Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие и особенности этой отрасли надзора.
В 1955 году было «Положение о прокурорском надзоре», до него прокуратура осуществляла надзор за дознанием и предварительным следствием, но за деятельностью органами НКВД, внутренних дел, но не осуществляла надзор за деятельностью КГБ. И оперативная деятельность тоже не была предметом надзора, так как она до девяностых годов не регламентировалась законом – ОРД было, а закона по нему не было. В этом положении были закреплены основные направления деятельности и два основных направления, две основные функции: 1) привлекать к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления; 2) надзирать за исполнением законов. Это было вполне логично, так как следователи были в органах прокуратуры. Приказом генпрокурора были предопределено, что хотя бы одно уголовное дело в год прокурор (именно прокурор, а не помощник) должен был брать себе и расследовать. Конечно, проблема – кто будет надзирать, но зато не забудет, как расследовать дело. В юридических кругах это стали связывать с тем, что эти функции в ущерб надзорной прокурор занимается процессуальной, и поэтому в процессуальной деятельности обвинительный уклон. Когда принимался новый закон о прокуратуре в 1979 году, там закрепили, что прокуратура должна следить за правильным применением законов при осуществлении следствия и привлечения лиц к уголовном ответственности. Здесь чётко надзирать, ушли от термина «привлекать к ответственности», поэтому прокурора лишили полномочий возбуждения уголовных дел… В 1992 Закон о прокуратуре РФ принимали, и там чётко закрепили, что надзор за деятельностью органов следствия, дознания и ОРД, хотя закон об ОРД ещё не был принят – он был принят в мае 1992 года, а закон о прокуратуре – в январе 1992 года. Эта отрасль приобрела такое название: «Надзор за исполнением законов органами, осуществление оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие».
Признаки этой отрасли: Объединяет эти два вида деятельности только, и то не в полной мере, объект (мы его тоже в качестве признака называли). Объект – это те органы, деятельность за которой прокуратура надзирает. Органы дознания в определённых случаях и в определённых ситуациях выступают иногда как органы, ведущие следствие, так и органы, ведущие ОРД. Такие органы, как полиция, начальники исправительных учреждений, капитаны морских судов… Так что объект – единственное, что их объединяет.
Что касается предмета – можно чётко выделить отдельные элементы, связанные с ОРД, и отдельные элементы, связанные с расследованием. Единственное, две общие черты: за соблюдением прав и свобод человека и за законностью принимаемых решений. В предмете можно выделить 5 элементов:
Объект один, предмет разный, полномочий тоже разные.
Надзор за ОРД – это полномочия чисто надзорные (подтверждается в статье 21 ФЗ «Об ОРД», там прокурор может проводить проверки учёта, насколько глубоко может проверять оперативно-розыскную деятельность практически ничего не сказано). В приказе генпрокурора №33 в пункте 9 чётко установлены полномочия прокурора: знакомиться с представленными подлинниками документов, получать письменные объяснения с должностных лиц, требовать устранения нарушений, опротестовывать противоречащие законы нормативно-правовые акты, постановление о направлении материала в соответствующий орган для решения вопроса об уголовном преследовании, вносить представление и прочее. Полномочия очень похожи на надзор за законностью и соблюдением прав и свобод. В Законе «Об ОРД» очень мало и скупо, поэтому приходится ссылаться на приказ генпрокурора – это, конечно, неправильно, потому что должно быть в законе «Об ОРД», но с 1995 года туда так и не внесли эти изменения. Полномочия за дознанием и следствием. Полномочия в 37 статье УПК. Если проанализировать эти полномочия, то они существенно отличаются от полномочия прокурора по ОРД.
Акты реагирования. ПО ОРД: протесты, представления, постановления (адресованные следствия для решения вопроса об уголовном преследовании). По следствию и дознанию: постановления (отменяющие и прочее), давать указать дознавателю, право требовать изменения объёма обвинения, прекращать (это если по следствию, по дознанию сам изменяет и прекращает).
Вывод: эти два направления государственной деятельности – оперативно-розыскная и следственная – они объединены по чисто формальным основаниям сугубо для прокурорской деятельности, потому как их объединяет только одно: объект надзора, то есть наименования органов, за деятельностью которых надзирают. Для удобства работы лектор называют из двумя подотраслями: подостраль за ОРД и подотрасль за дознанием и следствием. В учебниках по-разному, но в большинстве эти темы разъединяют. Но так как мы изучаем закон и этот вид деятельности основан на закона, должны помнить, что это всё же одна отрасль надзора. Надзор, несмотря на то, что это одна отрасль надзора по закона, она ещё отличается следующим: Оперативно-розыскная деятельность регламентируется Законом «Об ОРД», а расследование – в соответствии с УПК РФ. Причём ОРД может осуществляться как до следствия, так и во время (то есть эта деятельность может как предшествовать, так и сопутствовать: в первом случае по материалам возбуждают дело, во втором – к примеру, лицо скрылось, его объявили в розыск…). Есть ещё несколько моментов: надзор за ОРД осуществляет не всякий работник прокуратуры, а «уполномоченный прокурор». Такая терминология не закреплена в законе, а вот в приказе генпрокурора есть такое указание: пункт 2, что заместитель генпрокурора, прокуроры субъектов РФ наделяются правом назначать уполномоченных прокуроров по надзору за ОРД (далее – «уполномоченных прокуроров»). Руководители прокуратур определяют лиц, которым можно доверить эту работу, и направляют их прокурорам субъекта РФ, который издаёт приказ соответствующий. Только уполномоченные прокуроры имеют право доступа к материалам оперативного учёта, к ним поступают жалобы и только они могут вносить акты прокурорского реагирования, и прочее. За дознанием и следствием же осуществляют обычные прокуроры, которым поручат осуществлять надзор за расследованием дел.
Относительно самого характера прокурорского надзора – надзор за ОРД осуществляется как бы эпизодически, по мере необходимости, по мере поступления информации. Допустим, не выполняются решения суда по проведению оперативных мероприятий, либо решения следователей, либо жалоба какая-то поступит – и тогда у него возникает право проводить проверки. То есть чисто надзорные полномочия. Что касается надзора за дознанием и следствием, то надзор здесь носит обязательный характер. Все уголовные дела, которые возбуждаются, находятся под надзором прокуратуры. Статья 146 УПК РФ – возбуждение уголовного дела публичного обвинения – в части 4 закрепляет, что копия постановления о возбуждении уголовного дела незамедлительно направляется прокурору. Но что значит «незамедлительно»? Незамедлительно от чего? Тут усмотрение и следователя, и прокурора… Статья 148 УПК РФ, отказ от возбуждения уголовного дела – копия постановления об отказе в течение 24 часов направляется заявителю и прокурору. Статья 125 УПК РФ – для решения об избрания меры пресечения, о прекращении уголовного дела (статьи 212 УПК РФ…). Вывод таков: этот надзор носит обязательный характер. Единственное, что не проверяют – если по подследственности направляют, но тут не реже, чем раз в месяц, проходит проверка прокуратурой порядок принятия заявлений и прочее. Всё, что связано с процессуальной деятельности, подлежит обязательному и достаточно активному прокурорскому надзору. Это позволяет сделать вывод: надзор за ОРД – выборочный и чисто надзорный вид деятельности, а за дознанием и следствием – он носит обязательный характер, в арсенале прокурора есть полномочия, которые позволяют в какой-то мере либо быстро самому нарушения закона (относительно органов дознания), либо требовать об отмене незаконных решений (относительно следствия). Всё это говорит, что характер полномочий разный: чистый надзор в ОРД (хотя, конечно, не совсем чтобы чистый, но – надзор) и властный характер в следствии и дознании.
Подводим черту: несмотря на то, что отнесено законодательством к одной отрасли надзора, можно совершенно спокойно разделить на две подотрасли самостоятельные, которые разнятся элементами предмета, характерами полномочиями и актами реагирования. За дознанием и следствием – полномочия закреплены в законе, в по ОРД – не закреплены в законе, а закреплены в приказе генпрокурора. Акты реагирования за следствием и дознанием: постановления, требования, утверждения и согласия. И субъектами разнятся: обычные прокуроры за следствием и дознанием и уполномоченные прокуроры в ОРД.
|