Расследование преступлений органами прокуратуры
Предварительное расследование производится в форме предвари- тельного следствия либо в форме дознания. При наличии признаков преступления, по которому производство предварительного следствия обязательно, орган дознания возбуждает уголовное дело и производит в течение 15 суток неотложные следственные действия. По делам, по ко- торым производство предварительного следствия необязательно, орган дознания возбуждает дело и производит расследование в полном объе- ме. Предварительное следствие обязательно по всем делам, за исключе- нием преступлений, исчерпывающе перечисленных в уголовно- процессуальном законодательстве (в ст. 150 УПК РФ}.
Предварительное следствие производится следователями прокурату- ры, органов федеральной службы безопасности, органов внутренних дел РФ, органов налоговой полиции. Организационное разделение следовате- лей и разграничение их компетенции объясняются историческими усло- виями формирования следственного аппарата в стране.
В 1860 г. предварительное следствие было изъято из ведения полиции и передано органам юстиции, были учреждены судебные следователи, которые и стали осуществлять предварительное следствие.
После 1917 г. предварительным расследованием занимались следст- венные комиссии Военно-революционных комитетов. Характерной осо- бенностью деятельности следственных комиссий было коллегиальное проведение расследования.
В 1920 г. учрежден институт единоличных следователей: при совете народных судей (города, уезда, губернии) состояли народные следовате- ли; при отделах юстиции губернских исполкомов — особые следователи по важнейшим делам; при народном комиссариате юстиции — следова- тели по важнейшим делам.
В 1928 г. следственный аппарат был передан в полное подчинение прокуратуры. В 1929 г. военные следователи были переданы в состав во- енных прокуратур.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21.07.61 право про- изводства предварительного следствия предоставлено следователям ор- ганов государственной безопасности (ныне органы Федеральной служ- бы безопасности РФ), а Указом от 06.04.63 — следователям органов охраны общественного порядка (ныне органов внутренних дел). Феде- ральным законом от 15 ноября 1995 г. «О внесении изменений и допол- нений в Закон Российской Федерации «О федеральных органах налого- вой полиции» и УПК РСФСР предусмотрено право производства предварительного расследования и следователями федеральных органов налоговой полиции.
Несмотря на организационное разделение следователей, их деятель- ность едина и специфична по своей юридической природе, задачам, принципам и содержанию.
Следователи прокуратуры производят предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных уголовно-процессуальным законода- тельством к их компетенции. Кроме того, следователи прокуратуры должны производить дознание по уголовным делам об умышленном при- чинении средней тяжести вреда здоровью, умышленном причинении лег- кого вреда здоровью и о других преступлениях, предусмотренных в п. 1 ч. 3 ст. 150 УПК РФ, совершенных членом Совета Федерации, депутатом Государственной Думы, прокурором, следователем, адвокатом, должно- стными лицами органов внутренних дел Российской Федерации, органов налоговой полиции, органов федеральной службы безопасности и други- ми лицами, указанными в подпункте «в» пункта 1 части второй статьи 151 и в статье 447 УПК РФ. Предварительное расследование могут про- водить прокуроры района, города, их заместители, приравненные к ним прокуроры и вышестоящие прокуроры. Законом о прокуратуре определе- на структура следственного аппарата прокуратуры.
В соответствии с приказами Генеральной прокуратуры РФ, Минис- терства внутренних дел РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Департамента налоговой полиции РФ при расследовании сложных уго- ловных дел о преступной деятельности межрегиональных организован- ных групп; большого объема следственных действий и оперативно- розыскных мероприятий, которые необходимо провести по многоэпизод- ным уголовным делам; реализации в рамках конкретного уголовного дела оперативных материалов разных правоохранительных органов либо в случаях отнесения преступления к альтернативной подследственности создаются совместные следственно-оперативные группы (бригады) этих
органов. В целях раскрытия убийств созданы и действуют на постоянной основе следственно-оперативные группы, в которые входят следовате- ли органов прокуратуры и работники оперативных подразделений ор- ганов внутренних дел.
В отдельных случаях, исходя из сложности дела и объема следствен- ных действий по нему, следственные группы создаются лишь из числа следователей органов прокуратуры.
Следователи органов прокуратуры в административном отношении подчинены прокурорам. Однако это не означает ущемления их процессу- альных функций, к которым относятся: <» принятие, проверка сообщений о преступлениях, принятие решений
по результатам рассмотрения сообщений о преступлениях; »»• исследование обстоятельств дела; »1» обвинение в совершении преступления; «I» ограждение граждан от неосновательного обвинения в совершении
преступления;
< * обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного пре- ступлением, и исполнения приговора в части конфискации имущества; *> пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств,
способствующих совершению преступления; •> розыск обвиняемых, место нахождения которых неизвестно; •5* разрешение уголовных дел.
Деятельность следователя осуществляется в трех стадиях: возбуждения уголовного дела, предварительного расследования и возобновления дел по вновь открывшимся обстоятельствам.
Следователь — самостоятельный субъект уголовно-процессуальной деятельности, несущий определенные обязанности и обладающий оп- ределенными правами, которые определены законом. Следователю про- куратуры никто, кроме прокурора, не вправе давать указания по уголов- ному делу. Постановления следователя, вынесенные в соответствии с законом по находящимся в его производстве уголовным делам, обяза- тельны для исполнения всеми органами, должностными лицами и граж- данами. При производстве предварительного следствия все решения о направлении следствия и о производстве следственных действий следо- ватель принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда зако- ном предусмотрено получение санкции от прокурора и судебного реше- ния, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение. 372
В процессе расследования взаимоотношения следователя с прокуро- ром носят не административный, а процессуальный характер. В случае несогласия следователя с указаниями прокурора о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступления и об объеме обви- нения, об избрании меры пресечения либо отмене или изменении меры пресечения, избранной следователем в отношении обвиняемого; об отказе в даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иных процессуальных действий; о направлении дела в суд или его прекращении; об отводе следователя или отстранении его от дальнейшего ведения следствия следователь вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений. В этом случае прокурор или отменяет указание ниже- стоящего прокурора, или поручает производство следствия по этому делу другому следователю.
Прокурорский надзор за следствием не только не лишает следователя самостоятельности и не умаляет его авторитета, а напротив, обеспечивает всестороннее, полное и объективное исследование обстоятельств дела.
При производстве предварительного следствия следователь вступает в [.правоотношения с органами дознания, на которые возложено принятие ро- зыскных и оперативно-розыскных мер для установления лица, совершив- шего преступление. Следователь по расследуемым им делам в соответст- вии с уголовно-процессуальным законодательством может давать органам дознания в письменном виде обязательные для них поручения: о проведе- нии оперативно-розыскных мероприятий; о проведении розыскных дейст- вий; об исполнении постановлений о задержании, о приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также получать содействие •< при их осуществлении.
Взаимодействие следователей с работниками органов осуществляю- 1щих оперативно-розыскную деятельность, не означает слияние процессу- Ьальной и оперативно-розыскной деятельности. Каждый из них действует Гв пределах своей компетенции, присущими им способами, методами и 1средствами.
|