Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Прокурорский надзор как самостоятельная отрасль праваСтр 1 из 28Следующая ⇒
ТЕМА 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА
Прокурорский надзор как самостоятельная отрасль права
Прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов представляет собой самостоятельную отрасль государственной деятельности. В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (ст. 125) и Законом «О прокуратуре Республики Беларусь» от 8 мая 2007 г. надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных актов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами возлагается на Генерального прокурора и подчиненных ему прокуроров. Как правовая дисциплина прокурорский надзор определяется совокупностью правовых норм, регулирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципы и условия их организации и деятельности, полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений законности, исполнения законов и проведения их в жизнь. Нормы прокурорского надзора имеют самостоятельный, четко выраженный предмет и метод правового регулирования. Они образуют органичную совокупность, занимая самостоятельное место в системе права как его отрасль. Каждое государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Одной из них является прокурорский надзор. Прокуратура является неотъемлемой частью государственного механизма, наделена определенным объемом власти для осуществления высшего надзора за исполнением законов в государстве. Прокурорская деятельность это особое направление функций государства, так как задачи прокуратуры отличаются от задач иных структур государства. Прокуратура обладает присущим именно ей механизмом реализации возложенных на нее полномочий, который не может рассматриваться в других областях и отраслях права, поскольку имеет специфику, требующую особого рассмотрения. Прокурорский надзор есть функция государства, состоящая в обеспечении нормальной деятельности всех звеньев государственного аппарата, общественных организаций, должностных лиц и граждан. Объектом прокурорского надзора является исполнение законов органами государственного управления, общественными объединениями, политическими партиями и движениями, субъектами хозяйствования, должностными лицами и гражданами без вмешательства в их оперативно-хозяйственную деятельность. Органы прокуратуры выступают как самостоятельные и независимые. Гарантии независимости прокуратуры закреплены в ст. 6 Закона «О прокуратуре Республики Беларусь» (воздействие в какой бы то ни было форме должностных лиц, органов государственной власти и управления, представителей политических партий, иных общественных и религиозных объединений, средств массовой информации и их представителей, а также граждан на прокурорских работников с целью понудить их к принятию незаконного решения или воспрепятствовать их законной деятельности запрещается и влечет установленную законом ответственность: ст. 166 (4) КоАП «Воспрепятствование законной деятельности прокурорского работника», ст. 366 УК Республики Беларусь «Насилие либо угроза в отношении должностного лица, выполняющего служебные обязанности, или иного лица, выполняющего общественный долг»). Предметом прокурорского надзора являются правовые нормы, определяющие функцию, задачи, направления, принципы организации и деятельности прокуратуры, систему и структуру ее органов, правовые средства и методы осуществления надзора. Предмет прокурорского надзора составляют общественные отношения, возникающие между органами прокуратуры и другими субъектами общественных отношений, вовлеченными в эту деятельность органами власти и управления, органами местного самоуправления, их должностными лицами, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, физическими лицами. Таким образом, деятельность прокуратуры регламентируется специальным законодательством, которое требует своего толкования и соотношения с другими отраслями права и поэтому является самостоятельной отраслью. Прокурорский надзор имеет свои отличительные особенности: 1 - надзор осуществляется от высшего органа государственной власти; 2 - надзор осуществляется на всей территории государства; 3 - прокурор надзирает за всеми органами, которые сами осуществляют контроль за исполнением законов. Итак, прокурор наделен большими государственными властными полномочиями по выявлению нарушений закона, кем бы они ни допускались, реагированию на эти нарушения, а также принятию мер по их предупреждению, пресечению и привлечению виновных к предусмотренной законом oтветсвенности. Курс «Прокурорский надзор» взаимосвязан с курсами других учебных дисциплин. Наиболее тесно он связан с уголовным и гражданским процессом, трудовым, жилищным, семейным, земельным, хозяйственным и административным правом, где прокурорский надзор занимает видное место. Он также связан и с такими отраслями права, как таможенное, предпринимательское, коммерческое, банковское, торговое и экологическое право, где рассматриваются процессуальные полномочия прокурора.
Система и содержание курса
Курс «Прокурорский надзор» делится на две основные части - общую и особенную. В общей части рассматриваются понятие законности, предмет прокурорского надзора, система, структура и кадровое обеспечение органов прокуратуры, история возникновения и развития органов прокуратуры, принципы ее организации и деятельности. В особенной части раскрываются сущность, пределы, задачи и полномочия прокуроров в различных отраслях надзора. Специальные разделы посвящены организации и деятельности прокуроров в сферах общего надзора за органами дознания, предварительного расследования и осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, участие прокурора в уголовном и гражданском судопроизводстве, в стадии исполнения приговоров. Определенное место в работе органов прокуратуры занимает надзор за исполнением законов в отношении несовершеннолетних. Один из разделов посвящен участию прокуроров в совершенствовании законодательства. Также рассматриваются вопросы, связанные с международным сотрудничеством органов прокуратуры и ролью прокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
|