Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Методика определения эффективности прокурорского надзора за исполнением законов
В данном случае имеются в виду методика измерения и оценка эффек- тивности прокурорского надзора за исполнением законов. Как в теорети- ческом, так и в практическом планах, определение эффективности проку- рорского надзора является наиболее сложной проблемой. Между тем объективная оценка эффективности служит средством совершенствова- ния прокурорского надзора за исполнением законов, как и всей иной дея- тельности прокуратуры. Эффективность прокурорского надзора за ис-
полнением законов может быть определена с помощью критериев оценки и показателей измерения эффективности.
Показатели позволяют производить измерение эффективности, а кри- терии — оценивать ее. Критерий — это такой измеритель (признак), ко- торый показывает, чему должен соответствовать прокурорский надзор, каким он должен быть. Он отражает предельно допустимый результат де- ятельности прокурора. Для оценки достижений каждой из целей приме- няется свой критерий. Такими критериями являются: «I» своевременность и полнота выявления нарушений законов, обстоя- тельств, им способствующих, и установление лиц, нарушивших за- коны;
•3* своевременность, полнота, адекватность и реальность реагирования на выявленные нарушения законов, обстоятельства, способствую- щие им;
•3* реальное, фактическое восстановление прав, свобод и законных инте- ресов физических и юридических лиц, государства; *5* реальное укрепление законности.
В качестве непосредственных измерителей эффективности выступают показатели, выражающиеся в конкретных цифрах. Показатели делятся на количественные (количество проведенных прокурорских проверок, в том числе и совместно или одновременно с другими органами, общее количе- ство выявленных нарушений законов, количество внесенных актов про- курорского реагирования, количество возбужденных уголовных дел, ко- личество лиц, привлеченных к ответственности и т.д.); качественные (полнота выявления нарушений законов и обстоятельств, способствую- щих им, реальное устранение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, реальное восстановление нарушенных прав, свобод и за- конных интересов физических и юридических лиц, реальное возмещение вреда, причиненного правонарушителями, и т.д.), и результативности (количество совершенных правонарушений, в том числе и преступлений за определенный период времени — квартал, полугодие, год, суммарные вредные последствия совершенных правонарушений и другие). Показате- ли результативности позволяют видеть наступившие изменения в состоя- нии законности, т.е. больше или меньше стало правонарушений по срав- нению с предшествующим периодом.
Сущность определения эффективности прокурорских проверок и ак- тов прокурорского реагирования (надзора) состоит в сопоставлении по- ставленных перед ними целей с достигнутыми в ходе их проведения (вы-
полнения) результатами. В качестве основной при определении эффек- тивности проверки выступает первая цель, а акта реагирования — вторая цель прокурорского надзора за исполнением законов.
Сущность определения эффективности прокурорского надзора за ис- полнением законов состоит в сопоставлении (сравнении) фактически до- стигнутых в оцениваемый период результатов с намечаемыми на этот пе- риод целями и с достигнутыми в предшествующем периоде результатами. Определять эффективность удобнее с помощью так называемой сопоста- вительной таблицы контрольных показателей прокурорского надзора за исполнением законов. В нее могут быть включены следующие контрольные показатели:
•5» количество проведенных прокурорских проверок; * количество выявленных и зарегистрированных нарушений законов; •> суммарные вредные последствия в виде, например, сумм причинен- ного материального ущерба, количества погибших лиц, а также лиц, получивших телесные повреждения, в том числе производственные травмы, количества погибших от рук браконьеров диких животных и т.д.;
«I» количество внесенных актов прокурорского реагирования, количе- ство проведенных аналитических мероприятий и др. Уменьшение числа контрольных показателей упрощает процесс опре- деления эффективности, но занижает точность.
Таблица позволяет наглядно видеть основные результаты деятельнос- ти прокурора предшествующего периода, которые берутся за 100% (ис- ходный пункт), результаты минувшего оцениваемого периода (фактичес- ки достигнутые) и цели, которые намечалось достигнуть. Их заполнение относительно несложно, если в прокуратуре хорошо налажен учет вы- полненной надзорной работы и совершенных в регионе преступлений. Данные сопоставительной таблицы без особых затруднений могут вво- диться в компьютер, что упрощает процесс определения эффективности. При этом принимаются во внимание не все правонарушения, а только те из них, которые нарушают права, свободы и законные интересы граждан, предприятий, организаций и государства в целом. Может быть определе- на эффективность прокурорского надзора за исполнением конкретного закона или группы законов, регулирующих однородные общественные отношения, эффективность прокурорского надзора за исполнением зако- нов на конкретном объекте (предприятии, организации, учреждении), в регионе (городе, районе, области) и в целом по стране. 396
Эффективность прокурорской проверки может быть определена про- ведением контрольной проверки; акта прокурорского реагирования (над- зора) — проверкой результативности акта реагирования или фактическо- го устранения нарушений закона Эффективность прокурорского надзора за исполнением законов на конкретном объекте может быть определена также путем проведения повторной проверки. Определяя эффективность проверок и актов прокурорского реагирования, прокуроры устанавливают тем самым качество прокурорского надзора за исполнением законов, ибо при этом используются только качественные показатели.
В зависимости от достигнутых конечных результатов, т.е. реального состояния законности, прокурорский надзор за исполнением законов мо- жет быть оценен как высокоэффективный, эффективный, малоэффек- тивный, неэффективный..
|