![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процедурные технологии паблик рилейшнз. Медиация
Медиация — это процедура прогрессивного вмешательства в конфликт, в ходе которой его участники с помощью нейтрального посредника (медиатора) планомерно выявляют проблемы и пути их решения, ищут альтернативы и пытаются достичь приемлемого соглашения, которое соответствовало бы их интересам. Имеет смысл сразу же заметить, что у медиаторской процедуры много общего с технологией фасилитации. Более того, иногда фасилитатора называют медиатором и наоборот. Разница же заключается в следующем: МЕДИАЦИЯ Означает " встать между" (двумя или более группами или личностями) Медиатор может работать со сторонами как вместе, так и раздельно Задача медиатора — разрешить конфликт, который стороны затрудняются разрешить самостоятельно Медиатор в большей степени контролирует процесс, чем члены групп ФАСИЛИТАЦИЯ Означает " сделать легким" (для группы — быть эффективной) Фасилитатор работает в присутствии всех членов группы Фасилитатор: а) работает не обязательно в конфликтной ситуации, б) его основная цель — улучшение процесса групповой работы Фасилитатор всегда контролирует процесс вместе с членами группы Итак, медиацию (посредничество) в первую очередь следует понимать как процесс, позволяющий продвигать конфликт в сторону его разрешения. Медиация — это целенаправленное вмешательство, способное сначала ослабить конфликт, затем подготовить почву для принятия взвешенных решений и, наконец, разрешить некоторую проблему. Даже если не все элементы спора разрешаются, существующий конфликт с помощью медиации может быть лучше понят его участниками и переведен на управляемый уровень. Медиация идеально подходит для разрешения спорных ситуаций, имеющих в основе значительное число проблем и предполагающих продолжение взаимоотношений сторон, поскольку она способна создать модель взаимодействия, пригодную для разрешения будущих конфликтов. Важно подчеркнуть, что медиация представляет собой в большей степени интерактивный процесс и в меньшей — обычное межличностное взаимодействие. Разумеется, особенности индивидуального поведения участников, способные вызвать проблемы, могут быть обсуждены. Однако в том случае, если они не блокируют процесс медиации, личность не является главным фокусом данной процедуры. Медиация в большей степени концентрируется на том, как стороны будут разрешать конфликт и составлять план действий, чем на углублении в личные истории и проблемы. Медиатора должно больше интересовать настоящее и будущее, нежели прошлое. В фокусе медиации — постановка задач, ведущих к достижению желаемой цели. Она ориентирована преимущественно на результаты и лишь отчасти на выявление внутренних пружин конфликта. Доверие и конфиденциальность между вовлеченными в процесс сторонами —необходимое условие эффективной медиации. В то же время построение доброжелательных отношений между участниками, равно как и между ними и медиатором, является лишь вспомогательным средством, но вовсе не целью посреднической процедуры, которая ориентирована на решение конкретных задач. Медиация не замещает и не исключает существующие теории поведения и терапии — долгосрочные методы психологического воздействия могут применяться параллельно с медиацией. Точно так же в процессе медиации не отпадает необходимость в правовых и иного рода консультациях. Основные цели медиации заключаются в следующем: • разработать план будущих действий (проект соглашения), который участники смогли бы принять за основу; • подготовить участников к тому, чтобы они в полной мере осознавали последствия собственных решений; • нейтрализовать беспокоящие и иные негативные эффекты конфликта за счет помощи участникам в разработке приемлемой для них резолюции. Медиация помогает: • ослабить препятствия, мешающие эффективной коммуникации между участниками; • максимизировать возможности исследования альтернатив; • учесть интересы всех вовлеченных в процесс сторон; • создать модель для разрешения конфликта в будущем. Медиация, наконец, не есть что-то дидактическое, это своего рода эксперимент, когда некоторый набор навыков и технологий выборочно в зависимости от ситуации используется профессионалами.
|