Международное сотрудничество органов прокуратуры
Закон о прокуратуре впервые наделил органы прокуратуры в лице Ге- неральной прокуратуры РФ значительными полномочиями по осуществле-
нию международно-правового сотрудничества. В соответствии со ст. 2 это- го Закона Генеральная прокуратура РФ — в пределах своей компетенции — осуществляет прямые связи с соответствующими органами других госу- дарств и международными организациями, сотрудничает с ними, заключа- ет соглашения по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью, участвует в разработке международных договоров Российской Федерации. Такое взаимодействие с правоохранительными и правоприменитель- ными службами, иными компетентными органами зарубежных госу- дарств, а также с соответствующими международными организациями, включая Европол и Интерпол, проводится в целях согласованности уси- лий по противодействию организованной, транснациональной, иной пре- ступности, по оказанию правовой помощи.
Это направление деятельности органов и учреждений прокуратуры по- лучило развитие и актуальность еще и в связи с конституционным закреп- лением (п. 4 ст. 15 Конституции) положения о вхождении правовой систе- мы Российской Федерации в состав общемировой правовой системы, т.е. присоединению ее к общепризнанным принципам и нормам международ- ного права, а также международных договоров. Поэтому, если междуна- родным договором РФ установлены иные правила, чем предусмотренные законом России, то применяются правила международного договора.
Прямое действие международных договоров на территории РФ, а так- же определение ими наряду с Конституцией РФ и федеральными закона- ми (ст. 3 Закона о прокуратуре) организации и порядка деятельности прокуратуры РФ, налагают на органы прокуратуры не только обязаннос- ти по надзору за их соблюдением и исполнением, но и по участию в рабо- те по их разработке.
Развитие международной деятельности Генеральной прокуратуры РФ осуществляется в соответствии с ее компетенцией по следующим направ- лениям: •I* организация международного сотрудничества в рамках Содружества
Независимых Государств (СНГ);
*> организация международного сотрудничества в рамках Совета Европы; *! * организация международного сотрудничества в рамках ООН и ряда
других международных организаций;
*> участие в разработке международных многосторонних и двусторон- них договоров и соглашений по проблемам борьбы с преступностью и оказанию правовой помощи;
»«* экстрадиция. Г)11
Осуществляется международное сотрудничество Генеральной проку- ратуры РФ в форме налаживания связей с прокуратурами других госу- дарств. Используются такие формы взаимодействия, как обмен делегаци- ями специалистов для передачи опыта, консультации по правовым вопросам, научные и научно-практические конференции, семинары, встречи Генеральных прокуроров и другие.
Правовую базу международной деятельности прокуратуры РФ состав- ляют международно-правовые акты: договоры, конвенции, декларации, соглашения, заявления, обращения, иные документы, в том числе про- должающие действие в порядке правопреемства Россией договоры, за- ключенные СССР со многими странами, подтверждающие их действие до заключения новых договоров.
Во взаимодействиях со странами СНГ следует выделить Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, заключенную в г. Минске 22 января 1993 г., кроме того — Соглашение между Генеральными прокурорами государств-участников Протокол к данной конвенции о порядке сношений компетентных учреж- дений при выполнении процессуальных, а также иных действий по уголов- ным делам, вступивший в действие с января 2001 года.
Согласно требованиям этих международно-правовых актов поручения о выполнении процессуальных и иных действий, проведение которых в соответствии с законодательством запрашивающей договаривающейся стороны санкционировано прокурором (судом), направляются для испол- нения на территории запрашиваемой договаривающейся стороны проку- рором, осуществляющим надзор за следствием и дознанием по уголовно- му делу, по которому дается поручение.
Поручения по вопросам выполнения действий, требующих санкции прокурора (суда) адресуются прокурору, осуществляющему надзор за со- блюдением законов органом следствия и дознания, к компетенции кото- рого относится выполнение действий. В случаях, когда точное место вы- полнения процессуальных и иных действий не известно, поручение направляется в адрес Генеральной прокуратуры, не имеющей областного деления, или же прокуратуры области (приравненной к ней прокурату- ры), на территории которой они должны выполняться.
С момента вступления России в Совет Европы, а также подписания и ратификации Европейских конвенций «О взаимной правовой помощи по уголовным делам» 1959 года и «О выдаче» 1957 года и соответствующих протоколов к ним, которые для Российской Федерации вступит! ч силу
9 марта 2000 года, Генеральной прокуратурой РФ выполняется значи- тельный объем работы, как по реализации программы этого Совета, так и по оказанию взаимной правовой помощи и экстрадиции с европейскими странами.
В соответствии с Конвенцией 1959 года к вопросам оказания правовой помощи относятся:
*3» исполнение судебных поручений, касающихся уголовных дел, в целях получения свидетельских показаний или передачи вещественных до- казательств, материалов или документов;
•> вручение судебных повесток и постановлений о явке в суд запраши- вающей стороны свидетелей, экспертов и обвиняемых; •> передача выдержек из судебных материалов, информации о них, не- обходимых для рассмотрения уголовного дела;
< * информирование государств-участников Конвенции о вынесении об- винительных приговоров и принятии последующих мер в отношении их граждан.
В феврале 2000 г. Европейская Комиссия по проблемам преступнос- ти Совета Европы разработала типовую форму запроса о правовой по- мощи, в соответствии с которой запрос должен содержать ряд обяза- тельных требований, в том числе наименование запрашивающего государства и органа, дату запроса, предмет запроса и т.п. реквизиты. Запрос может также содержать просьбу к запрашиваемой стороне, под- твердить получение запроса и сообщить дату, к которой можно ожидать ответы.
При оказании правовой помощи на основании Конвенции 1959 г., обращающемуся с просьбой иностранному государству может быть от- казано: * если просьба касается преступления, которое запрашиваемая сторона
считает политическим или связанным с политическим; < • если запрашиваемая сторона считает, что выполнение просьбы может нанести ущерб суверенитету, безопасности, общественному порядку или другим существенно важным интересам страны; •5» если преследование или исполнение решения по делу невозможно ввиду истечения срока давности в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иные случаи.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 25 октября 1999 г. о ратификации Конвенции «О выдаче» 1957 г. Генеральная прокуратура РФ является органом Российской Федерации, к компетенции которого отне- 376
сено решение вопроса о выдаче. Указанным Федеральным законом, пре- дусмотрена возможность судебного обжалования лицом решения компе- тентного органа о его выдаче иностранному государству. Данная нова- ция, также как возможность отказа в экстрадиции в связи с политическим характером преступления, по поводу которого поступил запрос, отличают Конвенцию 1957 г. от Минской конвенции 1993 г. и обязывает распрост- ранять содержащиеся в ратифицированной Конвенции стандарты на вза- имоотношения со странами СНГ.
Выполнение поручений на территории России в порядке оказания правовой помощи производится с соблюдением действующих законов, надзор за исполнением которых также осуществляется прокуратурой. Особенно это касается таких действий, как задержание, заключение под стражу лица, выдача которого требуется, освобождение из-под стражи.
Прокуратура, используя полномочия по взаимодействию с зарубеж- ными странами, кроме обращений об оказании правовой помощи по уго- ловным делам, вправе обращаться к компетентным органам сотруднича- ющих с Россией стран и по иным вопросам: <» о предоставлении сведений об установлении адресов, места работы и
доходов лиц, к которым предъявлены имущественные требования в
установленном законом порядке; »> о признании, исполнении судебных решений по гражданским делам и
другим.
В Генеральной прокуратуре РФ с 1996 г. функционирует международ- но-правовое управление, выполняющее основную работу по всем направ- лениям международного сотрудничества прокуратуры РФ, включая во- просы экстрадиции. Исполнение поручений об оказании правовой помощи, подготовка поручений об оказании правовой помощи, а также подготовка таких поручений для направления в иные страны возлагается на подразделения (отделы, управления) Генеральной прокуратуры РФ. Эти подразделения в пределах своей компетенции исполняют непосред- ственно поступившие поручения, или же организуют такое исполнение нижестоящими прокурорами, органами МВД, ФСБ, налоговой полиции, иными правоохранительными органами, либо подготавливают поручения об оказании помощи.
Особое внимание в международной деятельности прокуратуры уде- ляется формированию надежной системы антикриминального взаимо- действия в рамках Совета Генеральных прокуроров СНГ. Совет создан в целях укрепления сотрудничества органов прокуратуры в сфере обеспе-
чения законности, борьбы с транснациональной преступностью в СНГ, обмена необходимой информацией, оказания взаимной помощи по кон- кретным вопросам, выработки единой политики по соглашениям право- охранительного характера. Для успешной организации его работы в 1997 г. образована постоянно действующая исполнительная группа из числа представителей прокуратур СНГ — Секретариат Координацион- ного Совета.
Деятельность Координационного Совета, в первую очередь, направ- лена на воплощение Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью, а также иными видами опас- ных преступлений на территории государств-участников СНГ, на реали- зацию Концепции взаимодействия государств-участников СНГ по борь- бе с преступностью, которая одобрена решением глав государств СНГ 2 апреля 1999 г.
Генеральная прокуратура России является одним из инициаторов и ак- тивным участником учрежденной в 1996 г. Международной ассоциации прокуроров (МАЛ), объединяющей органы прокуратуры 37 стран мира, которая ставит своей главной задачей налаживание тесного сотрудниче- ства прокуратур всех государств мирового сообщества.
Кроме многосторонних международных соглашений, прокуратура РФ укрепляет двусторонние связи с отдельными государствами. Особо следует выделить быстро развивающиеся связи между прокуратурами России и Китайской Народной Республики, результатом которых стало подписание двустороннего соглашения о сотрудничестве, проведение совместного со- вещания приграничных прокуроров двух с гран, подписание протокола о взаимоотношениях между органами прокуратуры России и КНР в пригра- ничной зоне.
Представитель Генеральной прокуратуры РФ участвует в работе Меж- дународного Трибунала в Югославии. Усилиями нашей прокуратуры раз- вивается сотрудничество с прокуратурами Финляндии, Швейцарии, Шве- ции, Кипра, Монголии, Вьетнама, Венгрии и ряда других государств. Налажено взаимодействие с прокуратурами Англии, Франции и Германии.
|