Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Возбуждение прокурором производства по делу об административном правонарушении
Вступивший в силу с 1 июля 2002 года КоАП РФ значительно рас- ширил диапазон деятельности прокуроров в сфере преследования лиц,
1 СЗ РФ. 2002 № 1 (ч.1). Ст. 1; № 18. Ст. 1721.
совершивших административные проступки. Так, статья 28.4 Кодекса прямо допускает вынесение прокурором соответствующих постановле- ний при выявлении проступков, наказуемых в соответствии с восемнад- цатью статьями КоАП РФ (нарушения в сфере избирательного права, в области дорожного движения, связи и информации и ряд других), при- чем субъектами правонарушений в некоторых из них выступают не только должностные лица (довольно широкое толкование этого поня- тия, приведенное в приложении к ст. 2.4 Кодекса, уже само по себе яв- ляется дополнительным стимулом для активизации прокурорами дея- тельности на рассматриваемом участке), но и граждане с юридическими лицами. Более того, ст. 28.4 КоАП РФ предусматривает, что при осуще- ствлении надзора за соблюдением Конституции Российской Феде- рации и исполнением законов, действующих на территории Россий- ской Федерации (то есть как федеральных законов, так и законов субъектов Российской Федерации — прим. автора), прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонаруше- нии, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодек- " сом или законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, в сфере внимания прокуроров оказывается весь законодательный массив, устанавливающий ответственность за совершение административных правонарушений для любой из названных категорий правонарушителей. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что ст. 25 Закона
прокуратуре в части оснований инициации прокурором процедуры привлечения виновных к административной ответственности, вступая в противоречия со ст. 28.4 КоАП РФ и ограничивая круг субъектов пре- Ьледования, не подлежит применению.
Вместе с тем, не следует упускать из виду норму пункта 1 ст. 21 Фе- дерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», согласно соторой при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не должны подменять иные государственные органы,
' есть вынесение прокурором постановления о возбуждении производ- ства по делу об административном правонарушении в обычных условн- ое (кроме прямо закрепленных за прокурором в КоАП РФ отдельных хэставов административных правонарушений) является мерой исключи- ельной, когда уполномоченное на то должностное лицо органа админи- : тративной юрисдикции по тем или иным причинам (нежелание, укры- штельство факта правонарушения, слабое знание правовых оснований и '.д.) не в состоянии инициировать процедуру привлечения к админист- > ативной ответственности соответствующего правонарушителя.
В этой связи достаточно парадоксальным следует признать тот факт, что ст. 17.7 КоАП РФ, предусматривающая ответственность за невыпол- нение законных требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных законом, не отнесена к числу тех статей, преследование за нарушение которых является прямой обязанностью прокурора. В самом деле, кто как не сам прокурор сможет оценить степень выполнения своих законных требований тем или иным субъектом и принять соответствую- щие меры в отношении того, кто препятствует реализации прокурорами и следователями своих полномочий.
|