Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Понятие и особенности надзора за исполнением наказания.






 

Понятие этой отрасли прокурорского надзора. Мы за основу берём общее понятие прокурорского надзора, единственное здесь отличие – мы указываем на особый предмет надзора.

Надзор за исполнением наказания – это особый вид надзорной деятельности, осуществляемый генпрокурором и подчинёнными ему прокурорами, направленный на обеспечение точного и единообразного исполнения законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключённых под стражу.

 

Первая особенность – предмет надзора.

Он чётко закреплён в статье 32 ФЗ «О прокуратуре»:

Предметом надзора являются (три элемента в нём):

1) законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и иных органах и учреждениях, исполняющих наказание и меры принудительного характера, назначаемые судом;

2) соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания;

3) законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

 

Здесь нужно обратить внимание на следующее – до 1992 года, до принятия Закона РФ «О прокуратуре РФ» он не включал порядок и условия содержания лиц. Законодательно порядок и условия регулировались, но в полномочия прокурора не включалось надзор за ними.

Это связано с тем, что порядок и условия у нас всё же на недостаточно высоком – не на международном – уровне. Особенно это касается арестованных и задержанных – нет возможности, чтобы каждому было выделено спальное место… Поэтому политика государства направлена на сокращение количества лиц, содержащихся в этих учреждениях – декриминализируются ряд составов…

Учитывая тенденции вхождения в Совет Европы, деятельность ЕСПЧ – поэтому порядок и условия начиная с 1992 года были включены в полномочия прокурора.

 

Объект надзора. Следующие органы, учреждения и организации.

Где могут находиться задержанные? Изоляторы временного содержания (ИВС есть в каждом отделении полиции), следственные изоляторы (их где-то четыре на Воронежскую область – на Среднемосковской СИЗО есть, там содержатся мужчины; есть следственный изолятор, где содержатся женщины – где-то в Юго-западном районе; есть СИЗО также в Борисоглебске и в Россоши – и всё, лектор больше не знает). Если и содержатся задержанные в СИЗО, то в исключительных случаях.

Лица, подвергнутые предварительное заключение. Заключённые под стражу. Это могут быть и подозреваемые (к ним могут быть применена мера пресечения – и до истечении 10 суток им должны предъявить обвинение) и обвиняемые. В следственных изоляторах. А также они могут содержаться в ИВС, по решению следователя. Но в последствии их потом обязаны в следственный изолятор перевести, просто для проведения каждого следственного действия необходимо доставлять таких лиц. Поэтому иногда бывает так, что они содержатся в ИВС.

Исправительные и исправительно-трудовые и иные органы и учреждения. Речь идёт об учреждениях – исправительных колониях. У нас есть на Среднемосковской, с особым режимом (через перегородку с СИЗО).

Тюрьмы.

Колонии-поселения.

Это было то, что связано с этими учреждениями, исполняющими наказание.

Медицинские учреждения, осуществляющие принудительные меры медицинского характера. В районе улицы 9 января есть такое учреждение у нас. Там содержатся лица, в отношении которых применяются меры медицинского характера.

Следственные изоляторы и тюрьмы, если в них заболевают лица, то медицинские учреждения для таких учреждений – где третья областная больница, для них там специальная постройка есть.

А есть и достаточное количество мер, не связанных с лишением свободы (обязательные работы, исправительные работы, штраф, домашний арест, лишение права занимать определённые должности и определённой деятельностью заниматься, лишение специальных чиной). Здесь штраф – судебные приставы исполняют, а остальные – уголовно-исполнительная инспекция. И они тоже будут объектами данной отрасли надзора.

В исправительных работах учреждения, где работают эти осуждённые, тоже могут быть объектом данной отрасли надзора.

Что касается лишение наград и специальных званий – они исполняются теми органами и учреждениями, которые выдали или присвоили им эти награды и специальные звания. Решение принимается судом, а исполняют уже и они тоже.

Это что касалось объектов.

 

Субъект осуществления надзорной деятельности. Есть особенности.

Надзор здесь осуществляют два вида прокуратур:

Для обеспечения надзора за исполнением наказания в исправительных учреждения, надзор осуществляет специальная прокуратура (в Воронежской области тоже такое есть, на Космонавтов находится, почти напротив военного суда и военной прокуратуры).

Раньше эта же прокуратура осуществляла надзор за исполнением законов и в СИЗО, но в 2007 году прокурор Воронежской области был издан приказ, что эта прокуратура осуществляет надзор только за СИЗО на Среднемосковской и на 9 января, а за Борисоглебской – Борисоглебская межрайонная прокуратура, а в Россоши – Россошанская межрайонная прокуратура. Это сделано для удобства осуществления надзора, а также для своевременности и качественности надзора (ведь порядка двухсот пятидесяти километров от Воронежа эти города).

Что касается надзора за исполнением законов уголовно-исполнительных инспекций, судебных приставов и прочее – то здесь территориальная прокуратура осуществляет надзор.

В качестве особенности можно назвать: субъектами являются как территориальные, так и специализированные прокуроры.

 

Полномочия, которые есть у прокурора.

Они достаточно хорошо определены в статье 33 ФЗ «О прокуратуре».

Полномочия носят такой характер, что позволяют прокурору, на которого возложен надзор, в любое время посещать эти учреждения. В приказе генпрокурора разве что есть комментарий по поводу любого времени – потому что нет комментарий, когда можно по предъявлении удостоверении проходить в эти учреждения, есть он уполномочен. И этот прокурор может опрашивать…

1. При осуществлении надзора за исполнением законов прокурор вправе:

посещать в любое время органы и учреждения, указанные в статье 32 настоящего Федерального закона;

опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера;

знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами;

требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации органов и учреждений, указанных в статье 32 настоящего Федерального закона, требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления, возбуждать производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается;

(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)

отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, заключенных под стражу, осужденных, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

2. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

 

Во многом это полномочия, которые есть за исполнением законов. Исключение – это посещать в любое время эти учреждения.

И что касается протеста, в конце четвёртого пункта части 1 статьи 33 ФЗ «О прокуратуре», этот протест приостанавливает действие опротестуемого акта администрации такового учреждения. Только в этой отрасли надзора протест приостанавливает действие опротестовываемых актов, а в остальных закон не установил (хотя Санкт-Петербургская правовая школа настаивала, что надо, чтобы всегда протест приостанавливал действие опротестовываемого акта).

 

Наделение прокурора властных полномочий. Пункт 5 – отменяет дисциплинарные взыскания, немедленно освобождает своим постановлением незаконно содержащихся в таковых учреждениях лиц.

Постановление – имеет властный характер, быстро реагировать прокурору позволяет.

 

Полномочие требовать, требовать от администрации этих учреждений соблюдать порядок и условия содержания лиц. Это закреплено в статье 34 ФЗ «О прокуратуре».

 

Это что касалось особенностей, связанных с полномочиями.

 

Ещё особенности.

Надзор прокуратуры за исполнением законов данными учреждениями носит обязательный характер и не зависит о наличии или отсутствии информации о правонарушении.

Основания для проведения проверки являются: жалобы (осуждённых, родственников, адвокатов…), требования генерального прокурора (есть приказ гепрокурора, посвящённый надзору за данными учреждениями, в нём закреплены требования о периодичности проверки состояния законности в этих учреждениях и направления отчётов об этом состоянии), не реже одного раза в месяц проводить проверку следственных изоляторов, не реже одного раза в квартал в исправительных учреждениях, ежедневно проверять законность нахождения лиц в ИВС и в дежурных камерах полиции.

Нужно учитывать, что жизнь в этих учреждениях – это особенная жизнь, которую мы вряд ли можем понять (да и не нужно нам это), у них свои там законы. Поэтому предположить, что в каких-то случаях будут жаловаться – сложная ситуация, ведь у них там своя система наказания действует и не многие рискуют жаловаться на администрацию. Хотя по закону положено, что жалоба передаётся руководителю администрации и он в течение 24 часов передаёт эту жалобу прокурору.

В 1995 году был принят закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступления», и если своевременно следователь не направил информацию начальнику администрации места лишения свободы, то этот начальник освобождает из таких лиц (за двое суток они сообщают следователю, что нет решения о продлении, и если нет оснований продлить, не продлевают – то освобождают).

Законность задержания и законность нахождения лиц в изоляторах временного содержания – надзор за этим в основном осуществляется территориальным прокурором. Если задержанный содержится в СИЗО, то тогда вопрос: законность водворения туда осуществляет территориальный прокурор, а законность нахождения, соблюдения порядка, режима и условий обеспечивать будет Борисоглебский межрайонный прокурор в Борисоглебске, к примеру.

Получается, что за законностью водворения – один прокурор (территориальный), а законность нахождения – другой прокурор (уполномоченный на то специально). Но, учитывая, что все они подконтрольны генеральному прокурору, противоречий вроде бы нет пока.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал