Основные направления повышения эффективности Т других отраслей и участков деятельности прокуратуры 1
Многие рекомендации, изложенные выше в части повышения эффек- тивности надзора за исполнением законов, вполне применимы и к другим отраслям, участкам деятельности прокуратуры. Иными словами, их реа- лизация может способствовать повышению эффективности всей деятель- ности российской прокуратуры.
Анализ работы органов прокуратуры, проводимый прокурорами раз- личных уровней и научными работниками, свидетельствует: во всех без исключения отраслях и на всех участках деятельности прокуратуры имеются значительные неиспользованные резервы. Прокурорами и сле- дователями допускаются упущения и недостатки в работе. Максимально возможное использование этих резервов, устранение упущений и недо- статков в работе уже само по себе будет способствовать повышению эффективности всей законоохранной деятельности прокуратуры. Мож- но предположить, что при этом улучшились бы многие показатели ра- боты, касается ли это качества предварительного следствия, отраслей прокурорского надзора, участия прокуроров в судах или иной деятель- ности прокуратуры.
Имеется много других возможностей (направлений) совершенствова- ния деятельности прокуратуры, повышения эффективности ее работы. В наибольшей мере этому могли бы способствовать:
»3> совершенствование подготовки кадров для органов прокуратуры в высших учебных заведениях — в учебных программах изучаемых дисциплин более предметно должна отражаться специфика работы прокурорско-следственных кадров;
< * улучшение работы по подбору и расстановке кадров в органах проку- ратуры: назначение и перемещение кадров следовало бы производить
с учетом их профессиональных качеств, не забывая, конечно, о здоро- вье и семейном положении;
совершенствование системы повышения квалификации прокурор- ско-следственных кадров как по месту их работы, так и в региональ- ных учебных центрах, в институтах повышения квалификации про- куратуры;
улучшение обеспечения органов прокуратуры нормативными актами, принимаемыми на федеральном и региональном уровнях, а также ме- тодической и иной специальной литературой;
финансирование органов прокуратуры в объемах, позволяющих нор- мально функционировать, создавая приемлемые жилищно-бытовые и служебные условия для сотрудников, оснащая прокуратуры компью- терной, криминалистической, иной техникой;
совершенствование научного обеспечения деятельности прокуратуры, особенно в части уточнения ее функций, задач, определения приори- тетных направлений деятельности, обоснования перспектив развития на ближайший период времени и на отдаленную перспективу, воору- жение прокуроров и следователей новыми, более рациональными ме- тодами и формами работы;
совершенствование взаимодействия с органами представительной и исполнительной власти, правоохранительными органами, органами контроля, иными органами, с общественностью по вопросам укрепле- ния законности и правопорядка;
совершенствование аналитической работы в органах прокуратуры как одного из средств построения работы на научной основе, т.е. с учетом состояния законности, возможностей прокуратуры и других органов по ее укреплению: речь должна идти о совершенствовании как анали- за состояния законности и правопорядка в регионах, так и анализа ра- боты собственно прокуратуры;
реальное внедрение в жизнь принципов независимости прокуроров от других государственных, иных органов при исполнении возложенных на них обязанностей, равно и неотвратимости ответственности за со вершенные правонарушения.
Контрольные вопросы
1. Что понимается под эффективностью прокурорского надзора за ис- полнением законов? Сформулируйте соответствующее определение.
2. Что понимается под качеством прокурорского надзора за исполне- нием законов?
3. Как может быть определена эффективность прокурорского надзфа за исполнением законов, всей иной деятельности прокуратуры?
|