![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Надзор за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения.
Вопрос этот тоже методический, по большому счёту. Главные моменты – методы выявления, способы устранения нарушения. Заключение под стражу – это мера процессуального пресечения (это один из видов меры принуждения). Надо знать все виды принуждения и пресечения: подписка о невыезде, домашний арест (их семь видов). Ещё к мерам принуждения относятся: привод (но это также мера обеспечительная), обязанность лица являться по вызову органа расследования и суда, задержание. Задержание – практически чистейшей воды прокурорский надзор, ведь в том же заключении под стражу уже и суд контролирует, а при задержании – именно прокурор. И при проведении процессуальных действий, связанных с принуждением: обыск, выемка и прочее.
Возьмём задержание – для примера. Статья 91 УПК РФ: основания задержания. Статья 92 закрепляет порядок задержания и о задержании составляется протокол, в нём должно указываться время фактического задержания. Как прокурор узнаёт о произведённом задержании. Первое – в течение 12 часов о всяком факте задержания лица прокурор должен узнать. Второе – жалоба, если не уведомили (родственники не нашли, сам задержанный, когда ему дали возможность позвонить). Третье – вывод может делаться о нарушении порядка задержания при надзоре исполнения законов администрациями, исполняющими наказания (следующая отрасль надзора). Там среди полномочий прокурора есть такое, что он может проверять законность содержания и нахождения лиц в таких учреждениях. Есть приказ генпрокурора – прокуроры должны ежедневно проверять законность задержания в соответствующих учреждениях (потому что для установления личности, скажем, на 3 часа задерживают только). Раньше не было никаких препятствий для того, чтобы дойти до дежурных отделений, где держали задержанных. А сейчас же изоляторы (иногда их КПЗ называют) достаточно далеко находятся, пока до них дойдёшь – возможно, уже успеют кого-то из незаконно задержанных убрать и не дать прокурору увидеть. Как говорят практики – «отгородились проволокой». Если нет постановления о задержании, прокурор может своим постановлением освобождать таких лиц и ставить вопрос об ответственности виновных. Если были основания для задержания, но доказательств нет – то тогда после 48 часов отпускают. Если есть основания для заключения под стражу – то заключают под стражу.
Все органы, произведшие задержание (органы дознания, внутренних дел…) должны ставить в известность в течение 12 часов прокурора о проведённом задержании. Бывают и такие ситуации, когда лицо, которое задерживало подозреваемого, не предоставило впоследствии доказательств о его виновности, если срок истекает его задержания – то руководитель этого учреждения уведомляет о том, что срок истекает, и если нет ответа – то своим постановлением руководитель этого учреждения освобождает таких лиц (это же есть в законе «О содержании под стражей»).
Меры пресечения: подписка о невыезде, личное поручительство, наблюдение командованием воинской части, несовершеннолетним – под наблюдение родителей, залог, домашний арест, заключение под стражу. Первые четыре меры пресечения из семи, избираются самостоятельно следователем или дознавателем. Остальные три – они избираются следователем или дознавателем, но санкционируются они судом (заключение под стражу, домашний арест и залог). Дознаватель. Чётко не устанавливается вопрос, что делать, если прокурор не даёт согласие на обращаться в суд для санкционирования этих действий перед судом. Есть разные точки зрения – либо что не препятствует, либо что если прокурор не даёт своего согласия, то нужно обжаловать это вышестоящему прокурору. Что касается следственных – там такое ходатайство направляется руководителем следственного органа. Прокурор и тут осуществляет определённый надзор, но уже в суде – путём либо поддержания этих требований, либо отказа от этих требований.
Меры пресечения, где не требуется согласие прокурора – также отменяются без требования согласия прокурора, а если требовалось согласие, то и согласие прокруора на отмену требуется. Если прокурору поступили материалы уголовного дела, а срок заключения под стражей уже истёк – то он может сразу решить вопрос о мере пресечения. Обратить внимание: срок расследования и срок заключения под стражу. Несмотря на то, что он в количественном отношении одинаков, то относительны процедуры – эти сроки могут не совпадать. Допустим, дело расследуется следователем в срок два месяца (оно должно вестись в эти сроки). Что касается задержания – если задержали на 48 часов, а потом избрали меру пресечения, и, так как срок задержания включается в срок заключения под стражу, совпадает – они тоже два месяца. А если задержали позже – то срок позже заканчивается. Всякие процессуальные решения могут приниматься только если дело в производстве, а вот если оно приостановлено – то тут нужно смотреть. Подписка о невыезде – ещё ничего, а вот заключение под стражу… Меры реагирования: давать указания дознавателям, либо заявить в суд в судебном заседании, если следователь – то тоже можно обжаловать. Способы устранения: требование; не поддержит ходатайство в суде. Часть 3 статьи 222 УПК РФ. Если не считает нужным продлевать – то освобождают, если прокурор считает, что надо продлевать – то обращается в суд за продлением. Следственные действия – по судебному решению.
|