Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В условиях реализации крупных социально-экономических проектов
При ПР-обеспечении любого крупного социально-экономического проекта необходима целевая работа с группами, от которых в той или иной степени этот проект зависит. Одной из таких групп, как правило, являются журналисты, которые занимаются формированием общественного мнения вокруг проекта. Однако не всегда понятно, из чего журналисты исходят в своей работе, в какой информации нуждаются и что нужно сделать, чтобы данная информация работала не " против" проекта, а " за" него. Ответы на эти вопросы была призвана дать групповая фасилитация, проводившаяся в начале 1997 г. с редакторами городских и районных газет Тверской области по инициативе компании, которая осуществляла проект создания высокоскоростной магистрали (ВСМ) между Москвой и Санкт-Петербургом. I. На первом этапе фасилитаторского процесса (для журналистов он был назван деловой игрой " Вслух о наболевшем") ставилась задача выяснить понимание участниками общих принципов объективной подачи материалов в средствах массовой информации, а затем определить, какие из этих принципов в наибольшей После опроса ведущим-фасилитатором всех участников был составлен рейтинг различных принципов объективности. Ведущими для данной аудитории принципами стали: • никогда не опираться на популистские высказывания, быть исследователем проблемы; • глубоко прорабатывать тему, давать реальную оценку положения дел и общественного мнения; • обеспечивать максимальную информативность материалов. Участники согласились следовать этим принципам в ходе дальнейшей работы на семинаре. II. На втором этапе фасилитации ее участникам было предложено вести дальнейшую работу по конкретной проблеме — проекту строительства на территории области высокоскоростной магистрали (ВСМ). Далее задание формулировалось фасилитатором так: объективность предполагает исследование проблемы, т. е. изучение всех " за" и " против". Пусть каждый участник обсуждения назовет возможные, с его точки зрения, позитивные и негативные последствия строительства ВСМ. При этом фасилитатор стремился, чтобы никто из участников не проявил одностороннего подхода и полностью выполнил предложенное задание. В числе потенциальных позитивных последствий строительства ВСМ назывались следующие: • научно-технический прогресс, более современное решение транспортной проблемы; новые рабочие места (данные позиции набрали наибольшее число голосов участников семинара); • регион перестанет быть " глубинкой"; • приток инвестиций; • экономический эффект для региона; • развитие социальной инфраструктуры региона; • улучшение демографической ситуации. В качестве возможных негативных последствий строительства ВСМ выявились следующие: • отрицательное воздействие на окружающую среду (наибольшее число голосов): загрязнение среды, исключение земель из сельхозоборота, опасность высыхания водоемов и утраты стратегического запаса питьевой воды, угроза гибели флоры и фауны; • неоправданно большие и несвоевременные финансовые затраты, дисбаланс эффекта от ВСМ и затрат на нее (второй, по значимости негативный фактор); • экономическая неготовность проекта; • опасность уничтожения археологических памятников (в первую очередь курганов с захоронениями); • потеря старых рабочих мест; • нарушение сложившегося единства хозяйственных субъектов; • это будет дорога для избранных. III. На третьем этапе, после определения негативных и позитивных факторов строительства ВСМ участники семинара были разбиты на четыре группы, двум из которых предлагалось написать короткий материал с обоснованием позитивных последствий строительства ВСМ, а двум— негативных. Участники пришли в замешательство, а затем выразили сомнение в своей способности выполнить поставленную задачу, сославшись на свою низкую информированность. Тогда фасилитатор выдвинул следующее предложение: в целях лучшего информирования провести здесь же пресс-конференцию представителя РАО " ВСМ". (Здесь следует подчеркнуть, что на фасилитаторскую сессию по вопросам, требующим специальных знаний, целесообразно привлекать эксперта — специалиста, который по просьбе фасилитатора мог бы давать квалифицированные комментарии по обсуждаемому предмету или сообщать необходимую информацию. В случае с ВСМ участие эксперта было предусмотрено заранее, и в нужный момент он включился в процесс фасилитации.) Пресс-конференция вызвала интерес и продолжалась около часа, тем не менее объем информации, равно как и информированность самого представителя РАО " ВСМ", были признаны недостаточными. После этого фасилитатор скорректировал задание: пусть две группы обозначат проблемы, решение которых способствовало бы минимизации негативных последствий строительства ВСМ; а две укажут факторы, учет которых поможет максимизировать положительные результаты. Это задание было принято участниками, в процессе дальнейшей работы они подготовили четыре проблемных блока (обозначим их условно буквами А, Б, В и Г). БлокА Для уменьшения негативных последствий нужно: 1) " снять завесу" тайны по вопросу строительства. Организовать конкурс на стадии проектирования с максимальным обеспечением доступа к информации. Задействовать общественную защиту лучших проектов для изменения общественного мнения; 2) на последующих этапах сделать приоритетными вопросы инфраструктуры, жизнеобеспечения территорий, исключения экономического и морального ущерба для жителей; 3) учитывая масштабность строительства ВСМ, активнее отражать эту тему в СМИ, популяризировать наиболее привлекательные идеи проекта, вести массированный поиск союзников; 4) по возможности обеспечить сохранность особо ценных территорий с точки зрения археологии и экологии; 5) сохранить целостность во взаимодействии хозяйственных субъектов территории за счет сооружения дополнительных подъездных путей, переходов; 6) провести прогнозирование возможных негативных последствий глобального уровня в ходе строительства ВСМ. Блок Б Что надо сделать для минимизации потерь от строительства ВСМ: 1) провести конкурс проектов; 2) рассмотреть вариант модернизации Октябрьской железной дороги, включая строительства ВСМ рядом с ней; 3) открыть доступ к достоверной информации; 4) обеспечить тесное взаимодействие заказчиков и подрядчиков с регионами в целях учета и формирования их интересов; 5) 5) предусмотреть юридическую ответственность РАО " ВСМ" за отступление от экологических норм. Блок В ВСМ: позитивные последствия: 1) всякое внедрение нового должно быть оправдано высокими экономическими результатами, улучшением социальных условий и соблюдением экологического баланса территорий. Эти вопросы должны быть глубоко проработаны на стадии проектирования; 2) как показывает мировая практика, экономическая выгода от проекта существенна лишь в том случае, если скоростная магистраль обеспечивается хорошими автомобильными подъездными путями. Но строить новые шоссе сверхневыгодно и с экономической, и с экологической точек зрения. Поэтому при строительстве ВСМ нужно включать в ее сферу действующие дороги и соответственно им вести трассу магистрали; 3) целесообразно объявить конкурс проектов. Блок Г Проект ВСМ должен быть рациональным с точки зрения: 1) экономической целесообразности и отвечать на вопросы: а) исчерпаны ли на сегодня возможности существующих автомобильных и железнодорожных магистралей региона? б) доступна ли ВСМ для массы населения и приведет ли ее использование к увеличению пассажиропотока? в) будет ли привлечен капитал для строительства удобных подъездных путей к станциям ВСМ? 2) Экологической целесообразности и отвечать на вопросы: а) в какой степени проект ВСМ скажется на перераспределении земель и выведении их из сельхозоборота? б) не приведет ли проект к утрате археологических памятников (курганов)? IV. На четвертом этапе с целью изучения результатов воздействия на аудиторию конкретных материалов СМИ участникам семинара демонстрировались отрывки из телевизионных сюжетов о проекте ВСМ. Далее кратко излагается реакция аудитории на сюжеты, посвященные: Усилению занятости населения в результате создания ВСМ • В регионе и так достаточно свободных рабочих мест. • Создавать новые рабочие места можно за счет альтернативных проектов, например связанных с переработкой сельхозпродукции. • Что создаются новые рабочие места—хорошо. Но сколько старых рабочих мест будет высвобождено? • А сколько потребуется средств для подготовки нового персонала? • Сколько всего рабочих мест планируется создать и сколько уже создано? • В какой степени на новые рабочие места могут быть привлечены незанятые и малоквалифицированные группы населения, включая женщин и молодежь? • Без ответа на эти вопросы лозунг занятости является всего лишь популистской фразой. Инвестициям в проект Участники семинара пока слабо представляют себе, что такое облигационный заем РАО " ВСМ"; откуда еще будут привлечены отечественные средства; под какие гарантии предполагается брать зарубежные кредиты; насколько вообще проработана и выгодна финансовая схема проекта. Экологической стороне проекта Участники семинара согласны, что выступления по телевидению писателя А. Солженицына и даже министра экономики РФ Е. Ясина в общем-то ничем конкретным не подкреплены. В то же время они хотели бы: а) видеть данные экологических экспертиз по проекту; б) убедиться в достоверности этих экспертиз; в) убедиться в независимом, неангажированном характере данных экспертиз. V. На пятом, завершающем этапе семинара участникам предлагалось: назовите источники, из которых вы хотели бы получать информацию о проекте ВСМ. Были названы следующие источники: • РАО " ВСМ"; • Министерство путей сообщения РФ; • Министерство экономики РФ; • Госкомитет РФ по экологии; • профильные комитеты Госдумы РФ; • администрация, законодательное собрание, природоохранная прокуратура Тверской области; Кроме того, участники дополнили перечень позиций, по которым они не имеют, но хотели бы иметь информацию: • зарубежные фирмы— инвесторы проекта; • отечественные предприятия, заинтересованные в проекте; • акционеры РАО " ВСМ". Участники семинара согласились, что посредником в предоставлении им данной информации целесообразно сделать РАО " ВСМ". Было даже предложено заключить специальный договор между РАО " ВСМ" и Верхневолжской ассоциацией периодической печати, в соответствии с которым: • информация предоставлялась бы гарантированно и периодически, • поставлялась бы информация не только по инициативе РАО " ВСМ", но и запрашиваемая журналистами. ПО ИТОГАМ СЕМИНАРА ЕГО ОРГАНИЗАТОРЫ СДЕЛАЛИ ДЛЯ СЕБЯ СЛЕДУЮЩИЕ ОБОБЩЕННЫЕ ВЫВОДЫ: 1) Информированность журналистов и населения по проекту ВСМ чрезвычайно слаба. В то же время за счет популистских, не подкрепленных информацией заявлений ряда политиков и экономистов вокруг проекта сложилась негативная атмосфера. 2) Журналисты готовы и хотят иметь, воспринимать и транслировать объективную информацию о проекте ВСМ и в случае ее доказательности поддерживать проект. 3) Данный этап существования проекта позволяет наладить и запустить простой и эффективный механизм сбора, создания и распространения информации о ВСМ. Организационным ядром такого механизма могло бы стать небольшое информационное агентство или другая структура с аналогичными функциями. Главные направления работы данной организации:
• Проведение пресс-конференций с участием руководителей РАО " ВСМ", а также министерств путей сообщения, экономики, губернаторов задействованных в проекте областей. • Подготовка и распространение пресс-релизов по указанным выше и другим темам, которые дифференцируются применительно к специфике каждого региона. • Организация " подкрепляющих" (" точечных") материалов в СМИ, целесообразность которых определяется в каждом конкретном случае. В дальнейшем предложенная по итогам семинара схема начала реа-лизовываться на практике.
|