Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Отправка акта по почте
Если налогоплательщик уклоняется от получения акта, то акт направляется по почте заказным письмом по месту его нахождения (месту нахождения обособленного подразделения) (п. 5 ст. 100 НК РФ). В самом акте на последней странице делается отметка, которая заверяется подписью руководителя проверки, о том, что налогоплательщик уклоняется от получения акта (абз. 3 п. 1.13 Требований к составлению акта налоговой проверки). Если акт был отправлен почтой, то датой его получения считается шестой день с даты отправки заказного письма (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ). Таким образом, акт будет считаться полученным на шестой рабочий день со дня отправки независимо от того, когда в действительности налогоплательщик его получил (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Например, предположим, что инспектор В.А. Листов, не дождавшись представителя ООО " Альфа", отправил акт выездной проверки почтой 17 ноября 2009 г. В этом случае акт будет считаться полученным 25 ноября 2009 г.
В то же время указаний, что считать уклонением от получения акта, в Налоговом кодексе РФ нет. Как правило, под " уклонением" понимается намеренное действие (бездействие). То есть, чтобы уклониться от получения акта, налогоплательщик должен быть уведомлен о том, что акт подготовлен и его надо подписать и получить. Следовательно, прежде чем отправить акт по почте, работники налогового органа должны убедиться в том, что налогоплательщик уклоняется от получения акта, и проставить отметку об этом в самом акте (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 12.02.2010 N А66-3108/2008). А если доказательств уклонения нет, то отправлять акт по почте налоговики не вправе. Однако они отправляют. Дело в том, что абз. 1 п. 5 ст. 100 НК РФ допускает вручение акта выездной проверки не только лично налогоплательщику (представителю), но и " иным способом, свидетельствующим о дате его получения". Это дает основания налоговикам отправлять акт по почте и в том случае, если налогоплательщик не уклоняется от его получения.
Примечание Также см. об этом в разд. 14.2.8 " Срок и способы вручения акта выездной проверки".
Отметим, что судебная практика преимущественно складывается в пользу налогоплательщиков. Есть судебные решения, в которых суды указали, что ссылка на " иной способ" неправомерна - направление акта по почте возможно только в случае уклонения налогоплательщика (Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17.11.2008 N Ф04-6973/2008(15870-А03-34) < 10>, ФАС Московского округа от 30.12.2008 N КА-А40/12239-08). -------------------------------- < 10> В данном Постановлении рассмотрена правомерность решения по результатам камеральной проверки, но поскольку порядок вручения акта от вида проверки не зависит, то вывод суда может быть применен и к решению по результатам выездной проверки.
Однако имейте в виду, что ненадлежащее вручение акта само по себе не может быть основанием для отмены решения налогового органа по результатам выездной проверки, поскольку не относится к существенным нарушениям процедуры рассмотрения материалов проверки (п. 14 ст. 101 НК РФ) < 11>. -------------------------------- < 11> Безусловным основанием для отмены решения, принятого по результатам налоговой проверки, является отсутствие у налогоплательщика возможности участвовать в рассмотрении материалов проверки и представлять объяснения (п. 14 ст. 101 НК РФ).
Поэтому отменить решение только на том основании, что акт вам направили по почте, не удастся. Даже если вы получили его с существенным опозданием или не получили вовсе.
Примечание О последствиях невручения или несвоевременного вручения акта выездной проверки см. в разд. 14.2.10 " Последствия невручения акта выездной проверки" и разд. 14.2.11 " Последствия нарушения срока вручения акта выездной проверки".
В частности, в судебных решениях, которые приведены выше, отмена решений по итогам налоговых проверок связана не столько с необоснованным направлением акта по почте, сколько с тем, что налогоплательщик не был уведомлен о рассмотрении материалов проверки. Надо отметить, что на практике налоговики все чаще предпринимают меры, чтобы вручить акт выездной проверки лично налогоплательщику. Как правило, уведомляют налогоплательщика о том, что надо подписать и получить акт, по телефону. Иногда, не дозвонившись, предварительно отправляют уведомление о вызове налогоплательщика (форма уведомления приведена в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@). Такие действия правомерны и обеспечивают налоговиков доказательствами уклонения налогоплательщика от получения акта. Обращаем ваше внимание на то, что для налогоплательщика дата получения акта весьма существенна, так как в течение 15 дней со дня получения акта можно представить в налоговую инспекцию возражения на акт (п. 6 ст. 100 НК РФ). Поэтому в ваших интересах получить акт лично или через представителя, чтобы не терять времени, выделенного на подачу возражений и подготовку к рассмотрению материалов проверки. В связи с этим рекомендуем избегать ситуаций, когда ваши действия могут быть расценены как уклонение. Убедитесь, что у проверяющих есть номера контактных телефонов, по которым вам можно дозвониться. И позаботьтесь, чтобы почта, приходящая на юридический адрес, регулярно передавалась руководству и (или) в бухгалтерию.
СИТУАЦИЯ: Считается ли акт выездной проверки врученным налогоплательщику, если налоговый орган направил его по почте на юридический адрес, не совпадающий с фактическим адресом налогоплательщика
Акт выездной проверки должен быть направлен по месту нахождения организации (месту жительства физического лица) (абз. 2 п. 5 ст. 100 НК РФ). На практике налоговики при отправке акта по почте часто высылают его по официальному - юридическому - адресу налогоплательщика, содержащемуся в ЕГРЮЛ, ЕГРИП или по месту прописки физического лица. Как известно, очень часто налогоплательщики отсутствуют по таким адресам, а значит, могут и не получить акт выездной проверки, направленный заказным письмом. Действует ли в данном случае правило, что акт считается врученным налогоплательщику на шестой день с даты отправки письма (п. 5 ст. 100 НК РФ)? Из норм Налогового кодекса РФ сделать однозначный вывод нельзя. Не располагаем мы и разъяснениями контролирующих органов по данному вопросу. Судебная практика, которая касалась бы непосредственно выездных проверок, также отсутствует. Однако из судебной практики по камеральным проверкам (она применима в данному случае и к выездным) следует, что, по мнению судов, налоговый орган должен отправлять акт проверки не только по юридическому, но и по фактическому адресу налогоплательщика. А значит, если он этого не сделает, акт не будет считаться автоматически полученным по истечении 6 дней. Разумеется, речь идет о ситуациях, когда налоговики были извещены о фактическом адресе налогоплательщика. Однако есть и противоположные решения.
Примечание С судебной практикой по данному вопросу вы можете ознакомиться в разделе " Ситуация: Считается ли акт камеральной проверки врученным налогоплательщику, если налоговый орган направил его по почте на юридический адрес, не совпадающий с фактическим адресом налогоплательщика".
Таким образом, если налоговики направили акт выездной проверки только по вашему юридическому адресу, по которому вы не находитесь, у вас есть возможность доказать, что акт вы не получали, и на этом основании отменить решение. Однако сделать это вы сможете уже только в суде и только в том случае, если этим фактом существенно нарушены ваши права (например, вы не смогли привести в возражениях и при рассмотрении важные аргументы, которые должны были повлиять на принятие решения по итогам проверки).
Примечание Подробнее о том, какие последствия для налогоплательщика может повлечь невручение ему акта выездной проверки, вы можете узнать в разд. 14.2.10 " Последствия невручения акта выездной проверки".
При этом вам нужно представить в суд доказательства, что акт вы не получали и что налоговый орган владеет информацией о вашем фактическом адресе и (или) номере телефона. Доказательствами могут выступать копия отдельного письма с просьбой направлять корреспонденцию по указанному вами адресу, которое вы отправили в адрес налоговиков, или копия любого другого документа, в котором вы указали свой фактический адрес и (или) телефон. Кроме того, необходимо доказать, что налоговики действительно данный документ получили. Подтвердить этот факт можно с помощью, к примеру, квитанции о направлении ценного письма с описью вложения или отметки налогового органа о получении документа на его копии.
|