Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и признаки прокурорского надзора.
Нам давали понятие прокуратуры (закреплено в части 1 статьи 1 ФЗ «О прокуратуре»). Понятие прокурорского надзора в законе нет. Разработка этого понятия ведётся до настоящего времени, активно ведётся где-то с 1955 года (с принятия положения о прокурорском надзоре). Учёные выработали это понятие, но в тех учебниках, которые у нас сейчас публикуют, понятия, которое даёт лектор, нет. Четыре значения прокурорского надзора: 1. Прокурорский надзор как вид деятельности, осуществляемый генпрокурором и подчинёнными ему прокурорами (основное понятие). 2. Как отрасль права (отрасль права – это система, совокупность норм, регулирующих предмет с помощью метода). Это система норм, регламентирующих деятельность прокурора по осуществлению надзора и осуществлению иных предоставленных ФЗ «О прокуратуре» функций. Публичная или частная отрасль права?.. Публичная, конечно же. Есть материальные и процессуальные отрасль (хотя, скорее, нормы права – хотя и отрасли так называют). Основная классификация: ведущие (основные) отрасли права (конституционное право), основные (гражданское, уголовное…), специальные (земельное, семейное) и комплексные – те отрасли права, деятельность которых регламентирована различными источниками (экологическое право, право прокурорского надзора). Прокурорский надзор – это комплексная отрасль права, различные отношения регламентируются различными источниками права. Но то, что эта отрасль имеет место быть в последнее время не сомневается никто (а до 1978 года были сомнения таковые). 3. Как наука. Взгляды, мнения учёных на законодательное регламентирование деятельности прокуратуры, на нормативное регулирование и практику. С точки зрения оценки и анализа. Среди специальностей по защите кандидатских и докторских – 120011 (правоохранительная деятельность, адвокатура и прокурорский надзор). В 120009 тоже частично есть (уголовный процесс и криминалистика). Диссертации защищаются. Совокупность взглядом, мнений учёных на нормативное закрепление этой деятельности и практику применения. 4. Как учебная дисциплина. Изучаем в основном надзорные направления деятельности и участие в осуществлении судебной деятельности (остальные направления нам в рамках спецкурсах на пятом курсе читают).
Басков, Корабейников – прокурорский надзор тоже давали понятия. Прокурорский надзор – это деятельность, направленная на выявление и устранение нарушений законов поднадзорными органами.
Основная цель прокуратуры (учитывая предметы, пределы и так далее) – да, выявить правонарушения, но только в тех случаях, когда закон требует и позволяет (при наличии информации о правонарушении). Если в прокуратуру не поступила информация о правонарушении – то проверку проводить не вправе. Исключение – есть распоряжение генпрокурора или Президента через генпрокурора. У нас есть Государственная инспекция труда, но она не справлялась с тем, чтобы вовремя заработную плату выплачивали. Прокурор не мог – ибо тогда бы он подменял компетенцию другого органа. Поэтому прокурор подавал иски в суд (это было ещё при президентстве Путина). Указ Президента и распоряжение генпрокурора – сравнивались положения уставов и конституции РФ, чтобы соответствовали Конституции РФ. Это в случае необходимости. Всё-таки прокуратура не наделена полномочия по устранению правонарушений – она наделена полномочиями выносить решения по требованию устранить правонарушения. Только в двух подотраслях (надзор за дознанием и следствием и надзор за исполнением наказания) он может самостоятельно устранить правонарушения.
Лектор считает, что через цели деятельности прокуратуры надо определять понятия прокурорского надзора (часть 2 статьи 1 ФЗ «О прокуратуре»). Прокурорский надзор – это особый вид деятельности, осуществляемый генеральным прокурором и подчинёнными ему прокурорами, направленный на обеспечение точного и единообразного исполнения законов, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства, федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти и т.д.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет: надзор за исполнением законов федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов; надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие; надзор за исполнением законов судебными приставами; надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу; уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации; координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью; возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами. Суд – единая, но не централизованная (ибо нет верховного над всеми суда), а прокуратура – единая и централизованная. Сначала – районные, городские и равные им. Потом прокуратуры субъектов и генеральная прокуратура. Выпадают – военная прокуратура и спец. прокуратуры. У них такая же, в любом случае, двухзвенная система, а третье звено – в генеральной прокуратуре (там коллегии в генеральной прокуратуре, заместитель прокурора – возглавляет какую-то из коллегий, к примеру, военная коллегия). Принцип единоначалия также. Все нижестоящие прокуроры подчинены генеральному. А районные прокуроры подчинены районному прокурору, а также прокурору субъекта и генеральному прокурору. Деятельность осуществляется в одинаковых рамках и в одинаковых полномочия. Все акты прокурорского реагирования (протест, заявление, предостережение…) все могут приноситься прокурором или заместителем, а не помощниками – и любой может быть акт отменён вышестоящим прокурором. Есть ещё органы контроля, но их деятельность специфическая (чуть позже).
|