Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие о возбуждении и торможении, раздражителях. Учет особенностей возбуждения и торможения у детей в учебно-воспитательном процессе.
Возбуждением называют нервный процесс, который либо вызывает деятельность органа, либо усиливает существующую. Под торможением понимают такой нервный процесс, который ослабляет либо прекращает деятельность или препятствует ее возникновению. Взаимодействие этих двух активных процессов лежит в основе нервной деятельности. Внешнее торможение возникает с первых дней жизни и хорошо выражено у детей дошкольного возраста. Биологическое значение внешнего торможения состоит в том, что организм сосредотачивает свою деятельность на наиболее важных событиях. Внутренее торможение приобретается в течение жизни, оно не является врожденным. Основным условием для проявления внутреннего торможения является не подкрепление условного раздражителя безусловным. Развитие внутреннего торможения – сложный процесс, особенно у детей, в силу недостаточной морфофункциональной зрелости коры головного мозга и высокой активности подкорковых структур. Внутреннее торможение трудно выработать у детей со слабым типом нервной системы (меланхолическим) и подкорковым безудержным типом (холерическим).Но при этом у них очень хорошо выражены безусловные (врожденные) виды торможения. Дети до трех лет сохраняют большую склонность к внутреннему индукционному торможению и благодаря этому ребенок находится в большой зависимости от действия случайных посторонних раздражителей. Любая начавшаяся деятельность может быть тотчас же прекращена при неожиданном постороннем воздействии. Процессы внутреннего торможения усиленно развиваются у детей в возрасте 4-7 лет, особенно это касается дифференцировочного торможения. Однако в этот возрастной период внутреннее торможение слабее, чем у взрослого человека, поэтому ребенок не может долго сдерживать себя на уроке, сосредоточенно и внимательно слушать. В 7-9 лет период активного внимания составляет 20 минут, в 10-12 лет – 25 минут, в 13-15 – 35 минут. Если больше этого времени ребенок занимается учебной деятельностью, он начинает отвлекаться от дела, в классе возникают разговоры... При напряженной работе усиливается внешнее торможение и ослабевает внутреннее, в результате чего развивается запредельное. Для снятия умственного утомления надо проводить физические минутки, паузы и уроки физкультуры. Необходимо соблюдать гигиенические принципы при составлении расписания уроков: трудные ставить 2-ым, 3-им и 4-ым уроками; для 1-2-го классов продолжительность уроков должна быть не более 35 минут. Также нужно учитывать суточный ритм функционирования детского организма.
|