Прокурорский надзор -^^5
ному делу. В законе нет перечня таких обстоятельств. Они конкретны для каждого уголовного дела.
В криминологии причины конкретного преступления принято рассма- тривать как совокупность или комплекс взаимодействующих обстоя- тельств, способствующих совершению преступлений. Под условиями, способствующими совершению преступлений, понимаются обстоятель- ства, которые облегчили возникновение преступного намерения, совер- шение преступного действия и достижение преступного результата.
По каждому уголовному делу следователем должны быть установлены (в числе других) обстоятельства, характеризующие причины преступле- ния и условия, способствующие его совершению. К обстоятельствам, обусловившим совершение преступления и подлежащих установлению следователем, относятся: •I» обстоятельства, которые характеризуют антиобщественные взгляды,
привычки в сознании лица, совершившего преступление; < * внешние обстоятельства, сформировавшие эти антиобщественные
взгляды, привычки в сознании лица; * обстоятельства, характеризующие жизненные ситуации, которые во
взаимодействии с позицией личности вызвали преступные действия; •I* обстоятельства, облегчившие возникновение преступного действия и достижение преступного результата.
Меры, направленные на устранение обстоятельств, способствовав- ших совершению преступления, следует принимать тогда, когда эти об- стоятельства установлены достоверно. После установления всей сово- купности этих обстоятельств следователь решает вопрос о внесении представления.
Решение следователя об устранении обстоятельств, способствовавших совершению преступления, является по своему характеру властным и озна- чает, что соответствующие лица обязаны выполнить предписание следова- теля об их устранении.
Как и любой процессуальный акт, представление об устранении об- стоятельств, способствовавших совершению преступления, должно быть четко оформлено, содержать необходимые реквизиты и отвечать требо- ваниям, предъявляемым к его форме.
Следователь должен адресовать свое представление об устранении об- стоятельств, способствовавших совершению преступления, тем учрежде- ниям и должностным лицам, которые могут принять реальные меры для устранения указанных обстоятельств. 386
Следователь обязан не только реагировать на обстоятельства, способст- вовавшие совершению преступления, путем внесения представления, но и осуществлять контроль за их реализацией.
Следователи проводят профилактическую работу и за пределами до- судебного производства. Сюда относятся выступления по материалам конкретных уголовных дел, а также по результатам обобщений по уго- ловным делам в печати, по радио, телевидению и в коллективах; чтение лекций по правовой тематике. Правильное сочетание процессуальных и непроцессуальных мер позитивно влияет на уровень преступности.
В соответствии с уголовно-процессуальным законодательством про- курор обязан проверять, все ли обстоятельства, способствовавшие совер- шению преступления, были выявлены следователем и достаточны ли ме- ры, принятые им к устранению этих обстоятельств.
Задачи предупреждения преступления и повышения уровня профилак- тической работы прокурор решает при осуществлении своей деятельнос- ти и по другим направлениям.
Первоочередные задачи прокурора в борьбе с преступностью и ее предупреждением определены приказом Генерального прокурора РФ от 26 июня 1997 г. № 34 «Об организации работы органов прокуратуры по борьбе с преступностью». Пресечение и предупреждение организован- ной преступности являются основными направлениями деятельности ор- ганов прокуратуры в борьбе с преступностью. Особое внимание прокуро- рам предписано обращать на безусловное выполнение законов, направленных на предупреждение преступности среди несовершеннолет- них и прежде всего ее организованных форм.
Место прокурора в системе субъектов предупреждения преступности определяется возложенной на него законом о прокуратуре функцией над- зора за исполнением действующих на территории РФ законов и иными установленными федеральными законами функциями.
Успех профилактической деятельности во многом зависит от того, на- сколько она опирается на знание фактического состояния преступности, обстоятельств, способствующих совершению преступлений.
Для организации профилактической работы следует располагать пол- ными сведениями: о состоянии и динамике преступности; о территориях и объектах, где совершается наибольшее количество правонарушений и наиболее опасных видов преступлений; о факторах (экономических, со- циальных и других), влияющих на состояние преступности.
Для изучения преступности прокурорами используются различные методы исследования, выработанные наукой криминологией, в частности: в-. ' 387
*! * анализ статистических данных о преступности (статистический ана- лиз преступности);
*»• обобщение данных об обстоятельствах, способствовавших соверше- нию преступлений, содержащихся в материалах уголовных, граждан- ских и арбитражных дел, материалах прокурорского надзора и других документах;
«> опрос общественного мнения и наблюдение.
Генеральный прокурор РФ обязывает прокуроров проводить анализ
состояния преступности, условий и причин, способствующих ей, не реже
двух раз в год.
Осуществляя надзор за исполнением законов федеральными министер- ствами и ведомствами, представительными (законодательными) и испол- нительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля и должностными лица- ми, прокурор выявляет уже совершенные, иногда скрытые от учета пре- ступления; выявляет правонарушения, которые могли перерасти в преступ- ления; устанавливает обстоятельства, способствующие совершению этих
нарушений.
Осуществляя надзор на этом направлении, прокурор обращает также внимание на следующие обстоятельства: соответствует ли профилактиче- ская деятельность органа требованиям закона; как должностные лица ор- гана реализуют предоставленные им законом полномочия.
В указанном приказе Генерального прокурора РФ прокурорам предпи- сывается, осуществляя надзор за исполнением законов, направленных на борьбу с преступностью, федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также за со- ответствием законам издаваемых ими правовых актов: •I» особое внимание обращать на предупреждение пьянства, наркомании, бродяжничества, рецидивной преступности, нарушений порядка при- обретения и использования оружия, безнадзорности несовершенно- летних и своевременную передачу в правоохранительные органы ма- териалов о преступлениях;
< «вносить предложения по укреплению правопорядка в представитель- ные (законодательные), исполнительные органы и органы местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации. При необходимости приглашать их руководителей на заседания коллегий 388
и оперативных совещаний, посвященных обсуждению проблем борь- бы с преступностью;
*** участвовать, как правило, в рассмотрении коллегиальными органами представлений, протестов и информации. В случае неисполнения тре- бований прокурора привлекать виновных к установленной законом ответственности, в том числе к административной, а при наличии ос- нований и к уголовной.
При осуществлении надзора за исполнением законов и законностью правовых актов, проведении проверок соблюдения финансового, банков- ского, валютного, налогового, таможенного и трудового законодательства прокурорам необходимо обращать внимание на выявление и предупреж- дение уголовно наказуемых правонарушений. Установив признаки соста- ва преступления в противоправном деянии, прокурор обязан возбудить уголовное дело и организовать его расследование, а в случаях направле- ния материалов для проверки осуществлять надзор за законностью при- нимаемых по ним решений.
Важное предупредительное значение имеет участие прокурора в рас- смотрении дел судами. Осуществляя уголовное преследование в суде, прокурор участвует в исследовании доказательств, принимает меры к вы- явлению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, принимая участие в прениях сторон, прокурор дает общественную оценку содеянного, анализирует обстоятельства, способствовавшие его соверше- нию, что играет значительную роль в повышении воспитательно- профилактического воздействия судебного процесса.
Используемые прокурором формы и методы надзора за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказа- ние и назначенные судом меры принудительного характера, администра- циями мест содержания задержанных и заключенных под стражу имеют предупредительное значение в борьбе с рецидивной преступностью. Зна- чимость профилактической работы на данном направлении определяется ее конечным результатом: чтобы лицо после освобождения стало полно- правным членом общества.
При решении задач предупреждения преступности средствами проку- рорского надзора должно обеспечиваться взаимодействие всех направле- ний надзорной деятельности, а меры прокурорского реагирования приме- няться комплексно и целенаправленно.
Повышению эффективности профилактической работы будут способ- ствовать такие меры прокурорского реагирования, которые прежде всего
направлены на устранение нарушений закона и обстоятельств, способст- вующих их совершению. К таким формам прокурорского реагирования относятся те, которые обеспечивают:
«I* привлечение к уголовной ответственности лиц, совершивших обще- ственно опасные деяния;
* разрешение вопроса об обязательной дисциплинарной ответственнос- ти должностных лиц, виновных в нарушениях закона; •I» возмещение материального ущерба, причиненного работниками при
исполнении своих служебных обязанностей;
«I» отмену незаконных правовых актов или приведение актов в соответ- ствие с требованиями закона.
Для достижения этих целей прокурор, исходя из каждого конкретно- го случая, выносит постановление о возбуждении уголовного дела или производства об административном правонарушении; приносит протест на противоречащий закону правовой акт либо обращается в суд в по- рядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ; вносит представление об устранении нарушений закона в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные на- рушения закона; направляет информацию в органы законодательной или исполнительной власти и принимает иные меры с учетом характера нарушения закона.
Важным средством в повышении эффективности профилактической работы является использование материалов прокурорских проверок при внесении прокурорами предложений в комплексные планы по борьбе с преступностью и укреплению законности, планирование совместных ме- роприятий правоохранительных органов, доведение результатов проверок с использованием средств массовой информации до общественности, со- общение о результатах проверок на сессиях (заседаниях) представитель- ных (законодательных) органов власти и т.д.
Для успешного осуществления предупредительной деятельности про- курора важную роль играет координация деятельности правоохранитель- ных органов в борьбе с преступностью (лекция № 6).
3. Перечислите основные формы участия прокуроров в правотворчес- кой деятельности.
4. Как организуют работу прокуроры по предупреждению правонару- шений и в особенности преступлений?
5. Назовите основные формы пропаганды законов прокурорами и сле- дователями.
|