Федерации не наделила Генерального прокурора и других прокуроров-руководителей прокуратур правом законодательной инициативы. Однако Закон о прокуратуре (ст. 9) дает право прокурорам вносить предложения в представительные (законодательные) органы и ор- ганы, обладающие правом законодательной инициативы, об изменении, отмене или принятии новых законов, иных нормативных актов. Органы, наделенные правом законодательной инициативы, перечислены в ст. 104 Конституции РФ, в соответствующих статьях конституций и уставов субъектов федерации.
В зависимости от того, в ведении какого представительного органа находится принятие законов, иных нормативных актов, регулирующих те или иные общественные отношения, прокуроры либо непосредственно выходят с соответствующими законодательными предложениями в пред- ставительный орган, либо действуют через вышестоящего прокурора, на- правляя ему проекты актов или их статей (поправок) и другие материалы. С законодательными предложениями прокуроры обращаются также и в органы, обладающие правом законодательной инициативы.
Прокуроры могли бы более весомо влиять на законотворческий про- цесс, если бы обладали правом законодательной инициативы. В связи с этим в ст. 104 Конституции Российской Федерации следовало бы, на наш взгляд, внести соответствующее дополнение, включив в перечень орга- нов, обладающих правом законодательной инициативы, Генеральную прокуратуру РФ. Хотя и сейчас закон позволяет прокурорам активно уча- ствовать в правотворческой деятельности, способствуя тем самым совер- шенствованию российского законодательства.
|