Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
За исполнением законов, а также иных направлений деятельности прокуратуры
Речь должна идти о повышении эффективности всех отраслей, участ- ков деятельности и всей многогранной деятельности прокуратуры. Толь- ко так можно добиться положительных позитивных результатов в плане укрепления законности и правопорядка. Однако руководствуясь сугубо учебными задачами, и в целях лучшего усвоения материала рассмотрим этот вопрос применительно к прокурорскому надзору за исполнением за- конов.
Прокурорский надзор за исполнением законов — это целенаправ- ленная, полезная, преобразующая, общественно необходимая государ- ственная деятельность, результатом которой является наступление оп- ределенных положительных результатов — устранение нарушений законов, реальное укрепление законности. Государство, общество заин- тересованы в том, чтобы прокурорский надзор был высокоэффектив- ным. Эффективность — основная оценочная категория прокурорского надзора за исполнением законов, равно и всей деятельности прокурату- ры. Оценочной категорией прокурорского надзора является также ка- чество.
На основе общей теории эффективности, опираясь на философскую категорию «качество», можно сформулировать соответствующие опреде- ления.
Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов — это соотношение поставленных перед ним целей и результатов их достижения. Результаты выражаются в реально достигнутом уров- не состояния законности.
Под качеством прокурорского надзора понимается совокупность свойств или состояний, его характеризующих и позволяющих су- дить о его достоинствах или недостатках.
Так, прокурорскую проверку исполнения налогового законодательства можно считать качественной, если в ходе ее проведения выявлены все допущенные нарушения законов, установлены обстоятельства, способст- вующие нарушениям, и виновные лица. Она может считаться эффектив- ной, если результатом ее проведения явится в дальнейшем снижение на- рушений налогового законодательства, т.е. наступление положительного результата.
Среди ученых и практических работников установилось понимание эффективности как степени фактического достижения какой-либо зара- нее поставленной положительной цели или нескольких целей при опти- мальных затратах сил и средств. Иными словами, понятие термина «эф- фективность» связано с действиями, приводящими к нужным результатам. Применительно к прокурорскому надзору за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, нужный результат может выражаться в уменьшении числа процессуальных нарушений, допускаемых дознавателями и следовате- лями, в повышении раскрываемости преступлений, в улучшении каче- ства следствия, что может свидетельствовать о повышении эффективно- сти этой деятельности прокуратуры. Что касается, к примеру, участия прокуроров в судах общей юрисдикции и в арбитражных судах при рас- смотрении заявлений, исков, заявленных прокурорами, то нужный ре- зультат может, в частности, выражаться в увеличении процента заявле- ний и исков, удовлетворенных судами.
По степени значимости цели прокурорского надзора за исполнением
[законов подразделяются на более высокий и более низкий уровни. В ка- честве цели первого уровня может выступать выявление нарушений зако- нов, установление обстоятельств, способствующих нарушениям, и лиц, иарушивших законы. Целью второго уровня может быть принятие проку- рором мер по фактическому устранению нарушений этих законов, спо- " обствующих им обстоятельств и привлечению к ответственности винов- ных лиц. Высшим уровнем целей (высшей целью) является укрепление законности или результативность. Могут быть сформулированы и другие цели прокурорского надзора. Выполнение целей первых двух уровней 'лужит средством достижения высшей цели.
Следует иметь в виду, что «вклад» в укрепление законности вносят кже иные отрасли и участки деятельности прокуратуры, многие дру-
гие органы, в особенности правоохранительные и контролирующие. Однако активно осуществляемый наступательный прокурорский надзор способствует активизации и совершенствованию деятельности назван- ных органов, что, в свою очередь, положительно сказывается на состоя- нии законности.
Стоящие перед прокурорским надзором цели (задачи) могут быть вы- полнены полностью или частично. На практике они обычно выполняются частично, в результате остается неполностью выполненной цель высшего уровня. Это нередко является следствием того, что ставятся нереальные цели — без учета имеющихся в наличии сил и средств.
Цели должны быть реальными. Но и реальные цели могут быть не реа- лизованы, если не принимаются активные меры к их достижению. Однако во всех случаях прокурорские работники должны нацеливаться на высоко- производительную работу.
Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов зави- сит, таким образом, от того, достигнуты ли поставленные перед ним цели, т.е. от степени достижения целей. Чем выше степень достижения цели, тем выше эффективность. Уменьшение числа правонарушений по срав- нению с предыдущим периодом может свидетельствовать о повышении эффективности прокурорского надзора за исполнением законов.
Категория «эффективность» применима также к проверке исполнения законов, к акту прокурорского реагирования (надзора) к другим надзор- ным действиям. От эффективности каждой проверки и акта реагирования в определенной мере зависит эффективность прокурорского надзора за исполнением законов. Поэтому следует стремиться к тому, чтобы все надзорные, иные действия прокурора, входящие в круг его полномочий, были максимально эффективны.
|