Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Групповая структура






2-й блок модели групповой эффективности — групповая структура (ясные цели, мотивированные задания, оптимальное количество чле­нов группы, четкое распределение ролей, достаточное время деятельности, групповая культура, групповые нормы).

Если под ясными целями имеется в виду видение членами группы общих перспектив ее развития, то мотивированные задания — это те способы, с помощью которых группа способна свои цели реализовать.

Оптимальное количество предполагает, во-первых, некоторый обязательный набор теоретических знаний и практических навыков, необходимых группе для успешного решения поставленных задач. Во-вторых, группа должна насчитывать ровно столько людей, сколько необходимо для работы по данной проблеме. Когда группа становится слишком большой, много времени начинает занимать координация внутри-групповых действий; к тому же интерес членов группы к процессу ослабевает.

Четкое распределение ролей — это осознание каждым членом груп­пы того, какую роль он выполняет и чего ожидают от этой роли другие члены группы. Например, в группе медсестер четкое распределение ролей перед операцией означает, что члены группы знают, кто из них будет ассистировать хирургу, кто — подавать инструменты, кто — следить за приборами и кто — выполнять бумажную работу.

Здесь следует учесть, что роли в " чистом виде" встречаются крайне редко, обычно это комбинация действий, которая определяется:

формально определенной ролью, индивидуальными особенностями личности, персональным пониманием роли, ожиданием окружающими ее исполнения, межличностными отношениями в группе.

Под достаточным временем понимаются два типа времени — " производственное" и " процессуальное". В течение " производственного" времени группа готовится к производству и производит некоторый то­вар или услугу; в течение " процессуального" времени — обсуждает, как данное производство может быть улучшено.

Групповая культура — это в широком понимании термина набор принципов и ценностей, которые все члены группы разделяют и которых придерживаются. Чем больше таких принципов и ценностей, тем большим потенциалом для эффективной работы группа обладает.

Непосредственно для фасилитаторского процесса наибольшее зна­чение имеет поддержка членами группы таких обозначенных выше принципов, как валидная информация, свободный и компетентный выбор, внутренняя ответственность за этот выбор.

Групповые нормы дают представление по поводу того, как можно и как нельзя себя вести, разделяемые всеми или большинством членов группы, например:

□ когда кто-то намеревается покинуть на какое-то время свое рабочее место, нужно поставить об этом в известность членов группы;

а нельзя передавать негативную информацию о ситуации в группе " нечленам" группы;

а на работу нужно ходить в костюме и галстуке;

а нельзя критиковать начальника в присутствии подчиненных и т. д.

Нормы могут существовать во многих направлениях групповой деятельности, в том числе таких, как способы принятия решений и методы управления конфликтами. Нормы помогают лучше структурировать групповые процессы.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал