Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Промышленных предприятий
Комплексное использование фасилитаторских технологий можно проследить на примере ряда отраслей немецкой экономики 80—90-х годов XX в. Серьезные экономические, технические и социальные трудности, с которыми столкнулась Германия в процессе разрушения принципов традиционного " тэйлористско-фордистского" массового производства, сделали актуальной проблему качественного изменения схемы взаимодействия " верхнего" и " нижнего" производственных звеньев. Потребовался эффективный механизм, позволявший совместно обсуждать и решать такие вопросы, как гибкий рабочий график, оценка работы, повышение квалификации, техническая и трудовая организация. На повестку дня вышла и еще одна важная проблема — повышения эффективности использования человеческих ресурсов за счет прямого участия менеджеров среднего и низового звена, а также рядовых рабочих в решении управленческих задач. Формой такого участия стала работа в кружках качества и рабочих группах (в американских источниках последние обозначаются как " T-groups" — тренинговые группы). И те и другие представляли собой не что иное, как использование методик фасилитации в целях решения тех или иных производственных проблем. Известно, что кружки качества, нацеленные на повышение групповой эффективности и усиление прямого рабочего участия в управлении, впервые возникли в Японии еще в 70-е годы. Их успех специалисты объясняли тем, что кружки качества позволяли лучше использовать знания работников, одновременно усиливая их мотивацию на увеличение производительности и улучшение качества продукции. Кружок качества японского образца представлял собой малую группу из 6—12 работников, имеющих одинаковые или схожие задания. Эта группа периодически собиралась для выявления существующих в производственном подразделении проблем и выработки рекомендаций руководству. Обсуждение велось лидером группы. В Германии кружки качества стали возникать во второй половине 80-х годов в компаниях промышленного сектора и сферы обслуживания. К концу десятилетия насчитывалось около тысячи компаний, имеющих кружки качества, а их общее количество достигало 2—3 тыс. Внедрение системы кружков качества внесло существенные изменения в прежде авторитарную систему управления на предприятиях с массовым производством, где работники фактически не допускались к участию в управлении. Право голоса в кружках качества открыло перед ними перспективы дополнительного общения, сотрудничества, значительного влияния на структурирование условий труда. Следует заметить, что вначале рабочие советы предприятий и отраслевые профсоюзы находили причины для скептицизма по отношению к кружкам качества и оспаривали тот факт, что они мотивировали работников к дальнейшей рационализации и интенсификации их деятельности. Однако практический опыт кружков качества и, самое главное, принятие их работниками, во-первых, изменили скептическое отношение к прямому участию, а во-вторых, открыли путь к заключению специальных соглашений на уровне заводов, которые стали возможными как раз в результате функционирования кружков качества. Анализ соглашений, заключенных на предприятиях автомобильной и химической промышленности, показал, что там, где были введены кружки качества, права рабочих советов на информацию и участие в принятии решений, ранее существовавшие на бумаге, теперь были реализованы в действительности. Причем сама процедура внедрения кружков качества с обсуждением вопросов участия в них различных категорий работников, времени проведения собраний, специальной подготовки лидеров-ведущих превращалась в полезную и многогранную деятельность, в основе которой лежал постоянный диалог между руководством предприятий и рабочими советами. В дальнейшем, в 90-х годах процедуры участия через кружки качества были расширены введением в практику концепции " общего руководства качеством", предусматривающей непрерывность процедуры его улучшения. Эта непрерывность предполагала движение от отдельных и временных формирований, каковыми являлись кружки качества, в сторону систематической работы в командах — полуавтономных рабочих группах, где применялись бы более продвинутые формы фасилитации. Другими словами, был сделан шаг к новым формам организации труда. Концепция работы в команде на многих предприятиях, в особенности автомобильной промышленности, стала восприниматься как ключевая категория и даже " магическая формула". Что же касается степени и конкретных форм внедрения, то они, разумеется, различались. Скажем, на заводах компании " Опель" в 1990 г. была организована 71 группа с 800 участниками, использовавшими методы командной работы. К 1993 г. уже более половины рабочих были собраны в подобные группы, а опыт деятельности командами распространился на все предприятия " Опеля". В это же время на заводах компании " Мерседес-Бенц" в проектах работы командами участвовало примерно 10% рабочих (всего около 10 тыс.). Однако ко второй половине 90-х в такую работу включилось до 50% всех рабочих основных производств. Следует подчеркнуть, что с начала 90-х годов на крупных автомобильных предприятиях даже переговоры между руководством и рабочими советами по вопросам заключения внутризаводских соглашений проводилось в форме деятельности команд, где с помощью методов фасилитации отрабатывались сигнальные проекты. Наряду с автомобильными предприятиями работа командами стала популярной и в компаниях других сфер, в частности металлургической. Например, в конце 80-х годов Ассоциация работодателей и профсоюз работников металлургической промышленности пришли к соглашению по вопросу поддержки групповой работы. Вот что говорилось в рекомендациях Ассоциации работодателей по внедрению новых рабочих схем: " Старайтесь создавать команды на основе четких подразделений. Образуйте небольшие группы, обеспечивающие обмен информацией и качество реагирования. Малые квалифицированные рабочие группы, члены которых пришли к соглашению между собой и организовывают эффективную работу, могут оказаться предпочтительнее высокотехнологичной системы..." Итак, в большинстве случаев работа команд рассматривалась как новая форма организации труда и предусматривала процесс решения некоторых заданий группой численностью от 5 до 15 работников. В глобальном плане задания направлялись на расширение параметров трудовой деятельности, объединение в единый комплекс основной и второстепенной работы, включение функций регулирования и координации. Если же говорить о конкретных действиях, то в качестве таковых выступали оптимизация внутреннего распределения работ, установка перерывов, улучшение техники безопасности, преодоление жесткого разделения труда, согласование отпусков и выходных, планирование использования техники в рамках заданной программы и т. д. Права и функции команд определялись специальными соглашениями на уровне предприятий. Так, на предприятиях " Опеля" на усмотрение группы отдавались такие вопросы, как выбор тем для обсуждения, а также состав лиц, приглашенных на групповые встречи. В компании " Мерседес-Бенц", наоборот, эти вопросы подлежали предварительному согласованию с руководством. На заводах компаний " Форд", " БМВ", " Фольксваген" соглашения не содержали подобных ограничений, там говорилось о зависимости групповых обсуждений от " сложившейся ситуации". А вот как в заводских соглашениях определялась функция группового лидера (в немецкой практике термин " фасилитатор" не использовался, хотя в реальности " групповой лидер" выполнял именно фасилитаторские функции): " Группы представлены групповыми лидерами. Они ведут обсуждение, вместе с членами групп, организуют распределение заданий внутри группы и осуществляют необходимые группе контакты с людьми, не входящими в нее. Они не имеют дисциплинарных прав и права на директивы внутри группы. Наравне со своими обязанностями группового лидера они продолжают участвовать в рабочем процессе..." (" Мерседес-Бенц"). " Групповой лидер представляет группу во внешних и внутренних отношениях. Он действует от имени группы и не имеет права на директивы или дисциплинарные взыскания. Кроме того, что он участвует в работе группы, лидер имеет следующие задания: мотивировать группу, разрешать противоречия, поощрять обмен информацией, поддерживать мастера, вести групповые обсуждения. Групповой лидер располагает необходимым для решения его задач временем..." (" Опель"). Групповые лидеры избирались из членов групп открытым или тайным голосованием по предложению членов групп или руководства предприятий. Регулирование групповой работы через институциализацию групповых обсуждений и групповых лидеров создало твердую основу для развития у работников предприятий способности осознавать и представлять себя принадлежащими к некоторой группе единомышленников; эта способность вводила в производственную и социальную организацию предприятия новый элемент участия и, следовательно, увеличивала участие в целом. В процессе внедрения форм групповой работы на автомобильных предприятиях руководство действовало в тесном контакте с рабочими советами, принимая во внимание их интересы. По мнению ряда экспертов, это позволило произвести коренные перемены в организации труда наиболее разумным и эффективным образом, получить экономический эффект и обеспечить рост производства. Кроме того, сократилось количество рабочих, отсутствующих по болезни, возросло число конструктивных предложений. В то же время выявились и негативные мнения: отмечались дополнительные затраты времени и излишняя суета, которые рассматривались как следствия введения групповой работы. В целях нейтрализации этих претензий руководство и рабочие советы предприятий проводили специальные семинары по обучению работников технологиям решения проблем и развитию у них коммуникативных навыков.
|